Авторский блог Александр Андрух 18:44 16 мая 2018

Базаровы и иные. Секуляризация

"…я ушёл из дома учёных, да ещё и дверь захлопнул за собою. Слишком долго душа моя сидела за их столом; не научили меня, подобно им, познавать таким же образом, как щелкать орехи…";
19

Нетрудно догадаться, что в названии данной статьи Базаровыми обозначены те персонажи, кто олицетворяют собой всё передовое и прогрессивное, а "иными" – лагерь противоположный, т.е. консерваторы и ретрограды. Словом, как учили нас в школе. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что и школы теперь бывают разные, но для ясности примем эту установку. Итак, Базаровы – это имя собирательное тех рыцарей научного познания и освоения мира, кто бесстрашно жертвуя своими силами, здоровьем и самой жизнью (вспомним прекрасный советский фильм "Девять дней одного года") ради служения высокой науке и прогрессу, привносят в нашу жизнь всё передовое, всё научно обоснованное, всё лучшее. И, сказать по правде, сам порыв, побуждения и жертвенность таких людей мне лично близки, понятны и вызывают симпатию и сочувствие. Однако же есть у этой медали и обратная сторона, изрядно меняющая, если не полюса, то во всяком случае отношение к неоднозначному такому вопросу, при углублении хотя бы маломальском в который, может измениться и взгляд на картину в целом.

Но давайте по порядку. И вначале для наглядности приведу такое изречение:

"Философии мир раскрывается иначе, чем науке, и путь ее познания иной. Науки имеют дело с частичной отвлеченной действительностью, им не открывается мир как целое, ими не постигается смысл мира. Претензии математической физики быть онтологией, открывающей не явления чувственного, эмпирического мира, а как бы вещи в себе, смешны. Именно математическая физика, самая совершенная из наук, дальше всего отстоит от тайн бытия, ибо тайны эти раскрываются только в человеке и через человека, в духовном опыте и духовной жизни" (Н.А. Бердяев «О назначении человека»).

Из этой фразы выдающегося русского философа видно, что предстоят друг другу два мировоззрения: философское (оно же - духовное) и научное (оно же - материалистическое). И предстояние это носит не поверхностно-принципиальный, а бытийственный фундаментальный характер. "Наука и научное предвидение обеспечивают человека и дают ему силу, но они же могут опустошить сознание человека, оторвать его от бытия и бытие от него. Можно было бы сказать, что наука основана на отчуждении человека от бытия и отчуждении бытия от человека…" (Бердяев, там же). Ведь наука вынуждена объективировать всё и вся по той причине, что ей нужен предмет познания, на которое она способна и которое ей по силам, именно – объект. Объективация же есть оторванность от внутреннего коренного естества предмета, от его духа, от его "вещи в себе"! В этом случае происходит познание лишь оболочки, шелухи, несущественного!.. Вот почему человеку, вооружённому позитивным знанием, никогда не светит такое чудо, как создание и сотворение жизни, ибо его уделом навсегда останется копошение в её отходах, в прахе! Если натуралист Базаров рассекает скальпелем лягушку, детальнейшим образом исследует и изучает все её системы жизнедеятельности и порядок их работы, он тем самым приобретает некоторое представление о сложности, совершенстве и органичности их совместного функционирования. Но никогда у него не получится из этих своих аналитических абстракций выйти на витальный уровень! Т.е. собрать изрезанную плоть несчастного земноводного и вернуть его к жизни!

Вот такая жестокая сторона внутренне и неотъемлемо присуща методологическим принципам всех без исключения наук в их настоящем виде, ибо зиждутся они на анализе, т.е. фрагментации до бесконечности!

