Авторский блог Галина Иванкина 20:18 17 марта 2018

«Другие» знания

не надо учиться — Google всё покажет
17

Не так давно я писала о выставке живописца Карла Брюллова в Третьяковской Галерее, однако, речь сегодня пойдёт не об искусстве. Всё — куда как серьёзнее. В музеях появляются разные люди — иной раз полуграмотные и равнодушные. Просто кто-то им сказал, что — надо (или президент посетил экспозицию и все ринулись «на Серова», ломая двери). Поодаль маячила девочка-старшеклассница — она томилась, ей хотелось на волю, точнее — в соцсети, но — бабушка! - этакая рафинированная мадам «из бывших» - то есть из советских ! — постоянно одёргивала суетливую юницу. Выяснилось, что внучка не знает, как выглядит брюлловская «Всадница», и бабушка предложила пойти — хотя бы одним глазком...! Это же, мол шедевр, визитная карточка или, это, как его там у стартаперов с хипстерами - must see. На пожилую даму было жалко смотреть — она тянула, уговаривала, стыдила. Тогда младая школьница, произнеся торопливое «Ща...!» быстренько нашла «Всадницу» в своём гаджете и показала бабуле: «Ну вот же она. Всё норм. Коняшка, собачки...». Потом, уже на выходе, бабушка и внучка сделали селфи — щёчка к щёчке и двинули, видимо, в Макдональдс, расположенный рядом с метро Третьяковская.

...Хваткие и деловитые персонажи верещат, что советская школа давала интеллигентское, пустое и далёкое «от реалий» образование. Именно поэтому отличники и умники в 1990-х голодали, а туповатые, но смекалистые троечники замутили бизнесок и, если не оказались, убиты другими троечниками, то сейчас растят детей по Лондонам и шопингуются в Милане. Большевики, мол, растили неприспособленных гуманитариев и — таких же технарей, которые, обладая знаниями, не умели и — не желали их продавать. Тогда как сейчас — всё в ажуре! Ещё бы ненужную географию куда-нибудь выкинуть! Мне доводилось общаться с одной тоскующей мамой — она, востоковед и художница — так и не сумела «пробиться». Ирочка - интеллектуальна и — неповоротлива. Не считывает тренды и бренды. Не умеет продвигать себя и творчество. «Пусть хотя бы мой сын будет обеспеченным!» - вздыхает она. Получившая разнообразно-бессмысленное — с её точки зрения — образование, женщина искренне рада, что её отпрыск — видеоблогер, получает денежку за рекламу, вертится, ходит на какие-то курсы, пытается раскрутить свой стартап. А то, что он именует супрематизм — квадратиками, а ренессанс — толстыми, голыми тётками — ерунда. «Что толку от моих знаний? Ну, писала я диссертацию о Руми. Ну, изучала суфизм. Ну, рисовала арабески. И что? Живём в хрущёвке. Денег на восточные вояжи нет. Муж такой же. Сидим кукуем. Нужны другие знания!» - подытожила Ирина.

Надо становиться «грамотными потребителями» и «монетизаторами блогов»! Не надо учиться — Google всё покажет. Где там Волга и зачем впадает. Какой там косинус 30 градусов — да и нужен ли? Компьютер всё рассчитает. Почерки — ухудшаются. К чему нам каллиграфия, если дети с малолетства тычут пальцами в клавиатуру? Тезис о том, что ровный почерк формирует более качественную работу головного мозга, - тонет в потоке словес о «модернизации образования». Да, и шитьё-вышивание — это мелкая моторика, но тоже — не надо. У многих современных подростков — неумелые ручонки. Как жаловалась одна маман в блоге: «Моя дочь не может сама пришить пуговицу!» А ты её научила? Или Cosmopolitan штудирована на предмет: как удержать любовника, если он — ещё чей-нибудь любовник? Растят нового — притом коллективного — Митрофанушку, только во времена Екатерины весь этот биомусор (пусть и дворянского роду-племени) совершенно не монтировался с задачами эры Просвещения. Нынче — иначе. Можно не знать. Не читать. Не чувствовать. «Другие» знания. Как установить приложение. Как поставить рекламку в бложик. Где и что урвать.

