Сообщество «КИТАЙ-ГОУ (中国)» 12:23 19 октября 2017

Дмитрий Беляков «Новая нормальность» Китая

Как Союзу можно встроиться в стратегию развития КНР в XXI веке.
0

В прошлой статье мы рассмотрели состояние товарооборота между Беларусью и Россией с одной стороны и Китаем с другой. Анализ показал наличие существенного дисбаланса в торговле в пользу КНР в обоих случаях. Осознав данную проблему, как уже отмечалось, необходимо дать чёткую оценку базиса нашего сотрудничества с Китаем и возможностей наших стран по присоединению к строительству «Новой экономической нормальности», формируемой Пекином.
Сделаем небольшое отступление и напомним, что же подразумевает под собой эта «Новая экономическая нормальность» и откуда она возникла.
 

Итак, все мы являемся свидетелями происходящих в последние годы в разных регионах мира событий, которые, при всей их разноплановости и противоречивости, позволяют однозначно говорить о том, что мир вступает в новое время, а точнее, в новую эпоху, подходя к новой экономической (и, конечно же, производной от неё политической) реальности, когда на смену США в глобальном торговом доминировании постепенно и уверенно выходит Китай. Многие эксперты описывают данную ситуацию термином «Новая экономическая нормальность».

Основу этой «Новой экономической реальности» целенаправленно и планомерно создаёт Пекин, основываясь на обозначенных в октябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином новых принципах развития страны, получивших название «Новая экономическая норма».
Формирование данной «Новой экономической нормальности» подразумевает, в частности, следующее:

•экспорт китайского капитала в реальные активы на мировом рынке;

•развитие инфраструктурных проектов в рамках концепции «Один пояс и один путь» по всему миру.

И, на мой взгляд, самое главное, если говорить о проблематике союзного экспорта: в соответствии с планами Пекина, главным локомотивом хозяйственного роста КНР в ближайшие годы должно стать внутреннее потребление, потенциал которого лежит в росте доходов населения.
Таким образом, исследуя проблему наращивания экспорта, мы плавно подошли к необходимости оценки потенциала потребительского рынка Китая.
По численности населения Поднебесная заслуженно занимает первое место в мире. По данным Государственного бюро статистики КНР на 20 января 2017 года, общая численность населения материковой части Китая составила 1 млрд 382 млн 710 тыс. человек (не включая жителей Гонконга, Макао, Тайваня). За 2016 год население Китая увеличилось на 8,09 млн человек.
Рассмотрим структуру населения, это необходимо для формирования представления о «целевых» группах потребления в Китае.
Итак, в соответствии с данными статистики, мужское население страны составляет 708,150 млн (51,2%), женское — 674,560 млн (48,8%). Соотношение полов от общей численности населения — 104,98 (женщин 100).

 двойной клик - редактировать изображение

Как видно из графика, доля населения, находящегося в трудоспособном возрасте, в Китае составляет 65,6%, а это более чем 900 млн человек. Доля населения в возрасте старше 60 лет — 27,5% (более 380 млн человек), фактически каждый четвертый житель — пенсионер.
К 2030 году в Китае будет более 400 млн человек в возрасте старше 60 лет. С таким старением населения будет расти спрос на медицинские услуги. По данным «Euromonitor», потребительские расходы на медицинские товары и медицинские услуги с 2015 по 2030 год будут расти быстрее, чем любой другой потребительский сектор Китая. К такому развитию событий система здравоохранения Китая совершенно не подготовлена. Правительство планирует увеличить расходы на здравоохранение до 7-7,5% ВВП к 2020 году по сравнению с 5,6% в 2013 году. Но по сравнению с такими развивающимися странами, как Индия, здравоохранение Китая плетётся в хвосте, и потребители, серьёзно заболев, больше не ждут, а садятся в самолёты до Сингапура и Лондона.