Современная наука, на которую многие уповают, как на Бога (или взамен Его), пока ещё успешно работает, хоть и на предпоследних своих издыханиях, применяя свои знания, как в различных областях человеческого хозяйства, так и в объяснении мироустройства и процессов, происходящих в подлунном мире. Но путь, избранный наукой, в корне неверен и, если, повторяю, наука в данном её виде имеет пока успех, то успех этот скорее тактического, нежели стратегического характера. Ведь научный путь – это путь насилия над природой! Люди поступают с окружающим их миром не как благодарные дети с родителями, ожидая пока те одарят их благами, которыми сочтут за нужное одарить, а как дети нерадивые, нагло и с жадностью требующие всё больше. Вспомните лишь самонадеянное и наглое: "Наша задача – не ждать милости от природы, а самим брать у неё всё, что нужно"! Это похоже, как если бы кто-то взял другого за грудки и начал трясти, вытряхивая всё из его карманов. Но, согласитесь, бесконечно так продолжаться не может и либо содержимое карманов иссякнет, либо опомнится сам тот, кого трясут за грудки, что, судя по последним природным и общественным катаклизмам, сейчас и происходит. Например, чтобы получить из одного химического элемента другой, учёные мужи додумались бомбардировать (!) ядра атомов тяжёлых элементов ядрами же более лёгких. Не знаю, как у вас, но у меня напрашивается следующее сравнение: чтобы из непослушного народа получить послушный, некоторые страны додумались, ни много, ни мало!, бомбардировать того непослушного. Как вам такой путь получения результата? Что вам подсказывает внутреннее чутье об истинности его и законности? Тот ли это путь (насилие), по которому человечеству следует идти дальше, если, конечно, оно вообще хочет идти к какой-либо цели и уж тем более достичь её? Те ли двери открывает перед ним наука? Помните из Библии, как Иисус Христос превратил воду в вино? Как в этом случае поступила бы наука? Допускаю, что после многих лет исследований, бомбардировки молекул воды на дорогостоящих каких-нибудь мудрёных установках, применения всяческих катализаторов и других операций, насилующих само естество и структуру воды, какая-то органика и получилась бы. Да и то – не факт! И как же поступает Сын Божий? Он открывает дверь не насилия и принуждения, а дверь любви, сочувствия и соучастия! Он открывает дверь в тот внутренний мир каждой молекулы, в котором та распознаёт его сверхкомпетентность (!)* и отвечает на Его призыв и просьбу, изменить своему естеству, перестроиться в более высокоорганизованный порядок структуры винной субстанции (для самих молекул это благо и повышение иерархического уровня, как если бы лейтенант сразу получил звание майора)!

И, таким образом, любой, кто имеет серьёзное отношение к науке, поступит честно, если последует поступку одного героя, который говорит о себе: "…я ушёл из дома учёных, да ещё и дверь захлопнул за собою. Слишком долго душа моя сидела за их столом; не научили меня, подобно им, познавать таким же образом, как щелкать орехи…" (Ницше «Так говорил Заратустра»). Ибо таким поступком он приблизит тот час, который предсказывал ещё Шеллинг: "придёт время, когда науки постепенно исчезнут, и на место их явится непосредственное знание. Все науки как таковые изобретены лишь по недостатку этого знания…". И произойдёт это тогда, когда человечество прислушается к совету английского философа Бэкона: "нужно свой ум приспособлять к величию Божиих тайн, а не тайны эти втискивать в тесные рамки ума"! Но, увы, произошло и происходит обратное – происходит массовая и повальная секуляризация человечества. Это с горечью отмечал ещё Виктор Гюго: "Религиозное обучение, по-моему, в настоящее время более необходимо, чем когда-либо. Чем больше человек растет, тем более он должен веровать. Несчастье и, можно сказать, главнейшее несчастье нашего времени, составляет стремление все ограничить этой жизнью…".

И вообще переход от теократического общества к секулярному можно было бы образно характеризовать следующей пришедшей на ум притчей: "Некогда среди людей были такие, у которых их духовное развитие, их духовный уровень были на такой высоте, что они приказывали любой горе сойти в море, и та сходила. Но постепенно, со временем, в результате утраты людьми веры, вернее, перемены направления её вектора от вещей сакральных в сторону вещей материальных, такие люди теряли свою эту силу – горы перестали сходить в море. И – что делать? – люди стали становиться в цепочку и по камешку вручную перемещать нужную гору в нужное место…". В этой притче, без ложной скромности, исключительно наглядно видно, что, если познание мира происходит целостно (духовно), то и власть над слепой природой мощна, безоговорочна! Если же познание имеет рациональный характер, если оно происходит через разум, то и власть над природой фрагментарна, неубедительна и даётся ценою больших физических затрат. Ибо, если даже вы соорудите ту гору из притчи в ином месте, то она уже будет совсем не та, не целостна (поскольку её пришлось сначала разбить на мелкие фрагменты, а затем вручную их перенести в иное место!).

