Приход к власти в США администрации президента Трампа резко ускорил турбулентные процессы в системе международных договоров и соглашений. Фактически вся, выстраивавшаяся десятилетиями, международная система безопасности оказалась взломана и демонтирована.
Сначала в 2001 году США объявили о выходе из краеугольного договора по ПРО, зафиксировавшего обязательства сторон отказаться от создания, испытания и развёртывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, а также не создавать глобальные системы ПРО на территории стран, ограничивавших количество противоракет, а так же количество зон, прикрытых системой ПРО. В 2002 году договор по ПРО прекратил работу. Но уже с 2003-го началось размещение модернизированных мобильных комплексов системы ПРО на кораблях США и НАТО, а с 2014 года началось её развёртывание в Румынии и Польше.
В то же время США уклонились от участия в подготовке договора, запрещающего размещение оружия в космосе. И сегодня уже вовсю обсуждаются планы развёртывания боевых орбитальных систем.
С 1996 года США отказываются ратифицировать договор о полном запрещении ядерных испытаний. И вот 2 февраля они объявили о приостановлении Договора о РСМД.
Фактически сегодня осталось лишь несколько "оружейных" договоров, которые США продолжают соблюдать.
Это договор Нанна — Лугара — о нераспространении оружия массового поражения, по которому Москва и Вашингтон вместе следят за сохранностью ядерных веществ и контролируют их количество. Договор назван по фамилиям авторов — сенаторов США.
Он был подписан 14 июня 2013 года и пока продолжает своё действие.
Продолжает действовать базовый договор о сокращении количества стратегических ядерных ракет — СНВ-3. Договор был заключён президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в апреле 2010 года. Он вступил в силу в феврале 2011 года и рассчитан на 10 лет.
И, наконец, приостановлен, но не денонсирован Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), который был подписан 19 ноября 1990 в Париже между представителями стран НАТО и Варшавского договора. Он устанавливал равновесие обычных вооружённых сил двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками. Но в ответ на активность НАТО в Прибалтике и Восточной Европе Россия 10 марта 2015 года приняла решение приостановить участие в заседаниях Совместной консультативной группы…
Как же должна реагировать Россия на столь откровенное пренебрежение США своими же обещаниями и демонтаж сложившейся системы безопасности? Довольно долго единственной реакцией России на действия США были попытки достучаться до разума американцев и убедить их не делать опрометчивые шаги. Но всё оказалось бессмысленно! США вероломно гнули свою линию и не обращали никакого внимания на все российские призывы к диалогу, рассматривая их как откровенное, с их точки зрения, проявление слабости нашей страны.
Конечно, нет ничего хорошего в том, что мир после разрыва этих соглашений становится всё более неуправляемым, но, с другой стороны, это полностью развязывает нам руки для асимметричного и эффективного ответа на эти угрозы.
На самом деле, выход американцев из РСМД — это огромный удар как по американской, так и, в большей степени, по европейской безопасности. На протяжении двадцати двух лет Европа жила, не опасаясь того, что на её территорию нацелены скоростные русские ядерные ракеты средней дальности, способные за 11 минут долететь до целей. И возобновление этой угрозы совершенно не радует европейцев, которым не хочется стать "атомной пустыней". С появлением в Европе американских ракет среднего радиуса действия этот потенциальный вариант станет вполне просчитываемым будущим. И у России есть все технические и конструкторские возможности для эффективного ответа на американскую угрозу.
В прессу уже просочились сведения, что Россия вполне способна создать комплекс "Калибр-НК" в сухопутной модификации. В этом случае дальность этих крылатых ракет может составить до 2,6 тыс. км. Иными словами, будучи развернутыми под Москвой, они не только с гарантией "накроют" Польшу и ФРГ, но и "дотянут" до Парижа с Лондоном.
Кроме крылатых ракет большей дальности, малозаметных и низколетящих, российский ВПК, по мнению ведущего военного эксперта Виктора Мураховского, вполне может вернуться к мобильным баллистическим ракетам типа "Пионер" (по классификации НАТО, SS-20 mod.2 Saber), с улучшенными ТТХ и максимальной дальностью стрельбы до 5500 км — совершенно уникальному ракетному комплексу, буквально загнавшему американцев за стол переговоров по РСМД. Ракеты с такими характеристиками, при развёртывании подвижных грунтовых ракетных комплексов на стартовых позициях восточнее Москвы, позволят дотянуться до всех натовских объектов в Европе и Британии. В ядерном снаряжении они "накроют" все основные пункты управления, порты, аэродромы, железнодорожные узлы и иные объекты инфраструктуры НАТО, подготовленные для переброски и развёртывания группировки ВС США в Европе. При этом заранее вскрыть и уничтожить в позиционных районах такие ракеты будет практически невозможно.
Более того, развёртывание "Пионеров" и наземных "Калибров" позволит нам серьёзно сэкономить и не выйти за рамки уже запланированного военного бюджета. Ведь развёртывание "Калибров" — крылатых ракет большой дальности на кораблях и подводных лодках стало прямым следствием соблюдения Россией ограничений по Договору о РСМД, запрещавшего развёртывать наземные крылатые ракеты большой дальности. Поэтому, в дополнение к модернизации под "Калибры" на многоцелевых атомных подводных лодках проекта 885, дизель-электрических подводных лодках проекта 636, мы были вынуждены пойти на принятие специальной корабельной программы, предусматривающей постройку как минимум тридцати корветов и фрегатов — носителей "Калибров". После прекращения действия договора необходимость в срочном строительстве десятков кораблей — платформ для крылатых ракет большой дальности отпадёт. Размещение на суше этих ракет — на порядок дешевле. Один современный корабль класса "фрегат" по стоимости равен развёртыванию целой ракетной бригады, при этом боевая живучесть и ударная мощь такой бригады намного превосходят возможности самого современного фрегата или корвета. Не говоря уже о том, что временной цикл развёртывания и вооружения ракетной бригады намного опережает строительство корабля.
Европейцы не могут не отдавать себе отчёт о последствиях появления такого оружия у России. Стремление американцев получить некое эфемерное преимущество ставит европейские страны под потенциальный удар русских ракет. И в Берлине, и в Париже, и в Мадриде отлично понимают, что США глубоко плевать на то, кто и чем заплатит за американское преимущество. Станут Берлин и Париж новыми Хиросимой и Нагасаки — и пусть!.. Зато своей смертью они, может быть, позволят, хоть на пять минут, но опередить действия русских и ударить первыми.
Такая перспектива совершенно не радует европейцев и, пожалуй, впервые за последние десятилетия, действия американцев встретили столь дружное сопротивление и ропот. Европа не хочет быть щитом в руках американцев. И это даёт нам преимущество на дипломатическом поле. Не зря президент Путин уже сделал заявление, что ни одна наша перспективная ракета средней дальности не появится в радиусе поражения Европы до тех пор, пока там не появятся аналогичные ракеты США…