Как-то по телевизору был «круглый стол», посвящённый современному школьнику — выступали вполне грамотные персонажики, выучившиеся в советских школах и вузах. То есть себя-то они не обделили косинусами и азимутами. Доктора наук, педагоги и социологи, они, как водится, бранили «рудименты совковой системы» с её около_всяческими познаниями, которые не способствуют «выживанию». Господа, выживать — это уметь разжигать огонь, сооружать гарпун и ловить им рыбу, а ещё — определять своё местонахождение в тайге. Это я так, на минуточку... Да! Выступала яркая, полнотелая, женщина, мерзко сглатывающая букву «р» (звучало как рлллл какое-то). Курлыкающая фемина очень хвалила подрастающее поколение за его умение «взять главное». Что - главное? Биткоин? Как тут шутили френды: «Одна девочка считала, что ферма это место для майнинга криптовалют», а так — она вроде бы и не в курсе, откуда берутся её любимые йогурты. «Даёт корова молоко», - писали в прописях во времена Сергея Михалкова (я процитировала его стишок, если кто уже не в теме). «Наши дети и внуки владеют иностранными языками!» - радостно вещала педагогиня. Что считать владением? Квакание на простонародно-жаргонном инглише для «коммьюникейшен»? Знаю таких «владеющих» - поболтать о рэпе, сексе и компьютерных игрушках с таким же американским неучем. И - увязание в самых простых английских текстах, где присутствует маломальская игра слов. Меж тем, кандидат педагогических наук продолжала (курлыкая): «Большинство знаний, даваемых в школе это мёртвые знания. Как латынь и греческий, который ненавидели гимназисты Серебряного века». Тут она отчасти права — гимназисты не жаловали древние языки. Однако же — почему она это знает? Читала в книжках! А современным школьникам сего не надобно. Пусть учатся блогерству и контрацепции. Вообще, эти разговоры о введении «нужных для жизни» предметов и упразднение «бесполезных» знаний — есть прямая диверсия. Против будущего. Девочка, для которой «Всадница» - это «коняшки-собачки» вырастет грамотным потребителем с «пакетом знаний». Купит себе ещё более продвинутый гаджет. Научится делать денежку. А то и в чиновницы пролезет. Бестрепетно подпишет акт, по которому снесут любой объект культурного наследия. Пару лет назад одна платная-зарплатная блогерша-рекламша изрыгнула воззвание на тему: «Зачем нам коробки псевдо-стиля конструктивизм?» Речь шла об уничтожении уникальной АТС 1929 года. Но для рекламши-на-бабле — это коробка. И таких становится всё больше — наглых, жруще-гадящих, бездарных. Ненавидящих культуру на уровне генетики и подсознания, как нечто — чужое. Враждебное!

«Зачем нам искусство, если мы на этом не зарабатываем?» - спросил деловой, но — многословный посетитель моего блога. Он написал длинный, путаный комментарий, из которого выходило, что знать надо только основное-главное-прибыльное. То, что можно монетизировать. Судя по сбивчиво-полуграмотной речи, родной язык никогда не являлся для «рационалиста» чем-то важным. Другой спросил: «Вам где-то понадобилось знание о том, что такое вакуоль, как производится крекинг нефти и какие чувства испытал князь Андрей, проезжая мимо дуба?» Короче, современному россиянину (если он, конечно, суперсовременный, а не застрял в Совке!) не нужно ни-че-го, кроме жратвы и секса. К счастью, нашлись те, кто не согласен на «оптимальный пакет». Раздалось: «Это же так интересно!» и «Знания - для целостной картины мира». А этим — неинтересно! Для них любое путешествие — это еда и разглядывание местного населения. «Французы - кулинары так себе, а француженки страшненькие, ни одной симпатяги не встретил за две недели в Париже. Попалась одна милая толстушка ничего так, да и она при ближайшем рассмотрении оказалась нашей-бывшей - то бишь из Израиля», - кропает в своём блоге мой ровесник, весьма успешно подвизающийся в области юриспруденции. Париж с его музеями прошёл мимо. Да хрен бы с ней — с Европой. Эти же люди считают, что Николай I был сыном Александра I, имел прозвище «Кровавый» и сослал Пушкина воевать на Кавказ. Потому как не нужны им «лишние знания»! Что-то в детстве долетело сквозь дрёму про Пушина, Кавказ и Николая, но потом — растворилось во вкусовых предпочтениях относительно круассанов и толстушек.

