Авторский блог Василий Шахов 00:11 6 марта 2017

Михаил Зарников:планетарная полемика о Захаре Прилепине-2

Экспозиции Московско-Троицкого общественного дистанционного университета Знаний

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

МИХАИЛ ЗАРНИКОВ: ПЛАНЕТАРНАЯ

ПОЛЕМИКА О ЗАХАРЕ ПРИЛЕПИНЕ-2

· Артур Каграманянц

3 марта 2017 в 22:18

«…Спасибо Вам за эту статью Михаила Зарникова о Нашем Захаре ! Вы , Александр Андреевич… - являетесь для меня - Эталоном служения Нашему Отечеству! !Разрешите мне ,присоединить к Вашей статье , частицу ,и моего сердца .

Здравствуйте дорогие ,,Комсомольцы" - Вы как всегда - На Высоте , пишете Правду ! Мы в Канаде всегда читаем и поддерживаем вашу направленность и патриотизм . Вот и сейчас прочитали статьи Дмитрия Стешина - ,, Нам говорят , что умереть за Родину - шизофрения ! " и Захара Прилепина -,, Смертный полк Бильжо ". ,, Спасибо Вам Мужики , за Вашу Совесть и за Вашу Честь ! " По «горячим следам», написал стихотворение - благодаря Вам . Почитайте его в редакции и если можно пошлите Захару . Мы всегда с Вами и с Нашей Родиной - Россией ! Артур Грозный . Торонто .
-------------------------------------------------------------
МЫ ПОМНИМ .....
--------
,, Захар Прилепин " - ну ты и прилепил ,
Всю эту либеральную мразоту ,
Всех тех , кто Нашу Зою объявил ,
С Полком Бессмертным , в сумасшедшую пехоту .
------------------------
Всех тех , кто деньги собирает ,
Чтоб били в Украине Москалей ,
Всех тех , кто Русь - от Русских защищает ,
Холопов - Западных , уродов , сволочей !
-----------------
В своей статье , про Смертный полк Бильжо ,
Ты рассекретил ,, ихнюю природу ,,
В иуд - Иуды , превратить хотят ,
Российскую Элитную Породу !
-------------
Их матери , отцы , и деды ,
Служили верно ,, Сталинской машине " ,
И были , неотъемлимою частью ,
Как говорят они - ,, кровавого режима ,, .
--------------
А Наши деды , ни когда не сомневались ,
Остались Родине в Священный час верны !
Они ведь знали , что от них плоды остались ,
Их семена - для возрождения страны .
---------------
Ей вырвали ногти , жестоко избили ,
По снегу босую , девчонку водили ,
Она же молчала , безмолвно стонала ,
Ни слова врагам про своих не сказала .
----------------
Хранить Партизанскую тайну ,
Они называют - мутизмом ,
С них прёт руссофобская сущность ,
И , ненависть - к Нашей Отчизне .
--------------
Зоя , Матросов , Панфиловцы , Жуков ....
Святы для нас , их подвиг и муки !
Их Имена - это Наши Иконы !
Все кто сражались - Их Миллионы !
---------------
А Ты Захар , пиши как пишешь - Просто ,
С любовью к Родине , к Героям , к Человеку ,
Глядишь , и твой портрет подымут внуки - Гордо ,
В Полку Бессмертном ! В Памяти Навеки !

· Артур Каграманянц. Т о р о н т о. Из письма-комментария

· к эссе Михаила Зарникова, опубликованного в Газете

· Государства Российского.

Что бы я делал без них?

Человек поднимает фонарь, ходит в темноте, - ищет смысл.

Он может сказать, что нёс людям свет, но в конечном итоге правдой останется то, что он освещал себя.

Разве можно жить, если у тебя нет легчайшего и радостного осознания того, что вот за этого человека ты отдал бы свою жизнь? Кажется, что только чувство своей малости, своей растворённости, мимолётности - делает тебя человеком.

Иногда я оглядываюсь вокруг и понимаю, как мне повезло. Не нужно искать смысл - смысл сам ходит за мной по пятам. Мне не обязательно держать фонарь над своей головой. Меня и так освещает с четырёх сторон.

