Авторский блог Александр Андрух 18:44 16 мая 2018

Базаровы и иные. Секуляризация

"…я ушёл из дома учёных, да ещё и дверь захлопнул за собою. Слишком долго душа моя сидела за их столом; не научили меня, подобно им, познавать таким же образом, как щелкать орехи…";

Нетрудно догадаться, что в названии данной статьи Базаровыми обозначены те персонажи, кто олицетворяют собой всё передовое и прогрессивное, а "иными" – лагерь противоположный, т.е. консерваторы и ретрограды. Словом, как учили нас в школе. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что и школы теперь бывают разные, но для ясности примем эту установку. Итак, Базаровы – это имя собирательное тех рыцарей научного познания и освоения мира, кто бесстрашно жертвуя своими силами, здоровьем и самой жизнью (вспомним прекрасный советский фильм "Девять дней одного года") ради служения высокой науке и прогрессу, привносят в нашу жизнь всё передовое, всё научно обоснованное, всё лучшее. И, сказать по правде, сам порыв, побуждения и жертвенность таких людей мне лично близки, понятны и вызывают симпатию и сочувствие. Однако же есть у этой медали и обратная сторона, изрядно меняющая, если не полюса, то во всяком случае отношение к неоднозначному такому вопросу, при углублении хотя бы маломальском в который, может измениться и взгляд на картину в целом.

Но давайте по порядку. И вначале для наглядности приведу такое изречение:

"Философии мир раскрывается иначе, чем науке, и путь ее познания иной. Науки имеют дело с частичной отвлеченной действительностью, им не открывается мир как целое, ими не постигается смысл мира. Претензии математической физики быть онтологией, открывающей не явления чувственного, эмпирического мира, а как бы вещи в себе, смешны. Именно математическая физика, самая совершенная из наук, дальше всего отстоит от тайн бытия, ибо тайны эти раскрываются только в человеке и через человека, в духовном опыте и духовной жизни" (Н.А. Бердяев «О назначении человека»).

Из этой фразы выдающегося русского философа видно, что предстоят друг другу два мировоззрения: философское (оно же - духовное) и научное (оно же - материалистическое). И предстояние это носит не поверхностно-принципиальный, а бытийственный фундаментальный характер. "Наука и научное предвидение обеспечивают человека и дают ему силу, но они же могут опустошить сознание человека, оторвать его от бытия и бытие от него. Можно было бы сказать, что наука основана на отчуждении человека от бытия и отчуждении бытия от человека…" (Бердяев, там же). Ведь наука вынуждена объективировать всё и вся по той причине, что ей нужен предмет познания, на которое она способна и которое ей по силам, именно – объект. Объективация же есть оторванность от внутреннего коренного естества предмета, от его духа, от его "вещи в себе"! В этом случае происходит познание лишь оболочки, шелухи, несущественного!.. Вот почему человеку, вооружённому позитивным знанием, никогда не светит такое чудо, как создание и сотворение жизни, ибо его уделом навсегда останется копошение в её отходах, в прахе! Если натуралист Базаров рассекает скальпелем лягушку, детальнейшим образом исследует и изучает все её системы жизнедеятельности и порядок их работы, он тем самым приобретает некоторое представление о сложности, совершенстве и органичности их совместного функционирования. Но никогда у него не получится из этих своих аналитических абстракций выйти на витальный уровень! Т.е. собрать изрезанную плоть несчастного земноводного и вернуть его к жизни!

Вот такая жестокая сторона внутренне и неотъемлемо присуща методологическим принципам всех без исключения наук в их настоящем виде, ибо зиждутся они на анализе, т.е. фрагментации до бесконечности!