Целостная картина — это когда история сплетается с географией, литературой, экономикой, давая поразительно яркое восприятие. Не дроблёное. Не порезанное кусочками. Вот вам пример, этюд. Пьеса Александра Островского «Бесприданница» - это ощущение Волги (глубины и пространства), поволжских городов и природы-погоды. География сплетается с развитием индустрии во второй половине XIX века — так называемая эпоха Gründerzeit - массовое, ускоренное развитие производств, акционерных обществ, банков, страховых компаний. Международные выставки — зеркало явления. Тогда уже проще понимать, что произносят со сцены Кнуров и Вожеватов. И — почему разоряется человек, подобный Паратову. И, наконец, самое ненужное знание — история костюма. К чему Лариса одета «скромно и дорого»? В те времена пышно, вычурно и блестяще одевались женщины низкого происхождения, но — богатые (тому пример Липочка из «Банкрута»), поэтому когда Кнуров подчёркивает, что Огудаловы — хорошая фамилия, он даёт знать, что они — обедневшие дворяне. Стремление к утончённой скромности отличало девушку-аристократку. Роскошь, помпа - признак дурновкусия. Так можно разбирать любую вещь, а Юрий Лотман посвятил «Евгению Онегину» целый мега-разбор и ты уже начинаешь сознавать, отчего это наш Евгений был всего лишь «как денди», а не «русский денди». Но — зачем? Думаете, мои знания приносят мне денежку? Не-а. Только — впечатление от бытия. Мне повезло. Я слышу всё, о чём говорят герои и вижу, что на них надето. Нужно ли оно преуспевающему адвокату, жующему что-то близ Rue de la Paix? Его одинаково утомляют и Вандомская площадь (что там интересного-то?), и Опера Гарнье (эстрада - лучше). И даже то, что Rue de la Paix — родина высокой моды ему — лишняя информация. Ребята, вы живёте богато, но скучно! И шутить-то с вами — не о чем. Потому как юмор — это мгновенный анализ-синтез, это взрыв цитат и множество аллюзий. А вы на реплику: «Починяю примус» отвечаете вопросом: «На даче что ли?»


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
17 марта 2018 в 21:11

Картина печальная и грустная, а главное выходить из этого мирка никто не желает.
Чем все это кончится?

Галина, спасибо за очень важный разговор о наших детях.

17 марта 2018 в 21:38

Интересная статья. Замечательная фотография. Видимо нынешней власти нужны именно такие граждане-подданные, раз выстроена система образования, формирующая подобных персонажей. Будем надеяться, что не всё так плохо, что есть немало думающих, любознательных, образованных молодых людей. Хотя кто знает....

18 марта 2018 в 06:25

Всё правильно Зина-корзина. Но зря вы пнули Митрофанушку - ум неразвитый и ленивый, но хитрый и смекалистый. Почему это он не монтировался с тем временем? Митрофанушки в качестве скромных армейских офицеров географию ножками своими изучили, когда ходили с Суворовым под Измаил и за Дунай, путешествовали по Италии и проводили рандеву в Швейцарских Альпах. А там до фортификации с баллистикой недалеко. Если не выйдет в отставку - сказки детям рассказывать о боях походах, то и кофей в Парижских бистро ещё успеет попить.
Очень хорошо про этот типаж у Ключевского выписан. И ещё какой-то критик, не помню, жаль, забыл (уж не Куняев ли?) сравнивал Митрофанушку с Гринёвым.

18 марта 2018 в 06:30

Слушайте, а может и ЭТИ дети перерастут? А гаджеты - удобное место хранения картинок. Вот сидят эти барышни -скачивают увиденное. А эта девочка-старшеклассница возьмёт, да и выложит "конячку-собачку" в инстаграмм или ВК. Всё польза будет!