Теперь дети крепят и строят нашу любовь.

…Я не думаю о бренности бытия, я не плакал … ровно с той минуты, как моя единственная сказала мне, что любит, любит меня и будет моей женой.

С тех пор я не нашёл ни одной причины для слёз, а смеюсь очень часто и ещё чаще улыбаюсь посередь улицы — своим мыслям, любимым…

…За окном снег и весна, снег и зима, снег и осень. Это моя Родина…

………………………………………………………………………………………..

«За окном снег и весна, снег и зима,

снег и осень. Это моя Родина…» (ЗАХАР ПРИЛЕПИН)

Михаил Зарников приводит в своём художественно-документальном очерке

репортажные заметки о встрече Захара Прилепина с земляками в Добровском районном Доме культуры…. Эти репортёрские заметки-свидетельства принадлежат перу талантливой журналистки с «малой родины» Прилепина – СМЕТАНИНОЙ…

Сам я тоже хорошо помню эту сцену… Земляки также приглашали меня на Пушкинские Встречи, Левитовские Чтения, Фольклорно-поэтические праздники…

На одном из юбилеев ДОБРОВСКОГО РАЙОНА я произнёс приветственное слово в жанре лиро-эпического С К А З А Н И Я… Позволю себе процитировать моё искреннее, признательное обращение к юбилярам:

Земляк рязанский гениальным был,

Но всё-таки узрели добры люди:

Метафорой Есенин согрешил:

Не затерялась Русь в мордве и чуди!..

С вершин истории да вот на эти дни

Двухтысяча одиннадцатого года

Горят, скорбят, гласят сигнальные огни

России древней славного народа!

И где-то там, в потайной глубине

Эпох и эр, веков и поколений

Воспоминанием о будущем оне –

Исторья - эхо

ускользающих мгновений…

Кто не забыт, а кто забыт…

И покаянье - холодок за ворот…

В туманах радужных взлелеян,

но сокрыт,

То ли посад-село, то ль город…

Река Воронеж ласкою ракит

Лишь тень его, лишь стон хранит…

* * *

А степняк-то зло не любит,

Если гость- то приголубит,

Если ворог – острый меч,

(Голова арбузом с плеч)…

Дико Поле… Даль степная…

Взгляды витязей остры.

Всполошилась тьма ночная:

Жгут сигнальные костры.

Век печалится Воронеж:

Где сторожа – там курган…

Скольких близких не воротишь!

Гудовище-городище

стонет бурею от ран…

* * *

«Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы?» –

Стонет чибис у реки.

Плачут молча, плачут в голос,

Боль смывают родники,

На костях орлы ретивы,

На крови тучнеют нивы…

И ржание в ночном

коней -

Как эхо

просквозивших дней…

* * *

Былинной древностью овеян Добрый-город.

Жил добр к добру, врага мемом встречал.

На верфях Пётр – державен, ловок, молод –

Былую славу россов возрождал.

Старинный люд – добротной русской пробы,

Труду знал цену, совесть чтил и честь.

И даже к ворогу чурался злобы

(У сильного на человечность право есть!)

Но скован он невольничьей петлёю:

Страшнее ада голода полон!

Баюкали левитовские думы

Кандальный звон да колокольный стон…

* * *

Возрождается чудом истинным

Колокольный призывный звон;

Доброгласие,

Добролюбие,

Доброделие

Здесь – закон…

Рой пчелиный у липы – как вьюга,

А каликинский, в лаптях, Матвей

Перепляшет с Крутого подругу

До папашкиных новых лаптей…

Хмель сушили в непогоду,

В шалаше с любимой – рай,

Решетом носили воду

И блинами конопатили сарай…

Знает пахарь и артельщик:

За добро ведь Бог плательщик…

И склоняется к дубу рябина,

В небесах – журавлиный маршрут…

Глазунов и команда-дружина

В Добром добре добро берегут…

У задумчивых речек спроси;

И ответят они - так и знай:

Славен Шальнев Борис на Руси:

Он прославил наш Добровский край!

