После телевыступления премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, которое дало второе дыхание полузабытым, двухлетней давности словам Сергея Иванова "Люди — наша новая нефть", видные представители либерального крыла в отечественной "властной вертикали" также отметились резонансными заявлениями: глава "Роснано" Анатолий Чубайс — о том, что российское общество "инфантильно", поскольку "за 25 лет не удосужилось даже сказать спасибо бизнесу за всё, что бизнес сделал в стране", а руководитель Счётной палаты Алексей Кудрин — о том, что развитие национальной экономики станет возможным только в том случае, если россияне начнут "больше работать и меньше получать".
Виктор Черномырдин уже несколько лет, как отошёл в лучший мир, но дело его в наших "верхах" живёт и процветает. "Никогда такого не было, и вот опять", — сказал бы сам Виктор Степанович. Потому что не человек красит систему, а система — человека. И если "винтик" оказывается "не той системы", он из неё быстро изымается — по крайней мере, пока система работает. Поскольку и Чубайс, и Кудрин, и иже с ними "крутятся" во власти с начала 90-х годов — значит, они "винтики той системы", правильные и безотказные (ну, почти безотказные — вспомним хотя бы известный конфликт между Медведевым и Кудриным образца 2011 года). И когда они говорят почти одновременно и настолько "в пандан" друг другу, то это не совпадение личных мнений, а вполне себе властный консенсус. Что люди — хороший, безотказный и, по сути, главный, если не единственный источник доходов для экономики и государственного бюджета. А государство — это кто? Государство — это вот они: те, у кого власть и собственность. В том числе — собственность за рубежом. Какие там 500 миллиардов долларов в иностранных банках? По данным ЦБ РФ, только вывоз капитала из России за период 2008—2018 гг. достигнет 735,9 млрд. долл. Говоря словами В.И. Ленина, узок круг этих "государственников", страшно далеки они от народа…
Но, как видим, ничуть не переживают по этому поводу. И, правда, чего им переживать? Система работает, "и текут, куда надо, потоки, и в конце, куда надо, впадают…" Унутренних супостатов почти уели, унешним супостатам и их санкциям — хотя и неохотно, ибо "для себя" убыточно, — пока успешно противостоят. Как написал один из безвестных отечественных поэтов:
На вид всё вроде в шоколаде,
Но если внюхаться — то нет.
И здесь, конечно, проблема (они ведь не прикидываются такими, наши грамотные управленцы и эффективные менеджеры, не вводят в заблуждение супостатов, — они такие и есть). Эта проблема заключается, на мой взгляд, даже не в сакраментальном вопросе выбора: "Что это, глупость или измена?", — а в понимании самого феномена человека и общества. За многотысячелетнюю историю вариантов такого понимания предлагалось великое множество, и некоторые из них благополучно дожили до наших дней. Разделить и сгруппировать их можно по разным признакам, среди которых есть и дихотомия "цель/средство". Образно говоря, кто мы, люди: "венец творения (эволюции природы)" или же "промежуточный этап" к чему-то ещё более значимому — например, к развитию экономики или же рюмке хорошего французского коньяка с ломтиком лимона?
Так вот, вся наша властная вертикаль, при всём уважении к ней (которого она требует чем дальше, тем настойчивее), исповедует "символ веры" второго типа — и даже неважно, считают ли они себя при этом "сверхлюдьми", призванными управлять "быдлом", или же "слугами народа", ведущими оный к "комфортной и уютной жизни". У них всё равно "человек для субботы (то есть экономики и денег), а не суббота (то есть экономика и деньги) для человека". Вот что по-настоящему страшно. Ведь всё, что человек говорит о других, он на самом деле говорит о себе и только о себе. По-другому не бывает. Ну, почти не бывает.
Поэтому "хайли лайкли" остаётся предположить, что Кудрин, Чубайс и Ко, даже являясь частью российской власти, сами себя в глубине души признают именно такой "нефтью" — бессубъектным "полезным ископаемым", которое используют истинные "хозяева мира", обладающие реальной властью и правом собственности. А смысл их существования как такого ресурса — быть проданным подороже и переработанным во что-нибудь максимально полезное и статусное. Поэтому — что им другие люди, что им общество, что им страна, что им её прошлое и будущее?
Всем хорошо известна фраза знаменитого британского политика XIX века лорда Пальмерстона о том, что "у Британии нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов; только наши интересы вечны и постоянны, и защищать их — наш долг". Куда менее известна иная фраза того же автора: "Британские интересы превыше законов и справедливости, ибо они и есть законы и справедливость". Цинично? Да. Мерзко? Да. Зато абсолютно субъектно. А где "наш ответ Пальмерстону"? Вот эти "эффективные менеджеры", которые, по сути, ни в грош не ставят ни себя, ни — уже как следствие — свою страну, ни народ, который они именуют "населением", "налогоплательщиками" и прочим "электоратом"? Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.