: Слово дня: ВОЖАК
23 апреля 2015

ВОЖАК

В России разрабатывают новые «народные автомобили»
8
Фото: ссылка
ВОЖАК - тот, кто указывает дорогу, ведёт куда либо.
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

В России ведётся разработка нового малолитражного автомобиля, внешне напоминающего легендарный советский "Запорожец",  и внедорожника, дизайн которого будет схож с ГАЗ-69, сообщают "Известия". Новинки получили рабочее название "Вожак".

Разработка автомобилей ведется на базе лаборатории транспортных средств сельскохозяйственного назначения российского аграрного университета им. К.А. Тимирязева при участи НИИ "Конструкций автомобилей".

Руководитель проекта, заведующий лабораторией университета имени Тимирязева профессор Тенгизи Дзоценидзе отметил, что новый кроссовер не будет "Запорожцем" в прямом смысле этого слова, а будет лишь внешними формами напоминать этот знаковый автомобиль. В базовой комплектации машины, предположительно, будут оборудованы усилителем руля, ABS, подушками безопасности. Двигатель планируется использовать дизельный. Цена, по словам разработчиков, должна будет составить приблизительно 290 тысяч рублей, сообщает РИА Новости.

Экспертные оценки

Подобный шаг – создание массового дешёвого автомобиля – есть лучший ответ санкциям. Ответ не оборонительный, а наступательный. Если подобный автомобиль будет создан на высоком уровне, он сможет не только занять собственный, российский рынок, но и завоёвывать рынки в странах Третьего мира. Поскольку соотношение цена/качество может быть достигнуто вполне приемлемое и удобное для огромного количества людей земли.

Но сама эта блистательная, правильная, великолепная, своевременная идея может натолкнуться на несколько, казалось бы, непреодолимых препятствий.

Первое это то, что данная инициатива – всего лишь некая разработка, отдалённый план на внедрение, на осуществление которого должны пройти года, и огромное количество необходимых инстанций. То есть мы имеем дело с неким преждевременным заявлением, газетной уткой. Если это так, то это весьма прискорбная вещь.

Вторая опасность, что в лице этого русского «Фольксвагена» мы имеем дело с очередным блефом, необходимым для получения распила определённых средств в государстве. Так бывало уже не раз за последние 20 лет, когда мощные заявки, претендующие на статус национального проекта, превращались в мокрые лужицы. На их месте не оставалось ничего, даже воспоминаний. Так тоже может произойти с идеей народного автомобиля.

Существует и ещё одна опасность. Этот народный автомобиль будет создан, но он будет сделан так плохо, с отвратительным, невкусным дизайном, с плохой, недоработанной, сырой конструкцией, что он станет очередным посмешищем.

Создатели должны проявить колоссальные амбиции для того чтобы победить. И они об этой амбиции должны заявить, чтобы в случае провала их проигрыш, их позор лёг им на голову и на головы их детей, на головы их внуков, чтобы над ними лично и над их смеялись потомками все поколения российских водителей. Очень важно объявить это как мощную, общенациональную задачу. В ином случае всё пойдёт по тем накатанным скверным рельсам. Но если этим людям удастся победить и создать этот народный автомобиль, они покроют себя славой. Я уверен, что Россия и российские инженеры, дизайнеры и рабочие способны разработать и собрать прекрасный автомобиль.

Естественно, подобный проект будет иметь не только, упомянутые мной, объективные, внутренние препятствия, также ему будут всячески мешать. Лобби автомобильной отрасли очень сильно. Оно находится и на территории Российской Федерации.

Если все эти препятствия удастся преодолеть, это будет очень крупная победа, связанная с возрождением Отечества. Ни больше, ни меньше.