От Чечёр ни минуты покоя,

Пух Лебяжьего мягок и чист,

Никнут лютики в Волчьем от зноя,

В Хомутцах осерчал баянист,

У Борисовки – пышки в сметане,

Размалинился Дальний в глуши,

Домовой под Крутое заманит,

Леший в Ратчине…

– шмыг в камыши!..

Небо в Гудово – в звёздах лучистых,

У Махонова – всполох калин,

Млеет Панино в мальвах цветистых,

У Путятина - пламень рябин.

У Трубетчина – честь и заслуги:

Князь Васильчиков, князь Трубецкой…

По Воронежу плавали струги,

А Мартынчик снабжал их водой…

Звон вечерний, звон - на рассвете,

Когда росами вспрыснута рань,

Осеняют молитвами дети

Густый, Каменный и Куймань.

Земляк рязанский гениальным был,

Но всё-таки узрели добры люди:

Метафорой Есенин согрешил:

Не затерялась Русь в мордве и чуди!..

С вершин истории да вот на эти дни

Двухтысяча одиннадцатого года

Горят, скорбят, гласят сигнальные огни

России древней славного народа!

И где-то там, в потайной глубине

Эпох и эр, веков и поколений

Воспоминанием о будущем оне –

Исторья - эхо

ускользающих мгновений…

Кто не забыт, а кто забыт…

И покаянье - холодок за ворот…

В туманах радужных взлелеян,

но сокрыт,

То ли посад-село, то ль город…

Река Воронеж ласкою ракит

Лишь тень его, лишь стон хранит…

* * *

А степняк-то зло не любит,

Если гость- то приголубит,

Если ворог – острый меч,

(Голова арбузом с плеч)…

Дико Поле… Даль степная…

Взгляды витязей остры.

Всполошилась тьма ночная:

Жгут сигнальные костры.

Век печалится Воронеж:

Где сторожа – там курган…

Скольких близких не воротишь!

Гудовище-городище

стонет бурею от ран…

* * *

«Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы?» –

Стонет чибис у реки.

Плачут молча, плачут в голос,

Боль смывают родники,

На костях орлы ретивы,

На крови тучнеют нивы…

И ржание в ночном

коней -

Как эхо

просквозивших дней…

* * *

Былинной древностью овеян Добрый-город.

Жил добр к добру, врага мемом встречал.

На верфях Пётр – державен, ловок, молод –

Былую славу россов возрождал.

Старинный люд – добротной русской пробы,

Труду знал цену, совесть чтил и честь.

И даже к ворогу чурался злобы

(У сильного на человечность право есть!)

Но скован он невольничьей петлёю:

Страшнее ада голода полон!

Баюкали левитовские думы

Кандальный звон да колокольный стон…

* * *

Возрождается чудом истинным

Колокольный призывный звон;

Доброгласие,

Добролюбие,

Доброделие

Здесь – закон…

Рой пчелиный у липы – как вьюга,

А каликинский, в лаптях, Матвей

Перепляшет с Крутого подругу

До папашкиных новых лаптей…

Хмель сушили в непогоду,

В шалаше с любимой – рай,

Решетом носили воду

И блинами конопатили сарай…

Знает пахарь и артельщик:

За добро ведь Бог плательщик…

И склоняется к дубу рябина,

В небесах – журавлиный маршрут…

Глазунов и команда-дружина

В Добром добре добро берегут…

У задумчивых речек спроси;

И ответят они - так и знай:

Славен Шальнев Борис на Руси:

Он прославил наш Добровский край!

От Чечёр ни минуты покоя,

Пух Лебяжьего мягок и чист,

Никнут лютики в Волчьем от зноя,

В Хомутцах осерчал баянист,

У Борисовки – пышки в сметане,

Размалинился Дальний в глуши,

Домовой под Крутое заманит,

Леший в Ратчине…

– шмыг в камыши!..

росами вспрыснута рань,

Осеняют молитвами дети

Густый, Каменный и Куймань.

Небо в Гудово – в звёздах лучистых,

У Махонова – всполох калин,

Млеет Панино в мальвах цветистых,

У Путятина - пламень рябин.

