Авторский блог Александр Балтин 13:07 28 апреля 2024

Краус

к 150-летию со дня рождения

Остро вспыхивали молнии ударов по человеческим порокам:

Чего лишён ты, постоянно

Распространяешься о том:

Слепой о красках спорит рьяно,

Глухой словесностью влеком.

(пер. В. Литвинова)

Карл Краус отчасти наследовал сатирической линии старой германской, барочной поэзии: отзвуки Логау порою слышны, или тень Гриммельсгаузена мелькает…

Улыбка простака.

Или – насмешка шута, не знающего, куда в государстве пороков подевался король.

Краус происходил из богатой семьи, учился на юриста, одновременно выступая в роли литературного критика; пробовал себя на сцене.

Подлинное «я» своё расшифровывал через поэзию, волокнами сплетавшую метафизику и сатиру.

Ирония заострялась:

Нету масла, дороги овощи,
картошку — по многу часов ищи,
яйца — до желудка недоводимы.
Не хлебом единым — а что же едим мы?
Электричество надо беречь.
Печь без дров, зато в кране — течь.
Ввиду постоянных перебоев в снабжении
нужны запасы. Чего? Терпения.

(пер. В. Топорова)

Резко звучит: тем более, что нарисованная картина характерна для… большинства периодов человеческой истории, антураж только меняется.

Блистательно бликовали мыслью его афоризмы: Если человек поступает по-свински, он говорит: «Помилуйте, я всего лишь человек!» Но если с ним поступают по-свински, он восклицает: «Позвольте, я ведь тоже человек!»

Журнал «Факел», издаваемый им, стал влиятельнейшим.

Крупнейшая драма «Последние дни человечества» представляла собой мировое обозрение абсурда и жестокости, являясь реакцией на события Первой мировой.

Краус остаётся остёр – на все времена, мало что меняющие, только усугубляющие положение человека.

26 апреля 2024
21 апреля 2024
1.0x