Авторский блог Игорь Шумейко 22:09 11 апреля 2018

Человек, который преодолел земное притяжение

108 минут полёта Гагарина были периодом, когда скорость роста научных, технических знаний была максимальной

После первого советского спутника 4 октября 1957 года США форсировали космическую программу, создали свой отряд космонавтов, показали всему миру, комментируя: "Среди них первый человек, который преодолеет земное притяжение!" "День М", суборбитальный полёт, первый раз назначили на 26 апреля 1960-го и переносили ещё не раз.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин открыл миру не только Космос, но и СССР. Стал его лучшим представителем, но не только "красивой витриной"!

Как в итоге Гагарин стал важным деятелем второй половины ХХ века? В чём причина совершенно особой атмосферы встреч Гагарина с Фиделем, Че Геварой? Почему, из многих вариантов, Гагарин стал главой именно Общества советско-кубинской дружбы?

И, наконец, как Гагарин помог "сохранить лицо" Джону Кеннеди?

Журнал Time: "Через телескоп "холодной войны" советский триумф рассматривается только как победа коммунизма и поражение свободного мира во главе с США". Вице-президент Линдон Джонсон: "Вдруг небо стало чужим. Глубокий шок от сознания, что другая нация достигла превосходства над нашей великой страной".

Вернера фон Брауна, "немецкого отца американской космонавтики" новость застала в баре. Несмотря на многолюдье, он в припадке заорал: "Я так и знал! Надо что-то делать!" Свидетель, бывший тогда с Вернером военный руководитель Программы генерал Джон Медарис: "Мы все чувствовали себя футболистами, вымаливающими разрешение уйти со скамейки запасных". Но о мировом шлейфе Полёта расскажет другая статья. Сначала — о предыстории и "механике" Подвига, восторг перед смелостью порой заслоняет другие его грани. (Есть такие "комментаторы". Недавно блогер-музыкант Юрий Лоза подхватил: "Гагарин, конечно, смельчак, но весь полёт просто лежал как подопытный").

Да, степень риска первого полёта была громадна, но нельзя же сказать, что Юрий Алексеевич просто сыграл (и выиграл!) в "русскую рулетку", с… четырьмя патронами в барабане револьвера. Академик Черток считал, что вероятность удачного возвращения Гагарина была 50%: "Если б сейчас положили на полигоне корабль "Восток" и все современные главные (конструкторы), посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадёжный корабль… Получив огромный опыт, поняли, как сильно мы рисковали".

В вероятность гибели корабля "Восток-1" закладывали статистику аварий: ракет-носителей при запуске (системы аварийного спасения на старте не было предусмотрено) и самого космического корабля серии 1К.

Характерен полёт 15 мая 1960г первого корабля 1К, беспилотного. Из-за сбоя датчика инфракрасной вертикали вместо тормозного импульса прошёл разгонный. Корабль перешёл на орбиту с апогеем 690 км и вернулся к Земле, сгорев в атмосфере, лишь 15 октября 1965 года (прошла уже целая пятилетка пилотируемой космонавтики!). Но Королев тогда был почти счастлив: то был первый в истории человечества манёвр на орбите! Страшно и представить судьбу космонавта, "выстрелившего на 5 лет" в тесном корабле вглубь космоса. А это было меньше чем за год до старта Юрия Алексеевича.

Предшествующая статистика Программы. Семь запусков: две аварии ракет-носителей, из пяти оставшихся совершённых полётов — удачных только три (из трёх удачных, перед полетом Гагарина — два). Вот истинный ключ к оценке полёта Гагарина: до него успешных полетов 3/7, а после — все "Востоки" и "Восходы" благополучно вернулись. (Космонавт Комаров погиб уже на корабле новой серии "Союз").

В эпоху Гагарина практически не было телеметрии, реальная работа/сбой большинства систем впервые стала известна благодаря наблюдению и управлению ими первым человеком на борту. Да, СССР выиграл у США космическую гонку, но риск первого полёта был не в том, что корабль Гагарина был в спешке не доработан, а в том, что работа, поведение в космосе огромного числа систем, были просто неизвестны. Теоретически, долгие годы дополнительных испытаний и появление телеметрии усовершенствовали бы их. Но всё равно оставалась неиспытанной главная "система" — организм, психика человека! Схождение человека с ума в космосе было вполне ожидаемой ситуацией, потому доступ космонавта к управлению кораблём преграждала система защиты, требовавшая от него набора сложных цифровых комбинаций.

Строго формулируя: 108 минут полёта Гагарина были периодом, когда скорость роста научных, технических знаний человечества была в ХХ веке максимальной.

В полёте Гагарин и реализовал "телеметрию", докладывая по КВ- и УКВ-каналам, записывая на магнитофон поведение систем корабля.

Типичный фрагмент его отчётов:

"Разделение с носителем в 9час 18мин 07сек. Включился "Спуск-1". Подвижный индекс ПКРС (прибор контроля режима спуска) движется ко второму положению. Все окошки ПКРС горят… давление единица, влажность 65, температура 20. Давление в ручной системе 155, в первой автоматической 155, во второй 157. В баллоне ТДУ — 320 атмосфер. Чувство невесомости переносится хорошо".

Самообладание не изменило ему и когда на борту стало весьма НЕхорошо. Тормозная двигательная установка не выдала полный импульс, плюс — нештатное разделение отсеков. 10 минут перед входом в атмосферу "Восток-1" беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. А отказ клапана дыхания поставил его на грань гибели…

Именно доклады Юрия Гагарина с орбиты плюс подробнейший отчёт на Земле и последующие беседы на Государственной комиссии обеспечили искомую "обратную связь", превратили "русскую рулетку" в нормальную, хотя и всё равно опаснейшую отрасль техники…

27 июня 1995 года на старте космического челнока "Атлантис" операторы сквозь рёв и гул едва расслышали: командир экипажа Роберт Гибсон произнёс непонятное слово, что-то вроде "аномали". "Какая-то аномалия"!" — встревожился Хьюстон. (В 1986-м именно на взлёте погиб челнок "Челленджер", был долгий перерыв в программе полетов челноков, напряжённость и страх долго не проходили)… Только через несколько минут после благополучного старта Гибсон пояснил: то было русское слово "поехали". Гагаринское, счастливое.

***

Книгу Игоря Шумейко "10 мифов об Украине" вы можете заказать по тел. 8-926 -115 0492

1.0x