2 марта 2019 года космический корабль Crew Dragon был успешно запущен с космодрома на мысе Канаверал в американском штате Флорида. Днём спустя Crew Dragon успешно состыковался с Международной космической станцией (МКС), доставив туда манекен, названный Рипли в честь главной героини серии фантастических фильмов «Чужой». Это первый в истории полет пилотируемого варианта «Дракона», хотя до этого его предыдущая версия уже на протяжении семи лет, начиная с 2012 года, осуществляла полёты в качестве беспилотного корабля снабжения, доставлявшего грузы на МКС.
Первый полёт Crew Dragon — несомненный успех и технический прорыв Илона Маска, который силами своей формально частной компании сумел повторить достижения государственных ведомств России, Китая и США, которые до сих пор держали монополию на производство и запуски пилотируемых кораблей. Впрочем, обольщаться тут совершенно не стоит. Американское космическое агентство NASA ещё с 2011 года, после закрытия программы Space Shuttle, напряжённо искало хоть какие-то альтернативные «Роскосмосу» и российскому космическому кораблю «Союз», который оказался практически монопольным «извозчиком» для доставки экипажей на МКС.
Для целей замены «Союза» со стороны NASA была инициирована масштабная программа развития коммерческих пилотируемых кораблей и доставки грузов, в рамках которой частным компаниям SpaceX и Boeing был предоставлен совокупный бюджет около 7 млрд долларов. Для сравнения — бюджет всего «Роскосмоса» за последние три года формально составляет именно такую сумму (468 млрд рублей или же около 7,1 млрд долларов по курсу), но в его рамках производится все российские работы по освоению космоса — от разработки и изготовления ракет и постройки космодромом — и вплоть до запуска спутников и участия российских космонавтов в работе МКС.
Поэтому, успех SpaceX был достаточно буднично оплачен деньгами NASA, а до конца 2019 года мы можем увидеть рядом с МКС ещё и пилотируемую версию космического короабля корпорации Boeing, который давние конкуренты Илона Маска назвали Starliner («Звёздный лайнер»). Хотя тут конкуренты SpaceX уже явно «пасут задних» — весь текущий год полёты «Звёздного лайнера» будут идти исключительно в беспилотном варианте.
Таким образом, практически впервые в истории США получит достаточно дешёвый и практичный корабль для снабжения околоземной орбиты. Так как формально летавший к американской орбитальной станции «Скайлэб» корабль «Аполлон» был создан изначально для лунных миссий и для полётов на околоземные орбиты использовали дорогие лунные орбитальные корабли: делать их отдельно для околоземной орбиты оказалась просто неподъёмной ношей. То же произошло и с космическим челноком Space Shuttle: он в итоге оказался слишком дорогим и непрактичным, что и привело к закрытию его программы в 2011 году.
Для России пилотируемые космические корабли SpaceX и Boeing означают потерю около 300 млн долларов ежегодных поступлений, которые «Роскосмос» получал за счёт продажи мест на российских «Союзах» для американских астронавтов. Впрочем, вопрос выдавливания России из будущих американских космических программ и так уже буквально «стоит ребром»: в будущей окололунной станции под эгидой США России предложено лишь поучаствовать в создании стыковочного узла — практически с «птичьими» правами на основной объём станции.
Конечно, радоваться за компанию Илона Маска нам тоже стоит весьма осторожно — за последнее время в жизни SpaceX произошло сразу несколько неприятных моментов, например, внезапно было сокращено более 10% персонала компании, а финансовые и пусковые результаты оказались отнюдь не столь блестящими, как в начальных планах Маска. Однако, именно на таком управляемом риске основываются практически все западные инновационные прорывы — пилотные инвестиции могут и «сгореть», а компания-инноватор может обанкротиться, в то время, как результаты её труда впоследствии попадают к кредиторам и используются в будущих разработках.
Как уже было сказано, у России с запуском Crew Dragon возникают свои проблемы. Уже понятно, что программа будущего сотрудничества с США в космосе будет обставлена столь неприятными «рогатками», что её осуществление будет напоминать забег по минному полю. С другой стороны, как показывает пример Китая, Индии и многих других новых космических держав — национальная космическая программа вполне может быть самодостаточной, в то время, как международное сотрудничество или же коммерческие запуски могут быть только приятным «бонусом», помогающим реализовать национальные интересы в космосе. Поэтому настоящий вызов для «Роскосмоса» — это не пытаться любыми способами продлить существование МКС или «Союзов» в качестве извозчиков для неё — а создать свою собственную, самодостаточную программу пилотируемых полётов и, шире того, комплексного освоения космоса.
В конце-концов, у России есть свой космос, который ничем не хуже американского.