У Трубетчина – честь и заслуги:

Князь Васильчиков, князь Трубецкой…

По Воронежу плавали струги,

А Мартынчик снабжал их водой…

………………………………………………………………………………………………

«За всё, что получил доброго, я платил

жизнью…»(ЗАХАР ПРИЛЕПИН)

Цитируемая в очерке Михаила Зарникова добровская журналистка-газетчица Сметанина воспроизвела сказанное на встрече Захара Прилепина:

…- Человеческое благополучие во многом зависит от жизни как таковой. Даже писательский успех определяется не только качеством текстов. Тебе воздаётся и за твой дар, и за жизнь в целом, за твою последовательность, честность. За всё, что получил доброго, я платил жизнью. Когда получаю от жизни втык - тоже, как правило, понимаю, за что. Это касается всего - отношения к женщинам, деньгам, зависти, алкоголю. Чем больше себя контролируешь, чем строже к себе относишься, тем больше тебе воздаётся. Применительно ко мне это работает безотказно.

Общественный идеал Захара Прилепина… Нравственно-эстетический идеал Захара Прилепина…

…- Я говорю им (своим детям): читать книги не только удовольствие и развлечение. Миром правят люди, которые умеют понимать чужой текст и воспроизводить свой. Читайте больше, и вы обыграете всех. Я не был самым сильным бойцом, не прибегал первым в кроссах, но очень быстро стал командиром отделения и замкомвзвода. Помню, как в Чечне моим сослуживцам указывали: «Вот вы всё девочек в журналах разглядываете, а Прилепин-то у вас Чехова читает». Так что даже не сомневайтесь, у человека читающего гораздо больше шансов построить для себя то будущее, которое он хочет. Он более конкурентоспособный и рентабельный, и так будет всегда. Помните: Пушкин, Есенин, Чайковский, Свиридов - часть нашего кровотока. Лермонтов, Дмитрий Донской, Чехов, Сергий Радонежский - родня. Они говорят на нашем языке. Мы их слышим и понимаем…

Цитированные выше слова Захара Прилепина – из тех, которые формируют активную жизненную, активную нравственную позицию…

Национальная идея в понимании автора «Обители»

И Сметанина, и Зарников акцентируют внимание на особенности мировоззренческой позиции публициста-земляка, оригинального мыслителя («Ближайшие десятилетия - а Россия в нынешнем её положении на большее чем десятилетия и не может рассчитывать - так вот, ближайшие даже годы мы должны поставить на то, что нам необходимо вырастить поколение новых людей».

Диктофон как бы «запротоколировал» сказанное, выслушанное, солидарно встреченное.

Захар Прилепин говорил о том, что школы и университеты, детская медицина, детский спорт, кружки и секции, детские научные журналы, детские телеканалы, детские радиостанции - это должно быть сделано лучшими умами страны и обладать всеми необходимыми качествами: отсутствием государственного догматизма, сверхинтересностью, высоким интеллектуальным уровнем.

Захар Прилепин констатировал, что каждого ребёнка мы должны воспринимать как национальное достояние. Через шестнадцать лет после своего рождения ребёнок должен получить то, чего никогда не получали дети ни одной нации мира. Он должен говорить как минимум на трёх языках. Владеть как минимум одним ремеслом. Играть как минимум на одном музыкальном инструмен­те. Быть профи как минимум в одном виде спорта. Знать алгебру и физику, анатомию и астрономию. Увидеть и покорить географию всей страны, от края до края. Ориентироваться в тайге и в экономических школах. Подшивать воротнички и вязать носки. Помнить наизусть как минимум по одному стихотворению ста поэтов и уметь разыграть как минимум сто самых известных партий в шахматы. Представления его о чести и совести должны быть определённы, а не бесконечно расплывчаты, как у нас. Образцами его поведения должны стать святые и подвижники, образцами его речи - поэты и пророки. Он должен уметь стрелять, петь, танцевать двадцать разных танцев, молиться, управлять любым видом транспорта, включая летательные аппараты, плавать под водой, создавать и взламывать компьютерные системы, оказывать первую медицинскую и последнюю психологическую помощь, принимать роды и знать поминальные причты.

