Уж даже и не смешно: Россию на четыре года отстранили от международных соревнований. И опять за допинг. Ну хоть бы новенькое что-нибудь придумали.
Отстранили, потому что могут. Они – хозяева мировой игры. И играют они неспортивно. Впрочем, спорт сегодня неспортивен сам по себе. Он играет ту же роль, что гладиаторские бои в Древнем Риме эпохи упадка. Те самые «зрелища», которые наряду с хлебом доставлялись древнеримским социальщикам, чтоб те не бузили и по возможности размножались, не давая иссякнуть гражданам Рима. Тут тебе и возбуждающие кровавые сцены, и захватывающий дух борьбы, и накаченные тела, приятные глазу праздных матрон. И всё это – не слезая с дивана. Впрочем, у тех, древних, были жёсткие каменные скамейки, а у наших современников – пружины и поролон под пятой точкой – прогресс налицо. А в остальном – всё по-прежнему. Боевой дух, гром победы – и всё это не только без малейшего не то, что риска, а даже и без усилия. На то есть гладиаторы. Спортсмены спорта высших достижений – это они и есть. Что они не погибают прямо на глазах у публики объясняется просто жидкими нервами современного цивилизованного человечества. Запроса на это нет. Впрочем, здоровья современные гладиаторы не щадят, спорт высших достижений не здоровье укрепляет, а ведёт к болезням, травмам и инвалидности. Так что и нынешние гладиаторы погибают, но чуть позже и не на глазах слабонервных зрителей.
Так зачем нам так исступлённо нужно лезть на все эти олимпиады и прочее, откуда нас гонят поганой метлой? Какие именно блага наша страна покупает ценой столь громадных унижений? Притом не только унижений: денег вся эта буча стоит умопомрачительных.
Говорят: спорт высших достижений сегодня олицетворяет национальную честь и играет примерно ту же роль, что когда-то играли победы в войне. От частого повторения эта идея приобрела характер установленной истины. Да, за неё «топят» мириады спортивных чиновников и вообще причастных к делу лиц.
Но так ли это – большой вопрос. Вот лично я – обычная российская гражданка. Я абсолютно к этому делу равнодушна. И много знаю таких. Есть и такие, которые всё это активно презирают. Значит, не всем это надо? Имею ли я потребность гордиться своей страной? Имею. Но поводов может быть сколько угодно, и они могут быть в самых разных областях. Если мне будут рассказывать по телевизору о российских достижениях в области науки и техники – может, я ещё больше возгоржусь? Или снимут фильмы о славных русских полководцах, писателях, композиторах – может, простые люди ещё сильнее возгордятся? Только показана эта жизнь должна не глазами горничной, подглядывающей барскую жизнь сквозь замочную скважину, а так, как это умели делать в 40-50-е годы, когда снимали много биографических фильмов. Так что гордиться можно очень многим.
После Октябрьской революции было объявлено, что спорт «сознательным пролетариям» - не нужен, а нужна физкультура, которая несёт «крепость мускулов и свежесть кожи», как сформулировал Маяковский. Одно время считалось, что даже и соревнования не нужны, а нужны совместные занятия гимнастикой. Потом взгляды изменились, но советские руководители крепились до последнего, отрицая профессиональный спорт. Но не выдержали: по факту в СССР профессиональный спорт был.
Так не вернуться ли нам к заветам отцов? Объявить, что нам не нужен профессиональный спорт, а нужна массовая физкультура. И пускай каждый ребёнок сможет бесплатно ходить на занятия любым видом спорта. И пускай соревнуются меж собой – дворовые, районные, школьные команды. Пускай в каждом дворе будет физрук – тоже советское слово: физкультурный руководитель. Вообразите: он выкликает народ на зарядку, устраивает лыжные вылазки в лес. Сделать эту работу высокооплачиваемой, а значит – уважаемой и престижной. Трубить день и ночь, как мы отказались от упадочнического (и в ведь правда – упадочнического!) спорта и заменяем его всеобщей физкультурой. Жиреть у телевизора – стыдно, а совершать пробежку во дворе или на стадионе – почётно и достойно. Иметь лишний вес – это стыдно, быть стройным до старости – почётно. Тот же физрук должен иметь знания по правильному питанию и давать надлежащие советы. Вот этим и нужно гордиться – что привёл вес в норму, а не тому, что наши доблестные олимпийцы, из которых половина покупные – куда-то там прыгнули или что-то забили. Государство должно и может руководить предметами гордости.
Теперь вопрос второй. Зачем? Зачем мы, словно паршивая собачонка к прохожему, назойливо льнём к Западу, скулим под дверью и непременно хотим во всём участвовать и изображать из себя таких же, как наши светочи, учителя и кумиры? Это очень важный и глубокий вопрос, без ответа на который мы не сможем полноценно идти вперёд. Это глубокая болезнь народного духа – низкопоклонство перед Западом. Откуда она и как лечить – об этом надо серьёзно говорить. А что до олимпиады – то нужно просто спокойно уйти. Без комментариев. И вернуться только тогда, когда нас четыре года будут настоятельно звать назад. Ровно четыре.