Современная наука, на которую многие уповают, как на Бога (или взамен Его), пока ещё успешно работает, хоть и на предпоследних своих издыханиях, применяя свои знания, как в различных областях человеческого хозяйства, так и в объяснении мироустройства и процессов, происходящих в подлунном мире. Но путь, избранный наукой, в корне неверен и, если, повторяю, наука в данном её виде имеет пока успех, то успех этот скорее тактического, нежели стратегического характера. Ведь научный путь – это путь насилия над природой! Люди поступают с окружающим их миром не как благодарные дети с родителями, ожидая пока те одарят их благами, которыми сочтут за нужное одарить, а как дети нерадивые, нагло и с жадностью требующие всё больше. Вспомните лишь самонадеянное и наглое: "Наша задача – не ждать милости от природы, а самим брать у неё всё, что нужно"! Это похоже, как если бы кто-то взял другого за грудки и начал трясти, вытряхивая всё из его карманов. Но, согласитесь, бесконечно так продолжаться не может и либо содержимое карманов иссякнет, либо опомнится сам тот, кого трясут за грудки, что, судя по последним природным и общественным катаклизмам, сейчас и происходит. Например, чтобы получить из одного химического элемента другой, учёные мужи додумались бомбардировать (!) ядра атомов тяжёлых элементов ядрами же более лёгких. Не знаю, как у вас, но у меня напрашивается следующее сравнение: чтобы из непослушного народа получить послушный, некоторые страны додумались, ни много, ни мало!, бомбардировать того непослушного. Как вам такой путь получения результата? Что вам подсказывает внутреннее чутье об истинности его и законности? Тот ли это путь (насилие), по которому человечеству следует идти дальше, если, конечно, оно вообще хочет идти к какой-либо цели и уж тем более достичь её? Те ли двери открывает перед ним наука? Помните из Библии, как Иисус Христос превратил воду в вино? Как в этом случае поступила бы наука? Допускаю, что после многих лет исследований, бомбардировки молекул воды на дорогостоящих каких-нибудь мудрёных установках, применения всяческих катализаторов и других операций, насилующих само естество и структуру воды, какая-то органика и получилась бы. Да и то – не факт! И как же поступает Сын Божий? Он открывает дверь не насилия и принуждения, а дверь любви, сочувствия и соучастия! Он открывает дверь в тот внутренний мир каждой молекулы, в котором та распознаёт его сверхкомпетентность (!)* и отвечает на Его призыв и просьбу, изменить своему естеству, перестроиться в более высокоорганизованный порядок структуры винной субстанции (для самих молекул это благо и повышение иерархического уровня, как если бы лейтенант сразу получил звание майора)!

И, таким образом, любой, кто имеет серьёзное отношение к науке, поступит честно, если последует поступку одного героя, который говорит о себе: "…я ушёл из дома учёных, да ещё и дверь захлопнул за собою. Слишком долго душа моя сидела за их столом; не научили меня, подобно им, познавать таким же образом, как щелкать орехи…" (Ницше «Так говорил Заратустра»). Ибо таким поступком он приблизит тот час, который предсказывал ещё Шеллинг: "придёт время, когда науки постепенно исчезнут, и на место их явится непосредственное знание. Все науки как таковые изобретены лишь по недостатку этого знания…". И произойдёт это тогда, когда человечество прислушается к совету английского философа Бэкона: "нужно свой ум приспособлять к величию Божиих тайн, а не тайны эти втискивать в тесные рамки ума"! Но, увы, произошло и происходит обратное – происходит массовая и повальная секуляризация человечества. Это с горечью отмечал ещё Виктор Гюго: "Религиозное обучение, по-моему, в настоящее время более необходимо, чем когда-либо. Чем больше человек растет, тем более он должен веровать. Несчастье и, можно сказать, главнейшее несчастье нашего времени, составляет стремление все ограничить этой жизнью…".

