Малевич как философ
Авторский блог Даниил Торопов 17:52 23 ноября 2018

Малевич как философ

главная идея настоящей монографии — русский авангард относится не к области искусства, а к области мысли
27

Философия русского авангарда: коллективная монография под ред. Н.Н. Ростовой (серия "Современная русская философия". № 10) — М.: РГ-Пресс, 2018 — 128 с.

"Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу". Василий Кандинский

"Быть в толпе — значит видеть только фрагменты. Быть наедине с собой — значит видеть целое, образ. Поэтому современное искусство толпы фрагментарно. А искусство вообще целостно". Фёдор Гиренок

Вы можете не интересоваться авангардом, но знайте, что авангард интересуется вами. Тем более, если речь идёт о русском авангарде, который воистину национальная гордость великороссов, пусть для значительной части соотечественников -  это полное и окончательное безобразие.

Отдаю себе отчёт в том, что консервативную аудиторию в своё время откровенно "достали" перестроечные "камлания" по авангарду, сопровождавшиеся сбрасыванием с "корабля современности" советских титанов, а также спешным зачислением в наследники деятелей назойливого и вторичного "сов­риска". Однако всё это не повод отбрасывать и отдавать великие имена нашей культуры.

Тем более, что русский авангард — это движение в сторону архаики, начала всех начал, фундаментальных основ мира и искусства. Поэтому те же обэриуты не принимали Пастернака, ибо их поэзия "имеет дело с метафизическими сущностями, а Пастернак, психичен, чувствен, "работает" с переживаниями поражённого греховной душевностью человека — интеллигента сугубо". (В.Карпец).

И стоит учитывать, что каждый элемент, штрих, образ для авангарда — результат большой интеллектуальной, философской, а порой и духовной работы, что художественные представления формировались в связке с мировоззренческими, а иногда даже естественно-научными.

Как в студенческие (или аспирантские) годы с досадой заметил мой товарищ: "Единственные люди, которые хорошо относятся к философам — это художники". Неизбежен и обратный интерес. Так что настоящая монография — сверхгуманитарная помощь в работе со знаковыми фигурами русского авангарда.

Девять небольших текстов, выдающийся "квинтет" авторов: композитор Владимир Мартынов, писатель Андрей Бычков, философы Фёдор Гиренок, Наталья Ростова и бывший зав­кафедрой эстетики философского факультета МГУ Александр Мигунов, к сожалению, не доживший до выхода монографии.

«Авангард реформирует искусство. Его поэзия — это поэзия для поэтов. Его живопись — это живопись не для зрителей, а для художников. В авангарде искусство отсылает к себе самому, говорит о себе и ни к какому другому существованию вне себя не обращается. Кандинский, Малевич, Хармс, Введенский — близнецы-братья. Они говорят, но язык их неизвестен. В книге предпринята попытка расшифровать философский смысл посланий русского авангарда».

Главная идея настоящей монографии — русский авангард относится не к области искусства, а к области мысли, «русский авангард — это русская философия, обнаруживающая своё присутствие за пределами философии».

Кстати, возникает неочевидная, но интересная параллель с исследованиями по средневековой русской философии (М.Н. Громов), согласно которым это не только тексты, но и неписьменные источники, общекультурный контекст.

Чем интересна серия "Современная русская философия" - широта тем, открытость, но без игры на понижение. Тексты требуют серьёзного и увлечённого читателя. Поэтому настоящая "Философия русского авангарда" действительно обращена как к философам и искусствоведам, так и ко всем тем, кто интересуется поэтами и художниками русского авангарда ХХ века.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
23 ноября 2018 в 18:53

Трудно найти чёрную кошку... под чёрным квадратом, даже если "...каждый элемент, штрих этой кошки наполнен большой философской и даже духовной работой...".

24 ноября 2018 в 01:15

Отсутствующую чёрную кошку никто искать не предлагал)

24 ноября 2018 в 09:22

То есть никакой загадки ? Просто квадратная дырка в чёрную бездну...