И подобного рода, пусть и увеличивающееся в объёме, но носящее дискретный и в определённой степени случайный характер, познание предполагается при условии неизменного (застывшего) уровня духовности в человеке! Если же эта духовность по каким-либо причинам станет прибывать и возрастать т.с. количественно, то тут же отпадёт и надобность в знании научном (см. слова Шеллинга выше), которое, повторяю, даётся слишком большими физическими затратами, слишком дорогого стоит! Это не значит, что знания духовные обходятся дешевле! Просто цена их находится в иной системе координат!

Другими словами, если идти по этому пути, если возрастать духовно, а не умственно, то результаты явятся не в виде каких-нибудь мелких деталей типа "строения желудочно-кишечного тракта муравья и пчелы", а в более грандиозном и всеобъемлющем масштабе, где подобные частные детали и подробности не будут иметь сами по себе никакого значения и смысла…

В советское время Базаровых было большинство только потому, что при всесторонне материалистическом подходе, во-первых: высока степень скептического отношения к основам окружающего мира, а большее внимание уделяется вещам видимым, второстепенным, во-вторых: всё новое нащупывается путём проб и ошибок (в большой мере вследствие первого фактора), способом апробирования, а подобный процесс всегда ближе к хозяйствованию, чем к науке! Хозяин всегда материалист, всегда верит больше положению своего флюгера и показанию барометра, штангенциркуля, чем своим внутренним неясным и не постигнутым ним силам!..

Словом, путь определяется единственный – духовное возрастание всех и вся! Воспитание в себе нового человека, изживание человека ветхого, в незапамятные времена слишком доверившегося всему видимому и очевидному и с опаской, недоверием ставшему относиться к вещам высшего неземного достоинства, откуда и распятие Иисуса Христа, откуда и масса нагромождения всего того убогого и кургузого, что предопределило наше нынешнее незавидное положение, наше убожество во многом! Ибо секуляризация – это далеко не "свободный выбор" одного из путей развития, а это катастрофическое падение в инфернальные бездны небытия, выбираться из которых нам предстоит, хоть это и страшно тяжело! Но, увы, иного не дано, если хотим жизни и возрождения, а не тьмы, света просторов и чистого воздуха, а не затхлой атмосферы подвала!..

В этой связи уместно привести слова ещё одного выдающегося человека: "У обывателя нет никакого шанса обрести Бога. Всегда лишённый воображения, он живёт внутри некоего банального итога опыта, полагаясь на течение обстоятельств, пределы вероятного, обычный ход вещей, – и неважно уже, является ли он виноторговцем или премьер-министром… Он чересчур погружён в чувственное, чтобы обладать отвагой и выносливостью быть духом. Несмотря на всё своё тщеславие и самолюбие, люди обыкновенно имеют весьма смутное представление или даже вовсе никакого о том, что значит быть духовным, быть тем Абсолютом, каким может быть человек" (С. Кьеркегор «Болезни к смерти»).

Итак, максимально оторваться от чувственного, набраться отваги стать и быть Абсолютом – иного не дано!..

 

_____________________________________________

*О подобного рода компетентности смотреть здесь


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
16 мая 2018 в 19:35

Уважаемый Александр, добрый вечер! Большое спасибо за отличную работу! ВОПРОС, КОТОРЫЙ ПОДНЯЛИ ВЫ, НЕОБЪЯТНЫЙ, КАК ВСЕЛЕННАЯ! ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ БЕССПОРНО ВЕРНЫ, НЕТ НИКАКИХ В ЭТОМ СОМНЕНИЙ, НО КАК СТРАШНО НАРУШИТЬ ХРУПКОЕ РАВНОВЕСИЕ НАШЕГО МИРА!
С УВАЖЕНИЕМ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ, А.ШТИБИН

17 мая 2018 в 08:46

Доброе утро, Александр!
Вчера поздно вечером обнаружил, что статью, которую выставил чуть ли не в полдень, наконец, соизволили опубликовать. Лишний раз убедили тем самым, что изменения бывают не всегда к лучшему :)… Но спасибо и на том.
А Вам, дорогой Александр, спасибо за то, что поддерживаете и разделяете многие мои воззрения на нашу жизнь и бытие в целом. Это для меня важно и ценно!
С уважением и искренней благодарностью!