Отечественный автопром создавался в очень тяжёлую пору индустриализации, и он смог выполнить те народно-хозяйственные задачи, которые перед ним в своё время ставила партия и правительство. Сейчас ситуация иная. Сейчас эти ростки нового без мощной государственной программы поддержки как бы пущены на самотёк. А поддержка может быть основана, например, на том, что все такси такой огромной страны как Россия должны быть приведены к стандарту отечественного автомобиля. Я уверен, что без этой поддержки, без стратегической государственной программы, никакой победы в этой области не будет. Нужна очень мощная стратегия.

Для решения поставленной задачи требуется совершенно другое состояние ума, состояние душ тех людей, которые за эту задачу взялись. И прежде всего, это связано с самооценкой этих людей. С оценкой труда их коллег. Сегодняшние менеджеры отечественного автопрома ездят на иностранных машинах, и это о многом говорит. Это говорит об их ущербности. Говорит об их психологии – они являются колониальными управленцами, которые смотрят на собственную продукцию, как на продукцию третьего сорта. Это говорит об их неспособности решать те громадные задачи, которые перед ними стоят. И это самый главный момент.

Сегодня отечественный автопром напоминает обывателя, который сидит в грязной, не прибранной квартире и ходит в кальсонах со спущенным подтяжками от кухни до туалета среди пустых бутылок. Нам требуется другое состояние – состояние воина на параде с начищенными сапогами, выглаженным мундиром и сверкающими пуговицами. Он должен ходить по струнке, чеканя шаг. Русские к этому способны, но для этого цель должна быть поставлена очень высоко.

На свете всё возможно, если за это серьёзно взяться, и никакого внутреннего запрета данная инициатива не имеет. Наш народ вполне способен к техническому творчеству. Но для того, чтобы в нашей стране что-то такое сработало, это может происходить только на базе так называемых административно-командных методов. Никакими рыночными способами это построить невозможно.

Если за это возьмётся государство, поставит задачу и твёрдо спросит за результат – вот тогда у этого есть хороший шанс. Собственно говоря, до развала Советского Союза каждый третий самолёт в мире был советским. Авиапром же мы создали? Создали. Но как это было создано? Товарищ Сталин поставил задачу и соответственно, люди над этим работали. Если таким же манером поставить задачу с автопромом, то будет всё достижимо. А если просто так, само по себе, то ничего не будет. Таково моё мнение.

Необходимость в «народном автомобиле» есть всегда. Как известно, сам этот термин предложен Фердинандом Порше. Ещё в 1936 году так был и назван народный автомобиль «Фольксваген». Судя по тому, что разработанный тогда автомобиль производился в разных модификациях примерно лет 40, а сейчас производится его же переднеприводная версия, так называемый «новый Жук», понятно, что спрос на такие автомобили есть практически всегда.

Однако, во-первых, само по себе изобилие автомобилей не так уж полезно. Как показывает весь мировой опыт, значительно выгоднее и полезнее по возможности развивать общественный транспорт с тем, чтобы на личных автомобилях ездило не более 1/5 пассажиропотока. Только тогда не будет пробок, при которых автомобиль, что личный, что такси, лишается смысла.

Во-вторых, сколь угодно, народный автомобиль должен обладать определённым набором потребительских качеств и с годами требования к этому набору расширяются. В своё время довольно популярен был анекдот: «При испытании подушки безопасности автомобиль “Ока” разорвало». Этот автомобиль был настолько компактен, что в него очень трудно было втиснуть всевозможные средства безопасности. Это уже не только подушки, это, например, определённые, легко сминающиеся при ударе и тем самым поглощающие его энергию зоны кузова. Это и прочность, а значит и значительная масса той части кузова, где расположены пассажиры и так далее. Список этих требований по безопасности так велик, что в ту же «Оку» они реально не вписывались.

А ведь речь идёт не только о безопасности. Сейчас для автомобиля практически обязателен лёгкий запуск при любых погодных условиях, а это зачастую тоже требует дополнительных приспособлений. Необходима определённая степень устойчивости на дорогах, необходимы приводы, возможность разгоняться, чтобы успеть проскочить перекрёсток; грубо говоря, если вы стартуете на зелёный свет, то должны оказаться на той стороне до того, как загорится красный, а для этого нужно иметь запас мощности по сравнению с той, что достаточна для движения с установившейся скоростью.