18 марта 2018 в 14:59

Уже не перерастут. Поздно. Мало того, вырастят еще более дефективных. Им надо было бы не тратить время на мусорное занятие, а прочитать биографию художника, раз "понравилось" творчество. Но они не умеют читать и не будут, если текст более чем 1000 печатных знаков, включая пробелы. Это, - конец.

18 марта 2018 в 15:18

Если я ошибся - Поправьте меня.
Но , на фото детишки в "Рейксмузеуме" города Амстердама ,Нидерланды.
Выезжала ли картина за пределы Нидерландов - я не знаю ?
https://www.youtube.com/watch?v=PUWgoakROR8
Не суть!
Побегав часа два по "Эрмитажу" , я бы тоже устал от впечатлений ...

19 марта 2018 в 00:48

Вы правы. Это - фото Грийсберт ван дер Вал (Gijsbert van der Wal, 2014). Источник: twitter.com/wijdopenogen

В России картина никогда не была (когда Музей им.Пушкина в 2006 г. проводил выставку Рембрандта, выяснилось, что страховка "Ночного дозора" для музея неподъемна).

... Но ведь "гнусная ложь" - это когда, например, статьи о голоде в СССР начала 1930-х иллюстрируют, используя фото голодающих американцев времен Великой Депрессии. А если статья с критикой современной России иллюстрируется фото из Голландии - это вполне допустимый прием борьбы с "антинародным режимом".

18 марта 2018 в 20:07

«Самый ужасный бич человечества есть его узкое мировоззрение» - писала Е.И Рерих.
Эта узость проявляется, прежде всего, в том, что на жизнь смотрят лишь как несколько десятков лет физического существования. Поэтому Культура так мало ценится. Если бы знали точно, что после смерти жизнь продолжится, и, главное, что качество ее целиком будет определяться именно достигнутым (в земной жизни) уровнем общей культуры (и нисколько - достигнутым уровнем материальных благ), то на многое посмотрели бы иначе.
«Истинно, скучно стало в мире с уничтожением всего, связанного с духовностью» «Кому Небо пусто - тот имеет пустое сердце». «Без осознания духовного начала люди не найдут новых путей». «Молодежь, не желающая слушать о смысле жизни, непригодна для строительства страны» «Среди людей еще столько духовных недорослей, которые не могут отвечать на призыв Высших вибраций». «Вся гибель мира от непонимания Высокого» (Е.И. Рерих)

19 марта 2018 в 00:52

" Если бы знали точно, что после смерти жизнь продолжится, и, главное, что качество ее целиком будет определяться именно достигнутым (в земной жизни) уровнем общей культуры (и нисколько - достигнутым уровнем материальных благ), то на многое посмотрели бы иначе".

И христианство, и ислам учат, что после смерти жизнь продолжится, вот только "качество" этой жизни не зависит не только от уровня материальных благ, но и от уровня "общей культуры" (в смысле литературы, живописи, музыки и т.п.)

19 марта 2018 в 11:57

Есть два понимания слова Культура. Одно - это как раз «в смысле литературы, живописи, музыки и т.п », другое - это в смысле духовности, человечности. Я говорю о втором. Первое же - не самоцель, а только одно из средств достижения второго.
«И христианство, и ислам учат, что после смерти жизнь продолжится». Да, но там критерий - не общечеловеческие принципы духовности, а, в первую очередь, принадлежность (или нет) к их узкой религиозной секте. И, как следствие, верование в их искаженные понятия о посмертном существовании, вроде христианского «вечного ада» и «вечного рая». Потому универсальным критерием является все же достигнутый человеком уровень общей духовности (человечности), т.е. духовной сердечной Культуры, не зависящий ни от каких условных человеческий делений. Давно Сказано, что «для Бога нет ни иудея, ни эллина».