16 мая 2018 в 19:54

...Признательность. Прочитал с глубоким интересом (в контексте работы над есенинской мыслью - "человек есть чаша космических обособленностей"...

17 мая 2018 в 08:48

В свою очередь признателен Вам, уважаемый Василий Васильевич, за внимание, проявленное к этой моей работе! И, естественно, за увязку и рассмотрение её в свете воззрений нашего литературного светоча!
С благодарностью и уважением!

16 мая 2018 в 20:46

Ужас, Александр, кошмарное нагромождение противоречивостей.
Например, "всё новое нащупывается путём проб и ошибок". Это некая тупость. Это Алферов, когда его спрашивали студенты, как он сделал открытие на Нобелевскую премию, сказал: перебирал, перебирал и наткнулся. Я уверен, что слямзил, потому что такое невероятно. Это не путь ученого, не путь первооткрывателя.
Открытие совершается, когда первооткрыватель освоил все созданное человечеством, видит необходимость выхода на новый уровень знаний и выходит на этот новый уровень, совершая открытие. Впереди нас (всех и каждого) ждут мириады важнейших открытий, если мы покончим с ужасами нашей жизни, в первую очередь, если мы сможем направить себе наши же выпускаемые деньги. Тогда человечество и каждый человек, освободившись от сегодняшнего нового типа эксплуатации фглонистами, выйдет на простор развития, в том числе и на простор творческого, нравственного, духовного развития.

16 мая 2018 в 20:52

Кстати, Александр. Когда мы здесь занимались поисками движущей силы общества. Я тогда предлагал справедливость.
Теперь предлагаю на первое место поставить человечность.

17 мая 2018 в 00:17

И потом, Александр, первооткрывательство в науке, в том числе и в технике, о котором Вы и я здесь пока говорили, совершенно отличается от первооткрывательства в общественных изменениях, которымы мы все здесь занимаемся.
Общественные изменения не проектируются, как многие здесь считают, предлагая всевозможные проекты, в том числе и с коммунистическим уклоном. Первооткрывательством здесь занимается само человечество. Вот здесь, действительно, занимается путем проб и ошибок, даже путем неимоверных жертв.
А работа первооткрывателей в области общественного развития сводится к обнаружению окончательного выбора человечества и сообщения об этом человечеству.
Вот, например, на днях В. В. Шахов, когда мы с ним обсуждали жажду денег, совершил, с привлечением философии, которую Вы отбрасываете, открытие мирового уровня. Он заметил, через отрицание отрицания, смену противоположности на свою противоположность, переход денег, из инструмента угнетения и эксплуатации, в инструмент развития и сплочения. Этот переход предложил или сделал не Василий Васильевич, его делает сейчас человечество. А Василий Васильевич это, как первооткрыватель, подметил.

17 мая 2018 в 00:49

Правка, Философию Вы, Александр, не отбрасываете, а отказывете ей, науке наук, быть наукой, превращаете ее в духовность. Но духовность тоже ведь имеет научное содержание.
Конечно, бездуховный человек, не стремящийся принести пользу своему народу и человечеству, не может быть востребован народом и человечеством, как первооткрыватель, и не станет им. Но и нельзя говорить, что науки пора выбросить и заменить их духовностью.

