6 июня 2013

ПУШКИН

Наше все
Фото: ссылка
ПУШКИН - Александр Сергеевич – великий русский поэт
Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона

6 июня в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина в России и в мире отмечается День русского языка.

Решение о проведении Дня русского языка как одного из официальных языков ООН было впервые принято на заседании Департамента общественной информации Секретариата ООН 20 февраля 2010 года, накануне Международного дня родного языка, в рамках программы развития многоязычия и сохранения культурного многообразия. Одной из целей этой программы является поддержание равноправия всех шести официальных языков ООН (английского, арабского, испанского, китайского, русского и французского), а также привлечение внимания к различным языкам и культурным традициям.

6 июня 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о ежегодном праздновании Дня русского языка в России.

Праздник был учрежден для сохранения, поддержки и дальнейшего развития русского языка как общенационального достояния народов РФ, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации.

Эту годовщину отмечают практически по всему миру, где есть русскоязычное население, проходят памятные встречи и вечера. В московском саду Эрмитаж в ночь на 6 июня состоялись Пушкинские чтения. Идея провести такое мероприятие возникла у актрисы Ирины Апексимовой. Как она призналась, хотелось возродить давнюю традицию, существовавшую не один десяток лет.

Наибольшее распространение в мире русский язык получил в конце 1980-х годов. В этот период около 350 миллионов человек говорили по-русски, 290 миллионов из них проживали на территории СССР.

В настоящее время русский язык является родным для 144 миллионов человек, он имеет значительное распространение в 33 странах мира.

***

Происхождение Александра Сергеевича Пушкина идет от разветвленного нетитулованного дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеалогической легенде к "мужу честну" Ратше, современнику Александра Невского.

Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной аристократии, честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей.

Шесть лет Пушкин провел в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведенных в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.

Как небезспорно утверждает Википедия, Николай видел в Пушкине опасного "вождя вольнодумцев" и впоследствии уверял, что он "насилу довел Пушкина до кончины христианской". Поэт, узнав от врачей, что его рана смертельна, послал за священником, чтобы причаститься. 29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита.

Николай I выполнил обещания, данные поэту.

Распоряжение Государя:

1. Заплатить долги.
2. Заложенное имение отца очистить от долга.
3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу.
5. Сочинения издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.
6. Единовременно 10 000 рублей.

По желанию жены Пушкина положили в гроб не в камер-юнкерском мундире, а во фраке. Отпевание, назначенное в Исаакиевском соборе, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам.

Экспертные оценки

Когда произносят к месту и ни к месту фразу «Пушкин – наше всё», это вызывает раздражение. Но только в первый момент. Потому что тот, кто сложил эту фразу понимал гигантское, бесконечное значение Пушкина в русской жизни и в русском сознании.

Гитлер, желая разбудить свой опрокинутый, повергнутый после Версаля, растоптанный и унылый народ, переживающий трагедию поражения, депрессию, голод, свинство, национальное угнетение, собрал в закрытый центр «Аненербе» волхвов, колдунов, магов, владеющих таинственными знаниями, и создал технологии, разбудившие германский народ. В кратчайший срок, обездоленный, раздавленный народ превратился в экспансивный, энергичный, творческий, создающий потрясающие машины и картины.
И этот озарённый народ Гитлер бросил на поля сражений и израсходовал его энергию в кровавой бойне. Вместо того, чтобы ориентировать воскрешённый германский гений на постижение мироздания, на открытие загадочных законов, которые ещё таятся в тёмной материи.

Сталин, получив в руки истерзанный, отвратительный себе самому народ, с разорённым хозяйством, потерпевший крах гражданской войны, переживший страшное насилие, поступил иначе. Он искал технологии для того чтобы возродить народ и создать расу великанов, будущих победителей. И Сталин вернул в культуру Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин в кратчайшее время стал главным советским поэтом. Пушкин, став центром советской культуры, оказался чудом, способным воскресить народ. Потому что Пушкин несёт в себе огромное количество русских кодов, связанных с христианством, с язычеством, с дворянскими героическими укладами, с крестьянством, с победами, с идеей русского государства, с идеей русского вселенского сознания.

И Пушкин воскресил русский народ, одновременно воскресив окружавшие русских народы. Потому что как заметил Достоевский: «Пушкин – это вселенское явление», он открыт всему миру. Пушкин способен оживлять не только русский мир, но и тюркские, латинские, германские, еврейские миры.