Если начать перечислять все такие требования, становится понятно, что приемлемый по современным требованиям автомобиль вряд ли может стоить в наше время дешевле 10 тысяч долларов. В принципе, это приемлемая цена, спрос на автомобили в этой ценовой нише есть. Но эти самые 10 тысяч требуют очень серьёзного конструкторского и производственного мастерства, чтобы втиснуться в эту сумму и обеспечить в то же время всё необходимое.

Словом, задача народного автомобиля актуальна и весьма перспективна. Я очень надеюсь, что её удастся осуществить нашим инженерам. Надеюсь, но не очень сильно верю. Но буду рад, если мои нехорошие предчувствия не оправдаются.

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
23 апреля 2015 в 15:12

ВОЖАК или ВОЖДЬ от ар. وجه важжах "направлять", откуда وجه ВаДЖХ "вождь (племени)", "глава племени, родовой общины" или "общепризнанный идейный, политический руководитель масс", словарь РА: Вождь

23 апреля 2015 в 16:11

Все бы хорошо, но столько разных но... Сегодня, когда прибыль правит бал, а у нас ее процент будет повыше, чем в мировой округе, что-то в это верится с трудом. Если здесь болт или клепку произведешь, то сколько в ней будет труда, а сколько прибылей, откатов и пр. Доставить - тоже всем надо получить свое с крышечкой. Если комплектующие ввозить - тут как в старой русской пословице - " за морем телушка - полушка, да рупь перевоз" плюс таможни склады перевалки и т.д.
Как не крути - тип экономики надо менять.

23 апреля 2015 в 20:26

БАБ И прохор тоже пытались создатить "народный автомобиль" и вьехать на нем на трон. Не получилось. адольф. находясь у власти смог, а нынешние даже имея власть и купаясь в деньгах, оказываются круглыми техническими и пр. импотентами.

24 апреля 2015 в 00:17

Не могу сказать про политику, я не политик. Бросается в глаза только то, что в качестве образца взята, во-первых, украинская машина, во-вторых, не самая престижная, мягко говоря. Может, это шутка? Но вообще-то как эпатаж неплохо.
Еще бросается в глаза то, что осуществляют программу явные не профессионалы. От НИИ (даже профильного) до КБ предприятия массового производства как до Луны.

А если говорить про "народный автомобиль", то мне кажется, что глубоко порочна сама идея делать авто на 4-5 человек из стали с ДВС с кривошипно-шатунным механизмом. Это имело смысл в начале 20-го века, когда всем был нужен универсал, быстро и дешево. Сейчас, когда проблемы экологии, стоимости и урбанизации выходят на первый план, делать такой автомобиль просто нельзя.
Есть два варианта:
1) Делать машину на 7-10 человек с кузовом из долговечных материалов и двигателем по схеме Баландина. Такая машина нужна тем, кто на ней постоянно работает или тем, кто ездит на работу, забирая по пути попутчиков и подрабатывая этим. Еще может быть применена для выездов за город большой семьей.
Такие машины дороже обычных примерно вдвое и долговечнее в разы. Поскольку простые люди предпочтут им малоресурсную дешевку, для того, чтобы такие машины были востребованы, нужно, чтобы они не продавались, а сдавались в аренду на несколько лет или десятилетий. Это изначально ставит вопрос о том, что формально владельцем таких машин должно быть государство или общественные объединения. Тогда эти долговечные и экономичные машины смогут показать свои преимущества - они будут в целом дешевле для человечества и будут меньше загрязнять экологию как выхлопами, так и своими отработанными тушками.
2) Делать маленькую "народную машину" для того, чтобы народ мог ездить на работу. Но такая машина должна быть намного меньше и легче современных, вероятно, по схеме "Два человека рядом" или "Два человека продольно", при этом должна быть обеспечена возможность перевозить вместо одного взрослого двух детей. При схеме "Два рядом" должна быть возможность посадить второго ребенка или обоих сзади. Конструктивно эта машина может быть очень простой - например, как стеклопластиковая труба посередине как основа и легкие пластиковые панели вокруг. Такие машины непрестижны, народ сам по себе их покупать не будет, поэтому для таких машин надо строить отдельные трассы или продвигать другими способами. Но это почти единственная возможность радикально снизить потребление энергии транспортом, решить проблему с дорогами (для таких машин дороги проще) и увеличить радиус города без потери качества жизни. А если еще обеспечить внешний подвод энергии (как у троллейбуса), хотя бы на части городских дорог...
В любом случае, ездить на работу одному и таскать за собой тонну железа с приводом от малоресурсного ДВС низкого качества - это просто грешно перед природой и перед будущими поколениями. Да и не может сейчас человечество обеспечить каждому гражданину такую машину. Слишком дорого это. Поэтому вывод прост - надо делать машины либо дешевле, либо долговечнее, с намного меньшим потреблением топлива. Государство, планирующее поголовную автомобилизацию, вынуждено будет грабить окружающие народы - своих ресурсов не хватит.
Нельзя развивать "народные автомобили" в том виде, как они существуют сейчас, это глупо, это порочный и тупиковый путь, одинаково нереальный и самоубийственный.