17 мая 2018 в 08:51

Благодарен Вам, Евгений, за комментарии, суть которых пусть и не вполне совпадают с моими мыслями, но, естественно, имеют право быть, поскольку трюизм "в споре рождается истина" ещё никто не отменял :)…
Если же говорить по существу, то понимая Вашу озабоченность экономической (монетарной) стороной жизни, осмелюсь заметить, что не только "не хлебом единым живёт человек", а и то, что эта самая сторона всецело находится в зависимости от духовного состояния человека (а не наоборот, как многие считают). И, как верно Вы заметили, "движущей силой" общественных движений являются и те, что указаны Вами (справедливость и человечность), и многие другие составляющие человеческой духовности. Вами также уместно замечено, что "Общественные изменения не проектируются". Но в данном случае, на мой взгляд, речь не идёт о проектировании общественных изменений, а скорее о попытках в той или иной степени их предугадать или спрогнозировать, воспользовавшись при этом теми или иными тенденциями в развитии социума. Тут могут подойти и научные методы, правда в какой степени они точны – вопрос (эта тема затронута мною в предыдущей моей статье, а также в статье http://zavtra.ru/blogs/formula_postupatel_nogo_i_revolyutcionnogo_sotcial_nogo_razvitiya, в которой мы с Вами также подискутировали немного).
Касаемо Вашего утверждения, что я философию "не отбрасываю, а отказываю ей, науке наук, быть наукой, превращая ее в духовность. Но духовность тоже ведь имеет научное содержание", то замечу лишь, что в том плане, в каком рассматривается современный термин "научное содержание", это отчасти верно, поскольку тут я соглашусь скорее с Шеллингом и его утверждением, приведённым в тексте статьи, чем, увы, с Вами, уважаемый и досточтимый Евгений!..

17 мая 2018 в 10:22

Да на здоровье, Александр, приспосабливайте свой ум в постижение божьих тайн, тесня Шеллинга и Ницше. Но только сам по себе, если Вам себя не жалко, погружаясь сам в бездну бездуховности, а не вовлекая в нее нас.
Для Вас духовность, это колотиться головой о паперть или сидеть на ней с протянутой рукой. Для нормальных людей духовность - это, прежде всего, деятельность на пользу людей, вплоть до готовности отдать жизнь за свой народ, за человечество.
Все здесь страдают за народ, но на деле пытаются выстрадать себе тот или иной статус, преследуя только свои личные мелкие цели, не делая для народа ничего, даже то элементарное, что криком вопиет, чтобы было сделано.
Люди работают за деньги, нарабатывая товар и необходимость выпуска денег. Но выпускаемые деньги людям не достаются, в России полностью уходят к ворью, к фглонистам, к частным банкирам, незаконно выпускающим себе деньги. 90% заработка народа, его развитие, уходят к ворью.
А кто здесь хоть палец о палец ударил, чтобы передать выпускаемые деньги законно (бюджетно) народу? Жуткая бездуховность, даже хуже. Вы ведь сами правильно заметили, что не хлебом единым, а и эта сторона зависит от духовности.
То есть, получается, что Вы, Александр, как и многие здесь, всецело бездуховны, потому что наплевали на людей, обменяв их на погружение в божьи тайны.

17 мая 2018 в 11:03

Что касается http://zavtra.ru/blogs/formula_postupatel_nogo_i_revolyutcionnogo_sotcial_nogo_razvitiya, то да, Вы, Александр, дали мне там мощнейший толчок (пинок) к работе. Я много думал и, видите, пришел к человечности, как к движущей силе.
Кроме того, была написана, с подачи Виктора Стекленева, статья: Отмена золотопаритетности денег вывела человечество на экспоненциальное развитие
http://zavtra.ru/blogs/otmena_zolotoparitetnosti_deneg_vivela_chelovechestvo_na_eksponentcial_noe_razvitie
Но ведь что получается? Вы, Александр, все время упражняетесь. То в применении исследований Павлова с крысами к людям. У Павлова рефлексы, вырабатываемые током, и у Вас социальная напряженность, как движитель. То притаскиваете к нам сомнительных Ницше. А передать элементарно народу народные выпускаемые деньги, заработок народный, о чем я сразу же начал просить Вас на коленях, так и не передаете. Все о себе, любимом, печетесь, прославляетесь, создавая творения, а народ пусть загибается. Это что, духовность?
Загнемся же на этих изысканиях собственного прославления многих здесь, забывая делать элементарное - жить.

