Айяй-Айка
Авторский блог Илья Титов 18:27 3 марта 2019

Айяй-Айка

мигранты как новый идеологический жупел
21

В этом году обладателем кинопремии "Оскар" в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» стала картина «Зелёная книга» —  качественный, но оттого не менее политизированный байопик про путешествие итальянского вышибалы и чернокожего музыканта по американскому Югу в 1962 году. Красивая история о путешествии и переоценке приоритетов приводит в итоге к очевидной морали: расизм — это плохо, а времена сегрегации, когда негров не пускали в отели, рестораны и музыкальные клубы для белых, были сравнительно недавно. Словом, компания подобралась вполне типичная для «Оскаров» последних лет — художественная ценность уступила место политике, подающейся прямо в лицо, и идеологическому наполнению, единообразному и опостылевшему. Самое любопытное тут то, что это признак не только американского кинематографа; тенденция, которую в случае завязанности её только на США можно было бы списать на замысел киностудий или уникальный культурный климат, цветёт по всем западным странам и прорастает и у нас.  

В подтверждение этого тренда в России на деньги Министерства культуры РФ режиссером Сергеем Дворцевым был снят казахстанский фильм «Айка». Широкое обсуждение драме обеспечила победа в номинации «Лучшая женская роль» на Каннском кинофестивале в мае прошлого года. Как часто бывает с фестивальным кино, фильм вышел в широкий прокат только в феврале, на пике наградного сезона, под который фильм и затачивался, —  и вот, спустя три четверти года после привередливой каннской публики, он оказался доступен и широким зрительским массам. Теперь самый обычный посетитель самого обычного кинотеатра имеет возможность приобщиться к высокому искусству кино, попавшего в шорт-лист и не дошедшего лишь немного до окончательного списка номинантов на «Лучший фильм на иностранном языке» Американской киноакадемии. 

Повествует же «Айка» о попытках одноимённой киргизской девушки выжить во враждебной среде, полной ненависти, ксенофобии и неприкрытого фашизма — в современной Москве. «Гуманитарная катастрофа в собянинской Москве» — так озаглавил один либеральный кинокритик свою рецензию на «Айку». Героиня драмы бросает в роддоме собственного ребёнка из-за нехватки времени, чтоб им заниматься: нужно постоянно работать, чтоб выжить. Снимавшиеся шесть лет пять дней, которые проводит с ней зритель, она страдает от болей, кровотечений и мучений по поводу огромного долга и брошенного ребенка. Интересен метод съёмки — лицо героини показывают как можно реже, в основном зритель видит её со спины, на фоне чего главную роль играет контекст в виде грузной, заснеженной и давящей Москвы, улыбчивых коллег-гастарбайтеров (сыгранных, по словам режиссёра, настоящими нелегалами) и равнодушно-злобных (по мысли режиссёра) местных.  

В качестве несомненного плюса «Айки» рецензенты отмечают, что это натуралистичный фильм о том, о чём не принято говорить. При всем этом, те же рецензенты начисто забывают, что подобные черты вовсе не делают фильм обязательно хорошим. «Айка» качественно сделан, но посыл, лежащий в его основе, подозрительно напоминает модные нынче на Западе фильмы, где корнем бед мигрантов, беженцев и прочих нежеланных чужаков видятся местные, отказывающиеся принимать их в свои объятия. Россия, таким образом, обозначается, как написали в рецензии на феминистском сайте “Wonderzine”, «коррумпированным, ханжеским и расистским обществом», тем самым вставая в один ряд со странами, чьим политическим модус операнди стало искупление вины перед потомками дикарей, страдавших от столетий колониального угнетения. России, которую здесь представляет холодная и равнодушная стихия Москвы, предлагается покаяться и заплатить. Валюта, в которой «несчастные угнетённые» будут принимать оплату, не уточняется, равно как и ответ на вопрос о том, зачем вообще вливаться во враждебную среду, прекрасно понимая свою чужеродность. Умело сделанный фильм мямлит на простой и основополагающий вопрос что-то невразумительное, а рецензенты, почему-то особо отмечавшие игру главной актрисы, поразившей разве что своей безликостью, в один голос утверждают, что ответ очевиден. 

