Сообщество «Салон» 19:01 28 августа 2017

Донской романтик

юбилей Олега Гапонова
2

Разочарование лета-2017 - отмена московской гастроли «Церкви детства», «Мёртвого Аксая» и Олега Гапонова: дончане основательно разболелись накануне визита в столицу. Ведь в апреле этого года, после очередной паузы, Гапонов проявился с новыми песнями. А 28 августа он, одним из первых в отечественном андеграунде, отмечает пятидесятилетие. 

В самом первом номере газеты «День» (N6 за 1992 год), который я купил в своей жизни, оказалась статья про ростовскую группу «Зазеркалье» - рассказ Олега Гапонова об альбоме «Солдатская совесть». Понятно, что взгляды с годами уточнялись, пересматривались, менялись, но как мне кажется, те идеи и по сей день питают Гапонова.

«Солдатская совесть» - это первая, на мой взгляд, пока не до конца удачная попытка воспеть такие человеческие качества, которые прямо противоположны современному облику  человека  (упадничество, рабство, отсутствие пафоса, возвышенного отношения к жизни, пренебрежение к красоте). Мы проживаем великое время загаживания человека как существа антропоморфного и на смену ему приходит зооморфный монстр с «гноем в жилах вместо крови». Великий век обмельчания души и обмельчания страстей. Пафос в моём понимании – это некий продукт любви между человеческой душой и окружающим миром (имеется в виду не человеческое общество только, а мир как божественное творение)…»

Публикация вышла под названием «Русский рок», которое, наверняка, было поясняющим редакционным выбором. Конечно, термин не имел нынешнего откровенно затёртого звучания, но формулы и лексика Гапонова совсем не вязались с речами и формулами известных мне на тот момент рок-деятелей. Сквозь истерики, самолюбование и лицедейство прозвучало веское мужское слово. Уникальность «Зазеркалья» подтвердило и знакомство с альбомами группы – та самая «Солдатская совесть», «Бугорки безымянных могил», «Crazy House Music» и др. Здесь жили романтический нигилизм и мрачный сарказм, жестокие антиутопии и власть судьбы, трэш-эстетика и античные идеалы. Гапонов мог выдавать мизантропические пассажи в отношении ницшеанского «последнего человека» и по-настоящему сочувствовать «простому человеку», оказавшемуся на пути цивилизационной мегамашины.  

«Зазеркалье» умирало, возрождалось и вновь уходило в тень. Сначала на обломках «Зазеркалья», в соавторстве с Иваном Трофимовым, был создан радикальный ансамбль «Че Данс», просуществовавший недолго, но знатно пошумевший. Были проекты «Атомный самолёт будущего» и «Фигура». Гапонов экспериментировал с пост-панком, блюзом, сёрфом, индастриалом, синти-попом. В рамках электронной «Фигуры» он вёл беседу «с бессознательным в человеке». В середине нулевых случилось неожиданное возвращение «Зазеркалья» на сцену и обращение к аутентичному андеграунду, к психоделии 60-х.

Донской дух долгое время воплощался в песнях Гапонова без какой-либо внешней атрибутики. При этом Гапонов активно участвовал в казачьем движении, стоял у истоков возрождения Шермиций – традиционных воинских состязаний казаков. И после очередного кризиса «Зазеркалья» всё-таки появились проекты, непосредственно связанные с историей и культурой Донского края -  «Хлеб-Соль» и «Донская Романтика».

Кстати, именно романтизм и может быть наиболее точным определением для гапоновских проявлений.

Гапонов всегда убеждённо отказывался играть по навязанным правилам, следовать за шоу-бизнесом. Посему было даже сложно помечтать о коммерческом успехе. Зато было и есть влияние и уважение в независимых средах и сообществах.  

Вокруг Гапонова и его групп всегда ходит много легенд, что неудивительно. Как действительно выдающийся человек, он – противоречив, подвержен увлечениям. Но искренность, неприятие лукавства - одна из вечных установок  Гапонова -  и в музыке, и в жизни. А главное – поистине титаническая сила песен и «нескромное» обаяние личности.   

Многая и благая лета, Олег! 

Фото Игоря Ягупова

 

Cообщество
«Салон»
6 1 8 426
Cообщество
«Салон»
0 0 3 811
Cообщество
«Салон»
3 0 7 804

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
28 августа 2017 в 20:07

Цитата Олега в начале текста дюже сильная.
Деятельность Гапонова одобряю.

На её фоне представленные песенные номера
смотрятся и слушаются не столь жадно.

В "Деревянных бушлатах" дёргающаяся и жестикулирующая
группа с сигареткой в зубах создайт впечатление шабаша.
Досадно. Это не духоподъёмно, а отдаёт развлекухой.

Эталоном духоподъёмности в наше время можно считать
"Кукушку" Виктора Цоя.

Желаю Олегу доброго здоровья и творческих удач..

29 августа 2017 в 12:33

Слышал, лютая была группа. У меня знакомые увлекались, помню альбом был с названием "Дети Империи Солнца". "Луна упадет и откроется бездна, Америка ляжет на дно океана"