И вообще переход от теократического общества к секулярному можно было бы образно характеризовать следующей пришедшей на ум притчей: "Некогда среди людей были такие, у которых их духовное развитие, их духовный уровень были на такой высоте, что они приказывали любой горе сойти в море, и та сходила. Но постепенно, со временем, в результате утраты людьми веры, вернее, перемены направления её вектора от вещей сакральных в сторону вещей материальных, такие люди теряли свою эту силу – горы перестали сходить в море. И – что делать? – люди стали становиться в цепочку и по камешку вручную перемещать нужную гору в нужное место…". В этой притче, без ложной скромности, исключительно наглядно видно, что, если познание мира происходит целостно (духовно), то и власть над слепой природой мощна, безоговорочна! Если же познание имеет рациональный характер, если оно происходит через разум, то и власть над природой фрагментарна, неубедительна и даётся ценою больших физических затрат. Ибо, если даже вы соорудите ту гору из притчи в ином месте, то она уже будет совсем не та, не целостна (поскольку её пришлось сначала разбить на мелкие фрагменты, а затем вручную их перенести в иное место!).

И подобного рода, пусть и увеличивающееся в объёме, но носящее дискретный и в определённой степени случайный характер, познание предполагается при условии неизменного (застывшего) уровня духовности в человеке! Если же эта духовность по каким-либо причинам станет прибывать и возрастать т.с. количественно, то тут же отпадёт и надобность в знании научном (см. слова Шеллинга выше), которое, повторяю, даётся слишком большими физическими затратами, слишком дорогого стоит! Это не значит, что знания духовные обходятся дешевле! Просто цена их находится в иной системе координат!

Другими словами, если идти по этому пути, если возрастать духовно, а не умственно, то результаты явятся не в виде каких-нибудь мелких деталей типа "строения желудочно-кишечного тракта муравья и пчелы", а в более грандиозном и всеобъемлющем масштабе, где подобные частные детали и подробности не будут иметь сами по себе никакого значения и смысла…

В советское время Базаровых было большинство только потому, что при всесторонне материалистическом подходе, во-первых: высока степень скептического отношения к основам окружающего мира, а большее внимание уделяется вещам видимым, второстепенным, во-вторых: всё новое нащупывается путём проб и ошибок (в большой мере вследствие первого фактора), способом апробирования, а подобный процесс всегда ближе к хозяйствованию, чем к науке! Хозяин всегда материалист, всегда верит больше положению своего флюгера и показанию барометра, штангенциркуля, чем своим внутренним неясным и не постигнутым ним силам!..

Словом, путь определяется единственный – духовное возрастание всех и вся! Воспитание в себе нового человека, изживание человека ветхого, в незапамятные времена слишком доверившегося всему видимому и очевидному и с опаской, недоверием ставшему относиться к вещам высшего неземного достоинства, откуда и распятие Иисуса Христа, откуда и масса нагромождения всего того убогого и кургузого, что предопределило наше нынешнее незавидное положение, наше убожество во многом! Ибо секуляризация – это далеко не "свободный выбор" одного из путей развития, а это катастрофическое падение в инфернальные бездны небытия, выбираться из которых нам предстоит, хоть это и страшно тяжело! Но, увы, иного не дано, если хотим жизни и возрождения, а не тьмы, света просторов и чистого воздуха, а не затхлой атмосферы подвала!..

В этой связи уместно привести слова ещё одного выдающегося человека: "У обывателя нет никакого шанса обрести Бога. Всегда лишённый воображения, он живёт внутри некоего банального итога опыта, полагаясь на течение обстоятельств, пределы вероятного, обычный ход вещей, – и неважно уже, является ли он виноторговцем или премьер-министром… Он чересчур погружён в чувственное, чтобы обладать отвагой и выносливостью быть духом. Несмотря на всё своё тщеславие и самолюбие, люди обыкновенно имеют весьма смутное представление или даже вовсе никакого о том, что значит быть духовным, быть тем Абсолютом, каким может быть человек" (С. Кьеркегор «Болезни к смерти»).

Итак, максимально оторваться от чувственного, набраться отваги стать и быть Абсолютом – иного не дано!..

_____________________________________________

*О подобного рода компетентности смотреть здесь

1.0x