24 ноября 2018 в 14:45

Загадок полно, дохлых кошек - нет

24 ноября 2018 в 02:37

Есть очень много разных мнений по поводу знаменитого " Чёрного квадрата"/Некоторые, например, считают его не таким уж и чёрным, как хотелось бы; другие, высказывая своё мнение, сходятся на том, что это не такой уж и квадрат.
А третьи вообще считают, что художник имел ввиду одиночную камеру, с неисправным светильником в штрафном изоляторе.

24 ноября 2018 в 02:55

По мотивам вот таких картин, авангардистов ( кубистов, экспрессионистов, сюрреалистов) и пр. истов, типа Пикассо, Врубеля, того же Малевича, Петрова, так сказать, нашего-Водкина, ест одно нелицеприятное выражение у людей неискушённых в художественном искусстве, у людей которым нравится простая, лёгкая и светлая русская живопись Серова, Репина, Айвазовского, Шишкина, Глазунова: пейзажи центральной полосы России, например, или картины портретистов, доступные пониманию человеку со средним уровнем образования, портреты на которых изображены люди, похожие на людей, то есть глаза находятся например у них между носом, а не между х-ем.
Так вот это выражение обещанное мною, услышанное на одной не совсем известной художественной выставке:
Нагадил Он (очевидно художник), везде где мог
Умело след свой заметая.

24 ноября 2018 в 14:50

Глазунов - простой и светлый?
А Репин - если на картину нападают, то вне зависимости от содержания, её сложно назвать лёгкой. А как насчёт "Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка"?

24 ноября 2018 в 19:10

Да, с Глазуновым вышел явно перебор! Не хотел его поставить в этот ряд, а вот поди ж ты-поставил. Как будто кто-то за спиной нашёптывал: Поставь Глазунова, поставь Глазунова. Думал никто внимания не обратит. Ан нет-нашёлся глазастый бородач; благодарствие вам, ваше художественное величество.

25 ноября 2018 в 10:15

А как насчёт " Либерал на вершине власти, гнобящий свой народ"?

27 ноября 2018 в 10:43

И что это за картина?

24 ноября 2018 в 03:00

Неправильно выразился, пардон-с. Это ОН-НОС И ЭТОТ...ну вы поняли надеюсь, находится у некоторых, не в меру ретивых авангардистов между глаз.

24 ноября 2018 в 03:01

"Малевич, как философ ?"- да никак.

24 ноября 2018 в 09:05

Малевич это не только "Черный квадрат" .У него есть очень интересные пейзажи и так называемая "крестьянская тема" и реалистические портреты. Он в своем творчестве достаточно многообразен.

24 ноября 2018 в 12:51

Благодарен. А я грешник думал, что у него только исключительно чёрный(до неприличия)квадрат и несколько разноцветных треугольников,Большое человеческое спасибо-просветили.

25 ноября 2018 в 10:29

Не за что дорогой Григорий ) Всегда пожалуйста

25 ноября 2018 в 10:20

по поводу авнгарда-абстракционизма один мой мудрый товарищ (из крестьян) сказал так: "это может любой, один чуть хуже, другой чуть лучше, но любой".
На днях работал выставком союза художников, отбирали работы на очередную выставку. Я заглянул. Смотрю распаковывают полотно полтора на два с половиной метра, очень знакомая тема, - красные и бело-серые полоски наискосок ( ХУДОЖНИК БУХАРОВ, ныне ЗАСЛУЖЕННЫЙ, ТАК МАЛЕВАЛ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ ТОМУ НАЗАД, на заре эпохи советского абстракционизма.) Что это он, подумал я, старьё припёр. Заглянул на обратную сторону - ан нет, свежак, 2018 год, БУХАРОВ!!! Мать честная! Сколько же можно!!!
Да никакой философии тут нет, а если и есть, то абсолютной тупизной называется. Взрослые люди!!! десятилетиями!!! малюют полосочки наискосок!!! Пятнышки!!! Квадратики!!! А выставкомы-худсоветы принимают это на ура, музеи-картинные галереи развешивают на стенках, критики-искусствоведы водопады восторженных словесов вопят, богатые идиоты миллионы платят - всеобщая шизофрения. Всё вокруг унавожено этим тупым г0вном. Многие стесняются сказать правду, боятся прослыть необразованным, отсталым, рутинёром... Вот как забили людям мозги эти дебилы. Я было даже стихи написал:

Ни о чём…

Ни о чём стихи-
Бред в прострации,
Проза из трухи,
Ни о чём диссертации,
Статьи, программы,
Речи политиков,
Изобретения,
Открытия
И, как ни крути,
Ни о чём события.
Звучит «муси-пуси»
Через «дыры скульптурные»
В «квадрат живо-писи», -
Revolution культурная!
Любуйси-и-и,
Критиков свора,
Искусствоведов толпа,
Как повесить спорят
«Ниочёмность квадратную» -
Так или на попа!
Победил академик маститый,
Убедительно доказав:
Квадрат симметричен
На все стороны
Диагонали и бока!
Поэтому квадрат,
Как его ни крути,
Молча или с матом,
Остаётся, чёрт его раздери,
Квадратом!
Завидую вам
«Искусства творцы»,
Пегаса в храм,
Затащить под уздцы!
Молодцы!
Пишу не шутки ради
(я к сатире не жадный),
Вмазаны мы
В «ниочём» квадратный.
Бьёмся «ниобочто»
«Ниочёмной» жизнью,
Топаем в «никуда»,
Путеводная – «незвезда»
В «нигде» повисла…
В общем – всё не ладно,
Одно отрадно,
Кубический идиотизм
Сменил
Идиотизм
Квадратный!
Граждане,
Не теряйте времени,
Тяните линии,
В умопомрачении,
Авось идиотизм квадратный
Перетечёт
В линейный!

Мне, конечно, неоднократно говорили, мол, не дорос, не понимаешь (я ведь из крестьян, званий и прочего нет)... Но я держался. Тут неожиданно нашёлся мой однодумец и защитник, самый рафинированный эстет из всех живущих, впитавший все искусства с молоком мамы, которая в свою очередь... короче - знаменитый нынче режиссёр Михалков-Кончаловский. Послушайте в ютубе.

25 ноября 2018 в 22:16

Весь "русский" авангард в комментариях в итоге свёлся к "Чёрному квадрату". Это изделие просто и примитивно до последнего предела и назвать его искусством - язык не поворачивается. Хотя эта величайшая мистификация ХХ века тоже приравнивается к русскому искусству.

Но в душе нашей русской нет никаких пристрастий к "кубическому идиотизму". Не наш он, чужой. Мы ищем правду, красоту, духовность, а не тайные знаки. Найдите других приверженцев, т.к. наши ментальности разделяет бездна. В изданной книге "Философия русского авангарда", как считает автор, есть попытка расшифровать его философский смысл. Если говорить о "Чёрном квадрате", то этот смысл нужно искать в мистике Каббалы с её символикой, которой были увлечены нерусские авангардисты.

Приверженность к кругу, овалу или углу определяет разную ментальность, приобретенную народами в глубинах Времени. Оттуда нам явлен "Чёрный квадрат" Казимира Малевича, загадочный знаковый символ супрематизма. И не следует утверждать, что "русский авангард" - движение в сторону "архаики", оно ложно.

Круговые, кольцеобразные сооружения оставили после себя древние арии на всех землях, где они пребывали. Многочисленные курганы, древние могильники и городища, каменные ограды, древние святилища стран Средиземноморья и всей Европы, структура знаменитого Стоунхенджа, каменные кольцевые лабиринты, разбросанные по всему северу Европы, руины первых поселений Шумера, древняя столица Мидии Экбатана(Сузы),Троя, Микены, Карфаген, Акротири на о. Тира - все имели округлую форму.

На одной из значимых выставок Малевича 2-3 зала были заняты полотнами с повторяющимися геометрическими фигурами: квадрат в круге, круг в квадрате, углы, прямоугольники, в разном цвете -чёрном, белом, красном, жёлтом. И никаких пейзажей. Невольно вспомнились строчки Павла Когана: "Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал".