17 мая 2018 в 14:42

"Загнемся же на этих изысканиях собственного прославления многих здесь, забывая делать элементарное - жить"
__________________________________________
Однако же, Евгений, Вы неосознанно вскрыли этой своей фразой ту печальную изнанку бытия, что ЖИТЬ ЭТО И ЕСТЬ ЗАГИБАТЬСЯ (во всяком случае, хотя бы с биологической точки зрения на вопрос). Но улыбнуло это Ваше "прославление". Вы серьёзно?
Откровенно говоря, лично мне оно, это Ваше "прославление" ни в каком ряду не стояло, поскольку цели ставлю себе иные, а именно: высказать свои мысли на те или иные стороны бытия и посредством откликов на них у всех желающих, выяснить число и качество своих единомышленников и противников. А уже от соотношения оных выяснить и жизненно важный для каждого вопрос - в своём ли мире ты находишься или в чужом, каким образом и в какую сторону меняется этот мир, и что необходимо предпринимать, дабы этот самый мир и это бытие менялись в лучшую сторону, просветлялись и становились божескими, насколько это возможно?

P.S. "передать народу народные деньги" не могу, поскольку не располагаю таковыми, а единственно на что могу может быть себя подвигнуть, так это передать народу единственный источник своего существования - нищенскую пенсию, но в этом случае мне предстоит неминуемое, пусть и медленное, загибание...

17 мая 2018 в 15:06

Хорохоритесь, Александр. Вы не передаете свои же выпускаемые деньги себе же, потому что тогда перестанете нищенствовать и плакаться. Потому что это, ниществовать, в том числе и духом, и плакать Вам нравится.
Вы не боретесь за передачу выпускаемых народных денег народу, потому что Вам хочется, зачем-то, чтобы и народ нищенствовал и плакал. Принцип известный: чем хуже, тем лучше.
Есть, конечно, и другие варианты возможной Вашей мотивации в вопросе направления УЖЕ выпускаемых денег в бюджет, но они, считаю, сомнительны. Ну не можете же Вы, например, не понимать важности передачи УЖЕ выпускаемых денег в бюджет России, для спасения государственности России и народа России. Или, например, что Вы, такой общепризнанно умный, не понимаете, что кто-то выпускает и присваивает себе Вашм деньги.

17 мая 2018 в 16:11

Повторяю, Евгений, что повлиять на ситуацию в том смысле, как предлагаете Вы, я не в силах и не в компетенции. Наше с Вами дело - бороться словом и тем самым способствовать, насколько это в наших силах, перемене ситуации поначалу с иной, как бы неощутимой и незримой стороны... Ну, а на коком фронте ему бороться, решает каждый сам за себя. На войне - как на войне: на всех фронтах тяжело...

17 мая 2018 в 18:35

Спасибо, Александр, и на этом, неощутимом и незримом.
Может, и мне когда-нибудь кто-нибудь скажет спасибо, что я костьми ложусь, чтобы отдать Ваши и народные деньги Вам и народу.

17 мая 2018 в 19:51

Не сомневаюсь в этом, Евгений! Человеческие усилия подобного рода (направленные на добро) не остаются без своего вознаграждения!
Всех благ...

18 мая 2018 в 12:01

И еще. У меня вызвала улыбку, Александр, Ваша удивительная схожесть со всеми выдающимися мыслителями человечества, начиная с древнейших времен. Все они всегда считали, что именно в их время человечество достигло некоего конечного научного развития. Придумают пифагоровы штаны и считают их венцом \научного творения. Маркс и Энгельс были таими же. Из этого ряда несколько выбивается В. И. Ленин, заявивший о неисчерпаемости электрона. И только сейчас, после того как была открыта набивка прибавочной стоимости прошлым трудом (знаниями, технологиями), стало ясно, что человечество вплотную подошло к созданию общества первооткрывателей, когда открытия и изобретения пойдут сплошным потоком.

18 мая 2018 в 16:24

Евгений, сама постановка Вашего покорного слуги в ряд "выдающихся мыслителей человечества, начиная с древнейших времен" слишком уж преувеличена, пусть даже в их по Вашему заблуждениях! Но столь почётная для меня "должность" обязывает быть на высоте! :)
Касаемо же того, что "открытия и изобретения пойдут сплошным потоком", то бишь подобно тому, как на конвейере, - в этом я, уж простите, сильно сомневаюсь, ибо в мире материальном всегда существуют пределы :(...

18 мая 2018 в 16:38

Нет предела мысли, мышлению, знаниям. Природа и этого явления бесконечна.
Рад, Александр, что и Вы улыбнулись. Пробьемся!