Авторский блог Алексей Анпилогов 11:25 3 декабря 2019

Игра на обострение

зачем нужен внешнеполитический стресс для Зеленского

29 ноября депутаты Народного совета ДНР, в двух чтениях, с учётом правок, приняли закон «О государственной границе Донецкой Народной Республики». 2 декабря, после его подписания главой ДНР, указанный закон вступил в силу, что тут же создало совсем иной фон в преддверии предстоящих 9 декабря четырёхсторонних переговоров в «нормандском формате».

Предыдущие переговоры «нормандской четвёрки», в состав которой входят Германия, Франция, Россия и Украина, изначально воспринимались украинской стороной, как вариант «говорить о конфликте на Донбассе без участия представителей Донбасса». В отличии от Минска, где представители ДНР и ЛНР всё-таки участвовали в составе рабочих групп и обсуждении широкого круга вопросов, встречи «четвёрки» проходили даже без их присутствия.

Такой вариант переговоров вполне устраивал Киев, так как в этом случае все обвинения можно было адресовать присутствующей на встречах России, буквально «ябедничая» на ДНР и ЛНР руководителям Германии и Франции. Россия же каждый раз оказывалась в достаточно некомфортной позиции оправдывающейся стороны, так как вынужденно запрашивала у донецких республик опровержения или подтверждения аргументов и фактов, излагаемых украинской стороной.

Кстати, единственная встреча «нормандской четвёрки», на которую были допущены фактически, хотя и не указаны официально, представители ДНР и ЛНР, стала внешнеполитической катастрофой для Киева. Речь идёт о встрече в Минске, прошедшей 11-12 февраля 2015 года, на которой Киев был вынужден подписать Вторые минские соглашения. Эта встреча продолжалась, без малого, 17 часов и запомнилась исключительно тем, что на ней президент Порошенко постоянно выбегал «в туалет», судя по всему, пытаясь получить какие-то комментарии с мест или же инструкции из-за океана в быстро меняющейся переговорной обстановке.

Скорее всего, нынешнее решение о принятии закона о государственной границе ДНР — это шаг, призванный воспроизвести именно такую «быстро меняющуюся обстановку», которая наблюдалась на встрече «нормандской четвёрки» в Минске. Тогда, напомним, войска ДНР и ЛНР одновременно «захлопывали крышку» очередного котла в Дебальцево, и Порошенко вынужденно действовал в условиях стресса. Ровно в такой же внешнеполитический стресс стоит сейчас поместить Зеленского — просто ради того, чтобы переговорный процесс очередной встречи «нормандской четвёрки» куда-то пришёл, а не болтался снова, как известная субстанция в ледяной проруби.

Конечно, мифологическое мышление Киева, которое раз за разом отказывает ДНР и ЛНР в субъектности или даже праве на существование, и в этот раз будет отрицать изменения — ровно таким же образом, как Петр Порошенко повторял мантру «Дебальцево наш» на переговорах в феврале 2015 года. Но России и донбасским республикам, как представляется, в этот раз стоит занять максимально твёрдую позицию: или скорейшее окончание войны и начало нормального, прямого переговорного процесса, или же — окончательное оформление государственности ДНР и ЛНР. Пусть такая позиция и лишена обычных дипломатических полутонов, но, как видится, её время уже пришло. За прошедшие неполные шесть лет с начала гражданского конфликта на Украине уже реально возникло две украинских государственности, и отказывать одной из них в существовании — полный нонсенс.

Да, Киев тоже будет стараться играть на обострение в преддверии встречи «нормандской четвёрки». Зеленский уже объявил, что собирается поднять на встрече вопрос «возвращения Крыма», хотя такого рода повестка никогда не обсуждалась в этом формате и для России выглядит совершенно бессмысленной. Понятное дело, есть у Киева и свой козырь — это вопрос транзита российского газа через Украину, которым Зеленский явно хочет спекулировать на переговорах, шантажируя европейцев. Неважно, что газопроводы идут мимо ДНР и ЛНР — «в топку котла», призванного обеспечить давление на Россию, сгодятся любые «дровишки».

Поэтому в такой ситуации действительно лучше играть на обострение, с тем, чтобы твои козыри выбивали сильные карты противника. Без такой игры на опережение позиция России и защищаемых ею донбасских республик на переговорах 9 декабря будет выглядеть достаточно предсказуемо и слабо, в то время, как у Киева действительно откроется «окно возможностей». Ведь вопросы собственной безопасности всегда волнуют европейские страны гораздо больше, нежели судьбы миллионов жителей Донбасса или же смерти тысяч жертв этой необъявленной гражданской войны. Как это ни прискорбно говорить, но «газовый вентиль», находящийся в руках Киева, для Парижа и Берлина важнее, чем гибель людей на Донбассе.Так что, вопрос «расширения границ ДНР» создаёт ещё одну, понятную уже Европе логику: вентиль в руках у Киева. Пока в его руках. Но именно от вас, уважаемые европейские коллеги, зависит то, будет ли линия фронта на Донбассе будущей линией «особых районов», или же завтра государственная граница ДНР пройдёт уже гораздо западнее и севернее. И вентиль будет наш.

Илл. Ян Стен. Ссора карточных игроков. (1665)

1.0x