Рассмотрение проблемы массовой миграции через призму общечеловеческого гуманизма, чьи формулы были выведены задолго до возникновения актуальных ныне проблем, стало простой и эффективной ловушкой, в которую западные интеллектуалы загнали иммиграционный дискурс. В этом смысле некоторые представленные на "Оскар" фильмы и «Айка» — ягоды одного поля, оружие, призванное внушить зрителям вину и понимание того, что приезжие нелегалы имеют такое же право на ту землю, куда они прибыли без приглашения, как и её исконные жители. Вопрос даже не в том, почему снимаются такие фильмы – в конце концов, как показывают нынешние тенденции, в выражении своих идей многие и видят суть кинопроизводства. Вопрос в том, почему такое кинопроизводство, сознательно или нет обвиняющее, провоцирующее и оскорбляющее значительную часть населения России, спонсируется нашим Министерством культуры? 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
3 марта 2019 в 18:43

"в России на деньги Министерства культуры РФ режиссером Сергеем Дворцевым был снят казахстанский фильм «Айка»"
Это до какой поры на деньги российских налогоплательщиков будут сниматься ленты, оплёвывающие Россию?!
А почему бы на деньги Министерства культуры Киргизии не снять фильм о том, как в 90-х в республиках Средней Азии травили русских?! "Чемодан-вокзал-Россия!" уже не помним?!
И вообще, о чём фильм? Какого чёрта эта киргизка попёрлась в Москву? Хотели независимости, так ешьте, пока не лопнете!

4 марта 2019 в 07:45

\\\Это до какой поры на деньги российских налогоплательщиков будут сниматься ленты, оплёвывающие Россию?!\\\Ну да...Должны сниматься фильмы,только оплевывающие СССР и коммунистов....Так???Шыдевры миГалкова и федьки из 9-й роты......А те,кто травил русских(и не только...),так они у себя баями и остались.И не только у себя.Они и в Мааскве партнерничають с нынешними властьимущими...
И насчет независимости,не эта простая киргизская девушка кричала и требовала независимости,а творческая союзная ынтеллигенция(........вно нации,как сказал великий Ленин)И скажем так,75 % населения СССР были против развала общего дома.Не туда смотришь товарищ(или господин?) Подкова!Нужен классовый подход.А ты на мельницу буржуйскую льешь воду.

4 марта 2019 в 08:28

\\\Год назад, 11 июня в киргизском селе Курменты Иссык-Кульской умела Токтогон Алтыбасарова – женщина-легенда, которая в годы войны стала матерью для 160 детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Ни один ребенок, кто добрался тогда до горного села, уже не умер. Её история – доказательство существования в этом мире наивысшей доброты и человечности.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170616/30063/\\\

3 марта 2019 в 19:05

Сразу признаюсь6 фильма не видел. Но прошлым летом в Москве был. Проездом. Именно поэтому, прочтя рецензию, не понял эмоционального накала страстей автора.
Ну ладно: казенные деньги пошли на фуфло, не первый раз, и не последний. Но как автор не смог найти такой позитивный момент, котрый сегодня обнадежил бы каждого: да ведь деньги эти ушли в КИНО, которое сейчас идет в России (сам автор так написал, и которое моГет посмотреть наш зритель, отправив в НАЦИОНАЛЬНЫЙ обортот стоимость своего билета! А ведь могли ПРОСТО вывезти эти деньги из страны за океан, и даже такого фильма мы бы не увидели...

Опять же, киргизская девчонка неловко чувствует себя в Москве: в кавказской среде... Так это ДАВНО известно, - плохо дружат кавказцы с азиатами! Вот вернуть в Москву российское население, - глядишь, и "холодная и равнодушная стихия Москвы", как отметил автор, смениться на веселую, пусть слегка бухую, - но нашу, светлую и праздничную! И Айке сразу повеселеет! Так что ВАЖНЫЕ проблемы кино поднимает. Попрошу дядь Петю, соседа посмотреть и мне рассказать. У него хорошо получается. Он вообще молодец, - перенес операцию по онкологии (рак горла), говорит только с аппаратом, но оптимизма не теряет: я его посылал на концерт Стаса Михайлова, - дядь Петя потом нам дома напевал, всем так понравилось!!!

4 марта 2019 в 07:03

Виктор, если у вас есть там достойные соседки, я готов посетить. Всё потом расскажу, подробно. Дядю Петю пожалейте.

4 марта 2019 в 07:21

Самвел! К нам можешь приезжать, как домой, глянь: таких символов, как у нас ни в Москве, ни в Питере не найдешь: https://primamedia.ru/news/716917/;
В Находке самые красивые дома, лучшие дороги и промышленные здания построили Самвел (твой тезка) Аветисян, Хажак Маркарян и еще очень много братьев. Они давно наши, - уверен, без девчонок не обходятся, так что за это не опасайся!

4 марта 2019 в 18:20

не город, Виктор, просто Находка, обрадовали меня. Когда я возьму свой посох, первым делом прилечу к вам и пешком пойду на Москву. Берегите себя, ваш мир.