Захар Прилепин полагает, что интеллигенция должна пойти к детям, как народники уходили в народ. К детям надо плыть, как Колумб поплыл в Америку. В отличие от Колумба у нас есть шанс найти сразу и Америку, и Индию, и даже Россию.

То, что мы через двадцать лет не узнаем своей страны, едва такие дети войдут в жизнь, - это полдела. То, что мы сами захотим стать хотя бы слабым подобием своих детей, - другие полдела.

Самое важное (полагает Захар Прилепин), что никаких шансов у нас просто нет. Мы отработанный материал, надо честно себе в этом признаться. Каждый из нас, может быть, и хорош, в целом мы - годимся только на то, чтоб уступить дорогу тем, кто даст нам право добраться до своего предела и не заголосить от ужаса, оглянувшись назад.

Национальная же идея есть, осталось заставить работать на неё всё это государство и всю нацию целиком - на все его и наши оставшиеся мощности…

ОТЧИЧИ И ДЕДИЧИ ПРИЛЕПИНЫХ, ФРОЛОВЫХ,

ШАХОВЫХ, ЗАРНИКОВЫХ, ШАЛЬНЕВЫХ, ГОНЧАРОВЫХ

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

ЕКАТЕРИНЫ ШАХОВОЙ

1.

С гор Воробьёвых (что в Москве)

Заздравно-песенной молве

Открыт зелёный вешний свет:

Для именинницы – привет!..

Со всех краёв родной державы

Цветы и тосты - всё для Клавы!

Фроловой Клавы…

Басыревой Клавы… -

Букеты юбилейной славы…

Добро рождается добром,

Добро сменяется добром,

В добре расти,

мужать и цвесть, -

Когда добро на свете есть

И по добру – хвала и честь…

Цветут и яблони и груши

У нашей бабушки Кланюши.

Все знают,

знают в нашем крае:

Со школьных лет – подруга Раи…

2.

От века примечал народ:

От добра древа – добрый плод.

Прекрасен добрый человек,

В добре проживший добрый век!..

Есть в добре – спасение,

место есть мечте.

Ангелы небесные рады доброте…

Сей добро,

жни добро

и добром оделяй!

Как вкусен именинный каравай -

Алёши, Миши… бабы Клани…

Улыбку помним деда Вани…

3.

Чарует добролюбцев весть:

На свете белом место есть -

Назвать его и горд, и рад:

Добро–село и Добро-град!

Есть от Ч а п л ы г и н а маршрут:

С лет древних Г у д о в о м зовут;

Пернатый гуд полётных крыл

Фроловым С о к о л заменил…

Цветут и яблони и груши

У нашей бабушки Кланюши…

Во славу юбилейных лет –

От Шаховых с Москвы – привет!..

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

ДМИТРИЯ ШАХОВА

Ну-ка, солнце, юбелейни,

Вешним светом, вешней радугой лучись!

Пусть расскажет тост-затейник

Бабы Клавы удивительную жизнь…

Чтобы тело и душа

к встрече радостной спеша

Улыбались небесам нежно-молодо,

нежно-молодо,

Юбилейную

гласили

здравицу:

Имениннице – ура!

Имениннице – ура!

Клава-Кланя всеми нами славится…

Ну-ка, ветер, вешний ветер,

про сирень и вишни не забудь!

Басыревой Клавы гудовские тропы

И Фроловой Клавы светлый путь…

Чтобы тело и душа

к встрече радостной спеша

Улыбались небесам нежно-молодо,

нежно-молодо,

Юбилейную

гласили

здравицу:

Имениннице – ура!

Имениннице – ура!

Баба Клава-Кланя всеми нами славится…

Ну-ка, дождик, успокойся,

Юбилейной песней-радугой умой,

К корешкам черёмух добирайся

И подснежники порадуй теплотой…

Чтобы тело и душа…..

Эй, вы гости, все взбодритесь.