19 марта 2018 в 15:20

КМК, пример с картиной Брюллова, и вообще с изобразительным искусством неудачен.
Только двадцать лет назад создание цветных картин стало доступно всем - цветное фото и фотопринтеры.
А до тех пор создание изображений (картин) было уделом нечастых талантов, за что их уважали и почитали все - от крестьян до знати. Живописец неделями и месяцами работал, чтобы "отобразить мгновенье".
А наши современники походя щёлкают серию фоток на телефон, и рассылают их в соцсетях по всему свету.
Разве не заметно, что сейчас рукописные картины воспринимаются не как носители ценной информации / духовных установок, а как винтажные украшения или прикольные артефакты?
После краткого (двухсотлетнего) периода "Поэт в России больше, чем поэт" носителями духовности всё более становятся и телесериалы.
"Из всех искусств для нас важнее всего кино и цирк" (с)
Как дорогущие и неточные механические хронометры "выделяют" владельца среди носителей дешёвых и точных кварцевых часов, так и способность "видеть" рукописные картины становится для ценителей знаком инаковости - "Мы не такие, как большинство - мы искусствоведы".
Этот процесс - смена материальных носителей духовности - начался относительно недавно, и ещё не закончился.
Не стОит переживать, что люди не фанатеют по Брюллову и "Явлению Христа народу". Это корни, а мы живём сейчас.
Штирлиц и гардемарины, Жеглов и Шарапов, "Они сражались за Родину", Любэ и Прилепин, да те же хоккеисты с нашим гимном в Пхенчхане - вот нормальные носители нашей духовности, а главное - живые современные носители.

19 марта 2018 в 22:04

Как хорошо , что Вы, Галина , есть. Это дает шанс и нашим детям - стать и быть. Но погань из страны надо бы подальше, подальше услать.

20 марта 2018 в 18:52

Блестящая иллюстрация к проявлению важнейшего закона исторического материализма - бытие определяет сознание. Скотское бытие порождает скотское сознание. А скотским буржуазное бытие является в силу специфики капиталистического способа производства, основанного на стихии товарно-денежных отношений, на частной собственности, на наемном рабстве, на фарисейском двуличии, камуфлирующим всё это постыдство. Когда каждый сам за себя, а общество рассматривается лишь как источник наживы всякая нравственность редуцируется до нуля и даже до своего отрицания. Т. е., что в НОРМАЛЬНОМ обществе осуждаемо и наказуемо, в буржуазном оказывается допустимым и поощряемым, как "предприимчивость", "успешность", типа "человек умеет жить!" Проповедями здесь делу не поможешь - надо менять отношения экономического базиса, ликвидировать институт т. н. "частной собственности", переходить к нетоварному, плановому хозяйствованию не с целью обогащения частных лиц, а для непосредственного удовлетворения общественных потребностей. У классиков всё написано.

20 марта 2018 в 19:43

Все, вроде, привычно правильно - как на лекциях по МЛФ на втором курсе института в 70-80-е годы. Один только вопрос: до того, как в нашей стране скотское бытие стало порождать скотское сознание, почему нескотское бытие СССР породило скотское сознание перевертышей из брежневской КПСС?

20 марта 2018 в 20:37

В советском обществе сохранялись все элементы буржуазного общества - неравенство, индоктринированное под фиговым листочком распределения "по труду", привилегированность руководящих видов деятельности, наемный труд, товарно-денежные отношения, "материальное стимулирование", экономическая обособленность предприятий и т. п. Эти факторы не только тормозили развитие производительных сил, но и порождали соответствующее общественное сознание, скепсис, цинизм, равнодушие, завистливость, мещанство, вещизм, социальное соперничество, что было весьма далеко от коммунистических идеалов...

20 марта 2018 в 20:49

замечательно, то есть по Вашему опять нужно все до основания , а затем ... . Так что ли? А может лучше все таки придумать что -то без этого самого до основания с последующим затем, которое уже было? Вот бы и предложили это самое , да что бы и не до основания и без всяких там глупостей вроде затем. Ждем'c.

20 марта 2018 в 21:21

«В советском обществе сохранялись все элементы буржуазного общества». Вот именно, что сохранялись, хотя с формой собственности все было в порядке. Если бытие определяет сознание, то этого быть не должно.