Сообщество «Салон» 16:28 6 марта 2018

Высоцкий как мистик и рок-герой

Александр Ф. Скляр/Ва-БанкЪ. «Оставайтесь, друзья, моряками! Песни Владимира Высоцкого».
4

Александр Ф. СКЛЯР/ВА-БАНКЪ. «Оставайтесь, друзья, моряками! Песни Владимира Высоцкого». («Союз»)

Определение новой работы Александра Ф.Скляра как «альбома каверов», как говорится, ни о чём, зато отлично передаёт настроение и содержание наименование - «пластинка-посвящение». Песни Высоцкого в репертуаре Скляра проявлялись неоднократно, но опыт целого альбома - совсем иной случай. Пластинка не задавлена грандиозным авторитетом барда, поэта и актёра, однако и вариант прямолинейного волюнтаризма, как частенько бывает со своими версиями, тоже был исключён. Возьмём сборник середины девяностых «Странные скачки» и тамошние «ва-банковские» «Холода» - громоздкие, тяжёлые, сотворённые на волне движухи «Учитесь плавать» - при всей объяснимости того подхода легко заметить, какой путь прошёл Скляр как идеолог-музыкант. И не забудем клавишника и продюсера Александра Белоносова и его весомую роль в последних альбомах Скляра/«Ва-банка».

«Оставайтесь, друзья, моряками», по выражению музыкантов, сделан так как бы прозвучали песни Высоцкого в формах «олдскульного рок-н-ролла и блюза». Можно, конечно, слегка поспорить: у Высоцкого и в семидесятые были возможности обратиться к рок-форме. Например, как заметил Георгий Осипов, в записи с оркестром Г.Гараняна шахтёрского марша «Чёрное золото» использован знаменитый рифф «Green Onions» Booker T. & MG'S. Но что было, то было – гадать не будем. При этом «под Высоцкого» на альбоме ничего не спето, а музыкальные виражи сознательно лаконичны.

«Оставайтесь, друзья, моряками» - очень неслучайная история. Тут каждое лыко в строку: и эпиграф из куваевской «Территории»: «Может быть суть в том, чтобы в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, не тёк бездумной водичкой по подготовленным желобам, а знал грубость и красоту реального мира, жил как положено жить мужчине и человеку», и обложка художника Петра Скляра с бывалым моряком и 16-лучевой звездой – Солнцем, и полсотни изначально отобранных номеров – всего же на пластинке чёртова дюжина песен, а также стихотворение «Гроза» («Когда я отпою и отыграю…»), которое читает Никита Высоцкий, а к созданию звукового образа руку приложил сам Алексей «Плюха» Плюснин. Вообще на альбоме солидная компания привлечённых гостей: тут тебе и Дмитрий Харатьян, и Маша Макарова, и Николай Девлет-Кильдеев, и Сергей Летов и многие другие. Не могу сказать, что все приглашённые кажутся совсем уж обязательными соучастниками записи по части художественного эффекта, однако важна внутренняя логика создателей альбома. 

Скляру сотоварищи удался довольно сложный маршрут – и сохранить  Высоцкого, и представить именно свою пластинку. Кстати, поэтому песни, по большей части, не из числа самых известных, ходовых. Есть метафизика «Белого безмолвия», есть «мне вчера дали свободу – что я с ней делать буду», но имеются и те, о которых даже сам Скляр узнал, только начиная готовить альбом. Такова, например, песня белых офицеров «В куски разлетелася корона» (написанная к спектаклю «10 дней, которые потрясли мир») – пожалуй, единственная в которой слышна общественная нота, и она сразу обрела слушательские оценки «злободневности», «про девяностые» или же про «события последних лет».

Спор о знамёнах, под которые мог бы встать Высоцкий, проживи он хотя бы лет на пятнадцать дольше, чего в нём было больше - Жеглова или «Метрополя», какова была бы его нынешняя «Лекция о международном положении» - спор неизбежный, похоже, вечный, и вряд ли имеющий однозначные ответы.

А вот «Оставайтесь, друзья, моряками» - выход из режима бинарных оппозиций. Скляр сделал акцент на принципиальные для него точки мира Высоцкого – стихии, природа, выбор, свобода, Север, где «не водится  воронья», а возможно даже «все узлы бытия развязаны». Так и один из заметных номеров позднего Скляра «Команданте Че» - не гимн марксистским убеждениям легендарного революционера, но дань уважения его кшатрийскому духу и верности своему Пути.       

И Владимир Высоцкий настоящей пластинки – не трибун, не сатирик, но мистик, проводник в иные миры и рок-герой.  

                   

10 мая 2018
Cообщество
«Салон»
16 0 8 807
27 апреля 2018
Cообщество
«Салон»
1 1 15 215
Cообщество
«Салон»
11 0 9 387

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
6 марта 2018 в 20:36

Высоцкий был рассчитан на Титана Возрождения,
но алкоголь не позволил ему раскрыться во всю мощь,
и он не дотянул до гениальности.
Он не смог оценить величия советского проекта.
О его клиническом алкоголизме свидетельствует
симптом частоты алкогольной тематики.

У наших мужиков есть соблазн не только простить ВВ
его пристрастие, но даже как бы легитимизировать порок
и даже считать его стимулятором творчества.

Жалкие потуги, призванные оправдать своё пьянство.
Алкогольный допинг должен быть изгнан из нашей жизни.
При Горбачёве продажа алкоголя снизилась в 2 раза,
а число рождённых дефективных детей в 30 раз!!!
Вот где наши"родники серебряные, золотые наши россыпи".

Так что не надо излишней героизации Высоцкого.
Ничего, кроме вреда из этого не последует,
потому как пить станут больше и рожать дефективных,
а также гибнуть в ДТП, пьяных пожарах,разборках, при
семейном насилии и так далее.
Этого Вам мало?
Сожалею.

7 марта 2018 в 01:42

Попытки самовыражения у Скляра, Лепса и Козленко (пост выше), - за счет ГЕНИЯ стать чуток популярней, - понятны и объяснимы. Бездарь всегда использует гениев (особенно тщательно - покойных). А присутствие в тексте имени Никиты Высоцкого, очевидно, как и у остальных участников проекта ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОММЕРЧЕСКОГО,
свидетельствует вовсе не о заслугах Владимира Семеныча, а о падении морали нашего века.

Для меня главным стало подтверждение: Высоцкий НАВСЕГДА останется Высоцким. Его не испортил ни Скляр, не испортят и рэперы и хипхоперы. Он слышен ЛИЧНО через любую лабуду... Что до стихов, которые уже вторая градация "утраченных поколений" просто не ВОСПИТАНА и не ОБУЧЕНА читать и понимать, - исключительно жаль. Только эта Планета обязательно даст еще поколения, в которых ценность НАСТОЯЩЕГО творчества станет куда выше, чем стоимость современных идолов проклятого денежного мира, и стихи, и старые песни в авторском исполнении станут КУДА БОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ, а имена клопов, пирующих на чужой славе навсегда канут в Лету.

11 апреля 2018 в 12:35

Виктор, Вы мастер оригинальных комментов, но здесь превзошли самого себя)

7 марта 2018 в 21:03

В С.

Второй абзац удачный.