К дружной песне приготовьте голоса…

Семь десятков лет… Вы песней-эхом отзовитесь…

Юбилейная – в рассветах – полоса…

«Социалисты конца XIX - начала ХХ века пытались

повенчать социализм с христианством…» (ЗАХАР ПРИЛЕПИН)

. «Да, атеисты пришли к власти, и атеизм стал государственной идеологией, но это не значит, что все революционеры были атеистами. Там сложная история. Там такой клубок самых разнородных воззрений, в том числе и фанатически религиозных»

З а х а р П р и л е п и н..

 1
 
 Земля моя златая!
 Осенний светлый храм!
 Гусей крикливых стая
 Несется к облакам.
 
 То душ преображенных
 Несчислимая рать,
 С озер поднявшись сонных,
 Летит в небесный сад.
 
 А впереди их лебедь.
 В глазах, как роща, грусть.
 Не ты ль так плачешь в небе,
 Отчалившая Русь?
 
 Лети, лети, не бейся,
 Всему есть час и брег.
 Ветра стекают в песню,
 А песня канет в век.
 
 2
 
 Небо - как колокол,
 Месяц - язык,
 Мать моя - родина,
 Я - большевик.
 
 Ради вселенского
 Братства людей
 Радуюся песней я
 Смерти твоей.
 
 Крепкий и сильный,
 На гибель твою
 В колокол синий
 Я месяцем бью.
 
 Братья-миряне,
 Вам моя песнь.
 Слышу в тумане я
 Светлую весть.
 
 3
 
 Вот она, вот голубица,
 Севшая ветру на длань.
 Снова зарею клубится
 Мой луговой Иордань.
 
 Славлю тебя, голубая,
 Звездами вбитая высь.
 Снова до отчего рая
 Руки мои поднялись.
 
 Вижу вас, злачные нивы,
 С стадом буланых коней.
 С дудкой пастушеской в ивах
 Бродит апостол Андрей.
 
 И, полная боли и гнева,
 Там, на окрайне села,
 Мати пречистая дева
 Розгой стегает осла.
 
 4
 
 Братья мои, люди, люди!
 Все мы, все когда-нибудь
 В тех благих селеньях будем,
 Где протоптан Млечный Путь.
 
 Не жалейте же ушедших,
 Уходящих каждый час, -
 Там на ландышах расцветших
 Лучше, чем в полях у нас.
 
 Страж любви - судьба-мздоимец
 Счастье пестует не век.
 Кто сегодня был любимец -
 Завтра нищий человек.
 
 5
 
 О новый, новый, новый,
 Прорезавший тучи день!
 Отроком солнцеголовым
 Сядь ты ко мне под плетень.
 
 Дай мне твои волосья
 Гребнем луны расчесать.
 Этим обычаем гостя
 Мы научились встречать.
 
 Древняя тень Маврикии
 Родственна нашим холмам,
 Дождиком в нивы златые
 Нас посетил Авраам.
 
 Сядь ты ко мне на крылечко,
 Тихо склонись ко плечу.
 Синюю звездочку свечкой
 Я пред тобой засвечу.
 
 Буду тебе я молиться,
 Славить твою Иордань...
 Вот она, вот голубица,
 Севшая ветру на длань.
 
 20-23 июня 1918.
 Константиново
 
 ИЗ ПИСАТЕЛЬСКИХ МОНОЛОГОВ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА 

- В моих текстах - мысли и о том, что сопереживание, вера в то, что жизнь - чудесный дар и стоит им дорожить. Что наши печали не стоят печали, что наше раздражение смешно, что света в мире больше, чем сумрака. Не то что я хотел бы убедить в этом читателя - я, в первую очередь, себя бы хотел убедить. Я для себя пишу - я сам с собой разбираюсь. Потому что сам по себе я рефлексировать не люблю. А написал строку - и начинаешь для себя формулировать какие-то вещи: вот к этому я так отношусь, на это я так смотрю, вот женщина, вот мужчина, вот почва, вот небо. И в этих категориях начинаешь барахтаться и что-то начинаешь для себя решать.

(продолжение следует)

1.0x