Иностранные компании постараются восполнить провал китайской медицины и получить свою выгоду. Глобальные фармацевтические компании также намерены извлечь гораздо большие прибыли от Китая, и доверие потребителей играет большую роль в генерировании такого роста. Ожидается, что Китай станет вторым по величине фармацевтическим рынком к 2020 году, а далее — самым большим

И это не просто стареющее поколение, которое больше тратит на здоровье. Китайцы всё чаще обращаются к натуральным продуктам, которые, как правило, дороже, но и здоровее. Многие китайские потребители испытывают врождённое недоверие к обработанным продуктам, что в сочетании с недавними скандалами с продовольствием побудило многих искать то, что они считают более безопасным и более здоровым.
Туризм также не остаётся в стороне. Выездной туристический рынок Китая в 2025 году будет вдвое больше, чем в Соединённых Штатах. Приведу интересный пример: в мае 2014 года группа из 6 тысяч китайских туристов загрузилась на 86 самолётов, прибыла в США и остановилась в 26 отелях Лос-Анджелеса. По данным департамента торговли США, в 2014 году страну посетили более 1,8 миллиона китайцев. Каждый турист из Китая оставил там в среднем около 10 тысяч долларов. Сделав небольшое отступление, предлагаю снова вернуться к статистике и рассмотреть, как распределено население по стране.
Средняя плотность населения в Китае составляет 138 человек на 1 кв. км. На первый взгляд, не такой уж исключительный показатель. Сравните: в Бангладеш плотность составляет около 900 человек на 1 кв. км, в Японии — 341, в Индии — 308, в Южной Корее — 475. Но следует отметить, что это всего лишь средний показатель.
На самом же деле в провинциях Цзянсу, Шаньдун и Хэнань плотность населения достигает 600 человек и более. А в главных районах выращивания риса — в дельтах Хуанхэ и Янцзы — плотность населения иногда выше 5000 человек на 1 кв. км.
 

 двойной клик - редактировать изображение

Доля городского населения в общей численности населения (уровень урбанизации) в Китае составляет 57,35%.
К концу 2016 года общее число занятых составило 776,03 млн человек, из них в городе — 414,28 млн человек.
 

 двойной клик - редактировать изображение

Как видно из графика, крупнейшие агломерации Китая вполне сопоставимы по численности с отдельными европейскими странами, также хочу заметить, что уровень доходов населения в городах достаточно высок и сопоставим с европейским.
В 2016 году размер минимальной заработной платы в Китае составил 233 доллара США, средней — 756 долларов. В Пекине зарплатой в 1500 долларов сложно кого-либо удивить.
Влияние китайского потребителя на мировой рынок потребления с каждым годом будет становиться всё более заметным.
 

К 2020 году появится почти 400 миллионов так называемых «потребителей мейнстрима» — тех, годовой доход домашних хозяйств которых составит от 16 000 до 34 000 долларов США, — составной части «среднего класса». И эти потребители потрясут мир.

Руководство Китая, как уже отмечалось выше, объявило о переключении экономики на новую движущую силу — от инвестиций к потреблению. Следует отметить, что даже при наметившемся замедлении темпов роста ВВП потребительские расходы населения продолжают расти. Быстрый рост среднего класса Китая — это «новая сила», которую следует рассматривать независимо от общего экономического подъёма страны.
Оценочно, начиная с настоящего времени, и до 2030 года включительно, доля Китая в глобальном росте потребительских расходов будет больше, чем у любой другой страны мира. Уже сегодня Китай — крупнейший экспортный рынок для 43 стран, в то время как Соединённые Штаты — только для 32 стран.
До недавнего времени компании мечтали развивать экспорт в Америке, сегодня всё чаще присматриваются к массовому рынку Китая.
 

Однако потребительский рынок Китая быстро меняется по мере обогащения потребителей. Китайские покупатели уже отвернулись от ориентиров на стоимость, когда цена являлась главным фактором принятия решения о покупке, и теперь в первую очередь выбирают бренд, качество и социальный статус, связанные с продуктами, которые они покупают.

Наши компании, выходя, как часто пишут в прессе, на «безграничный» китайский рынок, должны подстраиваться под всё более привередливых китайских потребителей, которые могут быть разборчивыми в большей степени, чем представители многих других культур. Пока китайский потребитель ещё в состоянии щедро отблагодарить международный бизнес, но в дальнейшем придётся иметь дело со значительной избирательностью спроса, которая может поставить крест на успешности компании.

Источник: https://www.sonar2050.org/publications/potreblenie-kak-spasenie-novaya-normalnost-kitaya-i-vozmojnosti-dlya-soyuza/

Cообщество
«КИТАЙ-ГОУ (中国)»
2 0 10 004
Cообщество
«КИТАЙ-ГОУ (中国)»
10 1 12 392
Cообщество
«КИТАЙ-ГОУ (中国)»
4 0 28 370

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой