Сообщество «Круг чтения» 12:22 24 декабря 2021

Космизм и трагизм

Русский философ Николай Анисин и его "Клад"

«Отриньте Героев,

Получите крыс…»

Гераклит (V в. до н.э.)

Недавно вышла в свет беспрецедентная по своему внутреннему трагизму книга российского философа и историка, одного из архитекторов главного народно-патриотического издания "Завтра", Николая Анисина.

Книга имеет название "Клад", и название это в полной мере отражает главные системообразующие мысли, заложенные автором. Если говорить образно, под Кладом здесь понимается неразрывная совокупность двух ипостасей: Клада духовного и Клада земного.

Когда знакомишься со структурой текста, то, на первый взгляд, складывается впечатление, что ткань рвётся, что сюжет содержит некоторое количество малосвязанных между собой историй. Действительно, по сути, повествование вроде бы состоит из трёх отдельных смысловых частей, которые в стиле "Декамерона" соединены между собой лишь общими героями.

Однако при внимательном прочтении и осознании написанного, резко выясняется, что это не так: текст един, ибо пронизан одной мыслью, независимо от того, какой персонаж это Кредо озвучивает.

Скажу сразу: в мою задачу не входит сделать пересказ сюжета, фабулы или даже краткий путеводитель по книге. Думаю, читатель самостоятельно разберётся с этим — работа стоит того. К тому же, спойлеры, как известно, резко снижают интерес к аутентичному тексту. Я кратко остановлюсь лишь на структуре романа-эпоса (по-другому просто не могу его назвать) и на некоторых сакральных смыслах — разумеется, в том ключе, в котором они видятся мне.

Всё повествование построено в классическом стиле Диалогов Платона: вопросы и ответы. Но если у Платона диалоги велись между Сократом и его идейными противниками, то у Анисина они ведутся между единомышленниками, которые отличаются друг от друга лишь тем, что представляют разные культуры, Россию и Запад.

В первом диалоге сам автор беседует с довольно крупным британским меценатом, предпринимателем и управленцем в отставке, путешественником по Индии Стюартом. Во втором — дочь Стюарта Кейт, прилетевшая в Москву с целью создания крупной монографии по истории СССР, делится своими мыслями с потомственным инженером, программистом, выходцем из крупнейшей семьи, относившейся к советской технической интеллигенции, Александром, по кличке Саша Мономах.

Между двумя этими диалогами перед нами разворачивается мистическое эссе, где в невообразимой для современной литературы форме проводятся яркие параллели между разорванным Советским Союзом и погибшей Атлантидой. Эта наиболее поэтическая часть произведения — по сути, поэма в прозе — чем-то напоминает начало "Мёртвых душ" Н.В. Гоголя.

Первая и третья части во многом посвящены описанию процессов разложения советской элиты, её метаморфоз. Из "красной", которая стремилась к Звёздам и всемирному неограниченному благу, она превращается в пластично-буржуазную слизь, помышляющую лишь о земных радостях, о том, как бы половчее передать накопления и должности по наследству своим обожаемым гламурным чадам.

Вторая же часть принципиально отличается от остальных, это Песнь сталинской эпохе, хвала Поколению Героев. В ней же аккумулируется и мощный посыл в будущее. До 1954 года Страна Советов являлась единственным в мире гособразованием, в котором были заложены основы Новой Атлантиды, способной к ЛЮБЫМ чудесам, считает автор. Иначе она не сломила бы хребет в разы более сильному Гитлеру, и не стала бы к середине 1950-х годов победоносной альтернативой миру капитала.

А если такая цивилизация не исключалась в XX веке, то она вполне возможна и в нашу эпоху.

Вообще, выводы героев Николая Анисина часто бывают парадоксальны: к примеру, один из них считает, что Ельцин в глубине души оставался коммунистом, а строить паразитический капитализм ему пришлось, повинуясь воле обстоятельств тотального противостояния Горбачёву и КПСС, давлению окружения и контрреакции его звериного темперамента на постоянную критику со стороны тогдашних зюгановцев и прочих оппозиционеров.

Более того, автор уверен в том, что Ельцин в тенётах подсознания, а, возможно, и сознания — всегда стремился к реставрации социалистического строя.

Идя вразрез с большинством современных представлений о событиях 1998–2000 годов, Николай Анисин устами своих героев раскрывает и приход к горнилу власти действующего Президента России В.В. Путина.

Дело в том, что, осознавая Примакова как своего личного врага, а действующего премьера Степашина — как весьма слабого и нерешительного человека, неспособного на поступки, Ельцин восхитился волчьей хватке одного из чиновников АП, скромного подполковника государственной безопасности, который при этом не побоялся сыграть против самого Ельцина.

Несмотря на прямое поручение президента привлечь ненавистного лично ему Собчака к уголовной ответственности и ознакомить бывшего питерского мэра со всеми прелестями исправительно-трудовых учреждений, скромный чиновник Путин под носом у всех контролирующих структур сумел организовать Собчаку побег и вывез его во Францию.

Казалось бы, за такие выкрутасы этого скромного чиновника неминуемо ждало как минимум изгнание с госслужбы, но Ельцин восхитился и призвал подполковника Путина к себе.

Он увидел в нём СЕБЯ, т. е. человека, который, вопреки всем обстоятельствам, умеет прогрызать единственно нужные решения и единственно способен, с одной стороны, остановить практически предрешённый распад страны, а, с другой, нейтрализовать стремительно набиравший популярность тандем Лужкова и Примакова.

Я долго пытался понять: что же такое, по мысли Анисина, Клад? Где он спрятан? Как его найти, а если нашёл, то как применить? Не проесть-пропить же, в самом деле. И мне кажется, что я приблизился к пониманию замысла автора.

Думаю, Клад — это Золотой Ключик от нашего будущего. Не будущего мегакорпораций и запуганных плебеев, а той прекрасной и непостижимой Атлантиды, которую мы, благодаря сонным и продажным элитам, однажды уже потеряли.

Лежит он себе на дне одного Богом забытого пруда, и только некая черепаха Тортилла контролирует информационные потоки о его действительном местонахождении. И лишь людям с чистыми душами и помыслами — таким, как герои Николая Анисина, — удастся его заполучить вновь.

Отдельным штрихом должен упомянуть абсолютную экзистенциальность автора; он пишет безо всякой оглядки на текущую конъюнктуру, общественные сдвиги, досужие рассуждения современников, — и это чувствуется сразу, с первых же страниц. Его взгляды цельны, фундаментальны, выстраданы. Анисин как будто говорит словами одного из своих самых интересных и непознаваемых героев — крупного советского учёного дяди Мити: "Я есмь, а кто и что про меня талдычит, мне — как муравью стук дятла".

Отдельно скажу: роман написан прекрасным русским языком настоящего мастера, а уж на фоне современной беллетристики и публицистики даже политические беседы о Путине в "Жан-Жаке" воспринимаются как лучшие образцы литературы русского Серебряного века, и я не преувеличиваю.

В завершение напишу одно. Работа Николая Анисина заслуживает того, чтобы с ней ознакомились не только лишь представители патриотической общественности, но и, в принципе, все люди, для которых достоинство — не пустой набор звуков.

На фото: 1978 год. 24-летний Николай Анисин — директор сельской школы в Калужской области

Cообщество
«Круг чтения»
Cообщество
«Круг чтения»
1.0x