Россия и Китай начали реализацию подписанного в начале июня межправительственного соглашения о переходе на расчёты в национальных валютах.
Проект «дедолларизации» мировой экономики, заявленный в своё время Владимиром Путиным и Си Цзиньпином, начинает воплощаться в жизнь. И это касается не только российско-китайской торговли, объёмы которой, честно говоря, и в настоящее время, и в обозримой перспективе не выглядят решающими для мировой торговли: нынешние 100 млрд. долл. — это меньше 1%, они сами по себе погоды не делают.
Но, как гласит известная китайская пословица, «путь в десять тысяч ли начинается с первого шага», а таких шагов уже набирается достаточно много.
Например, согласно заявлению «Рособоронэкспорта», в контрактах на поставки вооружения Россией доллар более не присутствует — все сделки ведутся в национальных валютах.
Банк России открыл собственную Систему передачи финансовых сообщений (СПФС), минуя долларовую платёжную систему SWIFT. В настоящее время ведутся работы по её «стыковке» с китайским аналогом CIPS (Chinese International Payment System), а также по созданию единой платёжной системы стран БРИКС, к которой смогут присоединиться любые участники из других стран мира.
В настоящее время Россия практически вышла из «трежерис» американского казначейства, сохранив в этих ценных бумагах к маю 2019 года всего 12,136 млрд. долл. — это меньше 7% от максимума 176,3 млрд. долл. в октябре 2010 года. Спрос на «трежерис» уменьшается вместе с падением их доходности — парадокс, который может объясняться только тем, что их вынуждены скупать аффилированные с ФРС финансовые компании.
Проблема здесь в том, что США с самого начала президентства Барака Обамы, с момента кризиса 2008-2009 гг., стремятся отслеживать долларовые транзакции по всему миру под предлогами уплаты налогов, финансирования терроризма, коррупции и т.д., что делает американскую/глобальную валюту запредельно «токсичной» для всех её пользователей, особенно — за пределами Соединённых Штатов.
Даже в Европе и в Японии сегодня задумываются над выходом из доллара в своих международных расчётах: для начала — в торговле с Ираном и другими государствами, которые США объявили «изгоями» и установили за сотрудничество с ними прямые и косвенные санкции.
Поэтому и Россия, и Китай, да и весь мир начинает потихоньку «слезать с долларовой иглы», а это, в свою очередь, неминуемо ведёт к обрушению нынешнего доллара ФРС и всего «карточного домика» нынешней мировой финансовой системы, в которой 95% денежной массы вращается в «виртуальном секторе». И, судя по всему, процесс «дедолларизации» во всех его аспектах будет идти по нарастающей в глобальном масштабе, так что «империя доллара» начнёт сжиматься, как шагреневая кожа в известном бальзаковском романе. Сначала — медленно и незаметно, а потом — всё быстрее и быстрее.
И когда Путин в недавнем интервью Financial Times заявил, что идея либерализма «просто изжила себя», он имел в виду, прежде всего, крах её финансовой основы — «либеральных ценностей» в виде доллара. Теперь проблема заключается уже не в том, рухнет или нет «вавилонская башня» долгов и кредитов, исчисляемая уже в квадриллионах долларов, а в том, когда и как это произойдёт.
Возможных сценариев здесь превеликое множество, и далеко не все из них — мирные. «Риски выросли, мы очень серьёзно к ним относимся. Мы готовы, в случае необходимости, использовать все доступные нам инструменты», — заявил глава ФРС Джером Пауэлл, выступая 25 июня на заседании американского Совета по международным отношениям. Надо понимать, что в числе «доступных инструментов» Федрезерва — не только учётная ставка и размер собственного баланса, но также все спецслужбы и армия США, которые, при всех их нынешних проблемах, вовсе не являются «картонным тигром».
Как отметил российский президент в том же интервью Financial Times, ситуация, например, в Персидском заливе «стала более драматичной и взрывоопасной», так что полностью исключать возможность американского вторжения в Иран — например, в провинцию Хузестан — не стоит. Тем более, что новые провокации с танкерами или даже с американскими военными кораблями на Ближнем Востоке вполне вероятны.
Можно сказать, что современный мир «завис на волоске», но и вернуться в рамки «однополярного мира» Pax Americana с безраздельным господством доллара он уже не может.
Илл. Студия13