Авторский блог Людмила Диковицкая 18:52 7 августа 2018

"Мы жили по соседству", или Память сердца

Не стало Риммы, что ушла в Израиле. И плачем навзрыд – не вернуть. Эпохально, «времён связующая нить» совершает виток, что «крестиком» закрепляет место на полотне вселенской жизни… Давным-давно, безудержно скучая, я набрала текст, что стал рассказом. Мазками, в нём обозначено главное – память сердца, что на века… И как бы не менялись «геополитические пристрастия» в стране и мире, неизменна преданность детству, в котором Римма, и навсегда, - Ангел. Он воплотился, чтобы играть на скрипке, любить - маму, мужа, дочь, учиться и работать, знать, уметь, понимать и помогать людям…       

Мы жили по соседству

Одна другой лучше, Ванда, Наташа, Римма, Людмила были почти одногодками. Родившись в небольшом, но очень древнем полесском городке, они щедро впитали в себя его многонациональную культуру, проявлявшуюся, прежде всего, в семейных традициях: польских, украинских, еврейских, русских, не позволявших каждой из них забыть свой род, уходящий корнями глубоко в историю человечества.

Жившие по соседству девочки часто собирались во всегда ухоженном и просторном дворе бывшего помещичьего особняка, где располагались квартиры родителей Риммы и Людмилы. Совсем маленькими подружки играли там вместе с другими детьми, никогда не ссорясь. Повзрослев, как и полагается, свиданничали в беседках своего любимого двора под ивами, кустами роз, сирени и жасмина. Впереди у них была целая жизнь… А тогда… Прекрасная пора, когда без труда и кривотолков можно было войти в любой дом, где тебе всегда рады, особо доказывая это угощением…

…Радушнее других, казалось, была семья Ванды, придерживавшаяся строгих патриархальных правил бытия. Главой семьи был родовитый поляк дед Яков, охотно раздававший всем поручения и строго следивший за их выполнением. Он любил властвовать, и все это знали, немного побаиваясь деда.

Дом у них был – полная чаша. Сторожил его сидящий на цепи пёс Дик, благодаря которому на дубовой калитке забора настораживающе висела табличка: «Осторожно! Злая собака!» Признаться, многие с оглядкой проходили мимо него, хотя это был умный породистый пёс, нюхом который чуял, кто свой, а кто чужой. Ванда, как любимая хозяйка Дика, часто выгуливала его, вольно-невольно доказывая всем своё превосходство.

Она и вправду была хороша: внешне походившая на Марину Мнишек, даже девочкой-подростком Ванда и внутренне ей соответствовала, полагая, что исключительно цель оправдывает средства. Не гнушаясь никакой работой, будущая домовладелица была безупречной хозяйкой, твердо стоявшей на ногах. Всегда знавшая, что ей нужно для полного счастья, позже Ванда закончит институт пищевой промышленности, выйдет замуж, родит ребёнка, переедет в Киев, но и там она будет жить в роскошном особняке с виноградником и садом. Сохраняя традиции отчего дома, надменно-горделивая владелица, всё же, по-прежнему всем рада…

Семья Наташи в древнем провинциальном городке состояла из дедушки и бабушки, которые растили и воспитывали внучку в меру своих сил и способностей, пока родители её занимались наукой в академгородке Новосибирска. В свободное от научных изысканий время они мечтали о переезде в стольный Киев-град. Когда уже в студенческие Наташины годы её мама всё же добьётся перевода из Новосибирска в Киев, Наташа, забыв, как и её родители когда-то, что выросла на украинском гоголе-моголе, который так умело взбивала ей бабушка, бросив всех, улетит окрылённая любовью обратно в Новосибирск. К тому времени, будучи студенткой медицинского института, она успеет влюбиться в сибиряка. Сказав всем: «За ним - хоть на край света!» - как истинное дитя природы и своих родителей-атеистов она оставит даже благополучный Новосибирск и уедет в российскую глубинку. Там родит двойню и, как положено медику, будет заботиться о здоровье нации и о сохранении всё тех же семейных традиций...

Особым укладом отличалась семья Риммы, у которой не было отца. Но традиционно Римма имела трепетное отношение к мужскому началу в семье. Способная математически, она всё же поспешит выйти замуж, тем самым, преждевременно отдав себя в полное подчинение мужу-военному. Вместе с ним она вначале послужит в Германии, а затем вернётся в городок своего детства, церквей и военных.

С началом перестройки храмов в нём будет прибавляться, а воинских частей прямо пропорционально становиться всё меньше… Безработный муж, безденежье, семейные неурядицы, зов предков, разделивший семью на два противоборствующих лагеря, не увенчают её счастьем, которого Римма, как никто другой, по доброте и умиротворённости своей натуры заслуживала. Но и она останется верна традициям, когда отношение к главному – маме, ребёнку, Родине – возвращает к святости мирозданья, где ты, понимая это, принадлежишь не только себе. И Римма, умея любить, терпеть и всецело отдаваться, покорно и безропотно, с не покидающей её надеждой, несла свой крест. И сил ей всегда хватало…

Семья Людмилы отличалась пунктуальностью, обязательностью, взаимовыручкой, что традиционно в семье от родителей. Они всегда будут стараться следовать чувству справедливости. Генетически усвоит её и любимица многих, обожавшая читать наизусть и, кажется, с рождения коленопреклоненно относившаяся к семье, литературе и армии. Она всем сердцем примет цветаевское: «Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса…», врачующее душу особым, романтично-возвышенным отношением к миру, что и поныне трепетно бережёт тайну монастырей и храмов, утопающих в роскошном колорите украинских пейзажей…

Давно потерялся среди них и любимый когда-то всеми двор, молчаливо ждущий: его непременно вспомнят так любившие играть в нём подружки. Быть может, когда-нибудь соберёт он их в тенистой прохладе своего раздолья, чтобы окунуть дорогих и его памяти девочек в живительную силу воспоминаний об истории ещё одного поколения, ещё одной страны, ещё одной эпохи. Канувшая словно в Лету, она всё же останется памятью сердца, что бережно будут хранить давным-давно жившие по соседству Ванда, Наташа, Римма, Людмила – подружки, собирательным образом которых и создавалась в контексте времени летопись красоты, любви, преданности.

1.0x