24 апреля 2015 в 02:34

Недостатка в автомобилях нет. Создавать лаборатории по изготовлению отдельных агрегатов нужно. В каждом областном городе иметь инженерный корпус,в котором лучшие выпускники технических вузов могли бы свои идеи претворять в жизнь. Большинство выпускников технических вузов не освоили даже курс математики,физики и химии за среднюю школу.Один инженер-электрик не знал,что сопротивление проводника зависит от длины и диаметра.Другой утверждал,что ракета летит,потому что отталкивается от воздуха.Мне лично пришлось предотвратить аварию.Остановил зам гл.инженера на переходном мостике и популярно объяснил абсурдность задуманного предприятия.Уже были заказаны на завод трубопроводы,заключены договоры с подрядными и субподрядными организациями.Всё отменили.

24 апреля 2015 в 09:13


-----Борис Липкин
Мечтать не вредно, но бесполезно. Если в СССР не могли , без помощи Запада создать ПОЛНОСТЬЮ свой автомобиль ( при всей экономической и технической мощи СССР ) то теперь , это тем более невозможно.
-----
Возможно, и тем более учитывая огромный мировой опыт, но только не нынешним российским режимом.
Как, тут правильно, напомнил Виктор Родионов - адольф. находясь у власти смог за короткое время создать знаменитый "VW".
Разработанный "на скорую руку" в ГДР двухтактный "трабби" до сих пор является любимой-культовая машиной.
Сталин тоже создал множество грандиозных вещей, просто до "народного автомобиля" дело не дошло...

24 апреля 2015 в 13:06

Такие времена наступают, что надо б нам в ударном темпе строить атомные ракетные крейсеры и истребители пятого поколения, и чем их больше построить и лучшего качества, тем нам будет спокойнее (ну, в общем, как и всегда, за исключением последних 25-и лет полного разгильдяйства).

Так что идея создания "народного автомобиля", или там народного водного мотоцикла, так и останется идеей - ресурсов на все не хватит, ни материальных, ни интеллектуальных (грамотных инженеров), ни производственных. Будем ездить, на чем придется, как всегда. Ну и ладно, хуже бывали времена.

А что касается вопроса, смогли бы мы или не смогли создать такой автомобиль - смогли БЫ, конечно. Запустили же мы первого человека в космос, всем народом, через 16 лет после самой чудовищной войны в истори человечества, едва оправившись и зализав раны. Как и всегда, если упорно пойдем своей непроторенной дорогой, то все у нас получится. Но автомобиль - это в другой раз, не сейчас. Мне так кажется.