25 ноября 2018 в 22:39

А ещё, некоторые зарубежные эксперты утверждают, что под чёрным квадратом Каземира, скрывается чисто-белый прямоугольник, называемый в профессиональных художественных кругах-холстом...Но эта "тайна", до конца не раскрыта и находится за семью печатями.

25 ноября 2018 в 22:43

Продолжение.

Когда на земли русов просачивались и укреплялись другие народы, они изменяли круговую планировку многих сооружений. Пришельцы строили четырёхугольные храмы, города обносили квадратными стенами.

Были перестроены многие города Шумера. Форму пямоугольника имел храм Соломона в Иерусалиме, а алтарь, "святая святых" этого храма был построен в форме квадрата. Чёрно-белые квадраты украшали полы этого храма. В последующих тысячелетиях эти шахматные квадраты стали атрибутами масонских лож. Стены воинственного Рима также имели квдратную форму, и "грозный" Рим назывался "квадратным".

Кольцеобразным городом является наша древняя столица Москва. Здесь несколько колец-кругов: Кремль, Садовое кольцо, два других автомобильных кольца, кольцо метрополитена. Москва является законной преемницей народа-цивилизатора.

Нужна определённая смелость, чтобы не увидеть нам, русским, важного для нас смысла в "Чёрном квадрате" и заявить: "А король-то голый". Остальные пусть забавляются, расшифровывают и находят...

26 ноября 2018 в 12:54

А вот с этим-целиком и полностью...

27 ноября 2018 в 10:47

Так это проблема не русского авангарда, а комментаторов, что всё разнообразие художников и поэтов сведено к Чёрному квадрату.
И получается, что если бы Малевич нарисовал не квадрат, а круг, то было бы всё хорошо и правильно)

27 ноября 2018 в 11:48

Вовсе нет, с чего это вы взяли? Вот если бы он нарисовал гексобит(*вернее написал, как вы бородачи в беретках любите выражаться сидя на раскладных стульчиках, в р-не старого Арбата), тогда другое делою
Знаю я вашу братию--- В руках палитра, а в этюднике пол-литра.
Не осуждаю, сам иногда ношу эти Отрибуты, без палитры конечно.

27 ноября 2018 в 15:17

Так и круги были с дополнительной геометрией. Словесной шелухой всё можно объяснить, как надо. Что-то вы по верхам скачите?

В этой связи вспомнился великий поэт "Серебряного века" Александр Блок. Остались воспоминания, что перед смертью он разбил топором маску Аполлона, символ многих талантов того времени. Вы себе представляете рафинированного интеллигента Блока с топором?

Разбил и умер. Ушёл из жизни, потому что был честным человеком, понял свою вину и всей плеяды эстетствующих, уходящих в мистику, символизм, чувственность, в себя, дальше и дальше от жизни. Они просмотрели явление ХАМА, который взял власть и уничтожил всё, что было свято. Матрос, поселившийся в квартире Блока, стеснил его семью, оставив для них только чёрный ход.

Всё встало на место в сознании поэта. Философия творчества рассыпалась на фрагменты трагических жизней. За хамом стояли творцы новых символов. Как известно, символы управляет жизнью. До сих пор они используются в борьбе за мировое господство, кратко и ёмко зовут к свершениям. Малевич не мог нарисовать круг, уж он-то в символике разбирался.

1 декабря 2018 в 20:27

А круг-то был. Вот он
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3

может стоит всю эту Вашу концепцию пересмотреть?

Блока с топором легко представляю, хотя топором рубят, а он вроде разбил кочергой бюстик Аполлона

1 декабря 2018 в 21:44

Сама неумолимая ЖИЗНЬ с её современным безумием, с её жестокостью эту Вашу концепцию пересмотрит, когда будет гибнуть легковерное человечество. Жаль только тех, кто будет оставаться в неведении до последнего, очарованный каббалистической дьявольской разрушительной символикой.

2 декабря 2018 в 09:11

Я не понял Тамбовцева что Казимир Малевич каббалист что ли ? А да я забыл все то что для вас плохо на евреях завязано . Вот такой у вас шизоидально параноидльный сиднром .

4 декабря 2018 в 01:25

Могила с кубом и чёрным квадратом умному, знающему человеку о многом поведует.