3 марта 2019 в 19:21

У нас и русские будут ходить по городу и хрен кто поможет. Родственники выгнали. В США тоже бездомных полно.
2. Женщины сами виноваты, её бы пустил жить любой одинокий мужчина. Но её надо месяц уговаривать.

3 марта 2019 в 19:33

Да вы не поняли замысла это же путинские скрепы, ну как ещё казахского фашиста встроить в московскую реальность ? только через русофобию.

3 марта 2019 в 22:02

"...эмигрант проходит как хозяин необъятной Родины моей. " К этому идём ?

4 марта 2019 в 04:36

Автор: "В этом смысле некоторые представленные на "Оскар" фильмы и «Айка» — ягоды одного поля, оружие, призванное внушить зрителям вину и понимание того, что приезжие нелегалы имеют такое же право на ту землю, куда они прибыли без приглашения, как и её исконные жители".

Забавно, что когда аналогичный тезис выдвигали прибалтийские националисты, то российские патриоты обвиняли их в "фашизме".

4 марта 2019 в 07:09

Настоящий Айк или Хайк приходит, видит и побеждает, подарив каждой красавице чернопопого ребёнка.

4 марта 2019 в 07:54

Я не москвич, и Москву считаю другой планетой.
Однако не буду переживать над историей, в которой Москва не стелется приезжему в ноги, денег не даёт на халяву, и не верит слезам.
Ах, бедная девочка, ах, её обижают злые дядьки и тётки.
Это норма.
Любое искусство - литература, живопись, и особенно кино манипулирует эмоциями - создаёт настроение, подсовывает картинки, описания, подводит к предварительно заданным выводам.
И зачем снято это кино, да ещё на деньги МК РФ - вопрос риторический.
КМК, в МК РФ много либерастов, булкохрустов и еврогейских общечеловеков, чего от них ещё ожидать.

4 марта 2019 в 10:36

аналогичный тезис выдвигали прибалтийские националисты, то российские патриоты обвиняли их в "фашизме".
------
Вот это интересно понять.
Русские приехали давно, по приглашению или помогать строить. А не на курорты или подработать.
Родились там, прописаны. Коренные.
Не паразиты, работают.
В сумме это даёт необходимое и достаточное отличие.

4 марта 2019 в 11:26

Среднеазиатские гастарбайтеры тоже едут не сидеть на пособии, а работать. И зачастую работают легально. И некоторые из них даже рожают в России (как в фильме).

4 марта 2019 в 11:13

В Израиле бы такой фильм снять! Так как право мигрантов на святую землю обстоит?
Готов ли великий Израиль принять Айек (не евреев) как своих и дать им право на святую землю такое же как у евреев?

4 марта 2019 в 12:45

Такой же фильм можно было снять о рязанской/вологодской/костромской девушке, приехавшей в Москву.
Или можно было снять фильм о несчастной киргизской девушке, приехавшей в Бишкек искать своё счастье.
Но для того, чтобы лента потянула на "Оскар", автору действительно пришлось бы постараться и снять шедевр.
А можно пойти по другому пути: снять фильм о несчастной мигрантке, которую травят в Москве злобные русские - это уже 1/4 премии в кармане. А если героиня с экрана прокричит какую-нибудь гадость про Россию - это уже 3/4 успеха.

5 марта 2019 в 15:46

Мой плюс автору и Климу, а Барахнину минус.
Потому что Барахнин сравнивает зелёное с кислым, говоря о Прибалтике, где русскоязычным,живущим там уже во втором, а то и в третьем поколении, отказывают в гражданстве.

Девушка из Киргизии только что приехала в Москву за более лёгкой жизнью, чем в своём Бишкеке, почему её должны все встречать с распростёртыми руками?

Она что беженка? Она иностранка, которая приехала на заработки. Спасибо надо сказать за безвиз.
Ехала бы в Киев, в Минск, где у нас ещё более толерантные бывшие республики СССР?

10 марта 2019 в 18:15

В Прибалтике русские живут не с 20 века, а гораздо-гораздо раньше. Город Тарту, к примеру, это бывший Юрьев, основанный Ярославом Мудрым, крещённым Георгием (Юрием). Учите историю

10 марта 2019 в 18:25

Увы, с 13 века там русских не было.

"В 1224 году после длительной осады Юрьев был взят войсками меченосцев. За упорное сопротивление немцы казнили всех пленных защитников города, чудь и славян; погиб или был казнён и сам князь, что засвидетельствовала Новгородская первая летопись". (с) Вики

Да, кстати, город Калининград, к примеру, - это бывший Кенигсберг. Имеют ли немцы на этом основании какие-то особы права на проживание в Калининградской области?