Конечно, победу 1945 года одержали дивизии и армии, великие полководцы и великая техносфера, партия и Сталин, организовавшие огромные пространства и массы в железное единство. Но эту победу одержал и Пушкин. Знамя победы над рейхстагом невидимо несло на себе и изображение Александра Сергеевича Пушкина.

Сегодняшний пушкинский праздник – не просто дата отдельного взятого великого человека и поэта или событие культуры. Это праздник вселенской победы. И, славя сегодня Пушкина, мы повторяем с восторгом:

Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.

Или

В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.

Эти победные ритмы так необходимы сегодняшнему народу, стремящемуся к своему воскрешению. Да здравствует Пушкин!

Александр Сергеевич Пушкин из рядового в юности поэта-романтика – именно рядового, потому что таких поэтов было немало в России в ту пору – вырос в мыслителя, первым отразившим в поэтическом слове народную душу. В этом, наверное, его главная заслуга.

Здесь в его творчестве и любовь к родному пепелищу. А что такое пепелище? Это очаг, в котором никогда не гаснет священный огонь семьи и рода. Именно так понималось это слово. Здесь и мысль о том, что никакая сила не может заставить русского переменить Отечество. Это тоже Пушкин!

В этих словах хранится еще один национально-культурный код – кровная привязанность к матери сырой земле. Это очень понято всегда было народом, это наше родовое, кровное.

Здесь и осознание роли царя-батюшки в России – это пушкинская идея. Именно той роли, когда народ служит царю не из страха, а из любви, не подчиняясь, а слушая его как отца. Нет любви, то грядет русский бунт – бессмысленный и беспощадный, такой приговор выносит любому строю Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня мы неизменно приходим к такой же мысли.

А знаменитый «Евгений Онегин»? Это не столько энциклопедия русской жизни, как говорил Белинский, сколько самая полная картина русской души, а душу свою русский народ любит и хранит более всего – это самое драгоценное для нас, это самый главный код нашей национальной культуры.

Знаменитое пушкинское «на свете счастья нет, но есть покой и воля» – понятно каждому русскому, но не переводимо на другие языки. Ибо наше кодовое понятие «воля» отсутствует в других языках и, стало быть, в картине мира других народов нет вольной волюшки, в отличие от нас. Пушкин и это все сумел отразить и сформулировать.

Пушкинское слово, на мой взгляд, это совершенство русской мысли, национальных универсальных кодов и русского слова. Я бы советовала сегодня родителям своих детей именно заставлять через силу, через сопротивление, пересиливать его, учить наизусть «Евгения Онегина». Именно так я поступала со своими детьми. Потому что русская языковая картина мира вместе с этим удивительным романом входит в память целиком, и уже маленький человек 14-17 лет в совершенстве овладевает русским языком через Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин, может быть, первым описал зло национального предательства, первым задумался о глубочайшем пороке нашей отечественной интеллигенции, борющейся всегда против интересов собственного народа, собственной державы. В противовес былому приятелю Печерину, отчетливо сформулировавшему концепцию национального предательства образованной русской элиты в своих стихах “Как сладостно отчизну ненавидеть, и жадно ждать ее уничтоженья”, Пушкин на века запечатлел свое отношение ко всем пораженцам, когда пишет по поводу польского восстания:
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.

И не обозначил ли наш гений понятие “враг народа” задолго до Сталина? Это разве — не враги своего народа:
Но вы, мутители палат,
Легкоязычные витии;
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России!


Гениально прозрение Пушкина о возможном распаде единого славянского государства. Будто сегодня звучат пушкинские строки:
Куда отдвинем строй твердынь?
За Буг, до Ворсклы, до Лимана?
За кем останется Волынь?
За кем наследие Богдана?
Признав мятежные права,
От нас отторгнется ль Литва?
Наш Киев дряхлый, златоглавый,
Сей пращур русских городов,
Сроднит ли с буйною Варшавой
Святыню всех своих гробов?

Александр Пушкин державным оком своим пророчески предвидит все слабые места на русском и славянском пространстве, все геополитические узлы, на которых завязаны наши национальные интересы, и которые вечно мечтают разрубить наши европейские враги, и в этом вечном противостоянии Пушкин отнюдь не чувствует себя европейцем, так же, как в нашем ХХ веке не чувствовал себя европейцем другой русский гений Александр Блок.

Последовательно, с юных лет до конца жизни, Александр Пушкин был не просто яростным государственником и патриотом (что, кстати, нисколько не мешало ни его песням о свободе и справедливости, ни его оде “Вольность”, ни его любовным посланиям, так же, как “Капитанская дочка” не противоречила его же “Истории Пугачева”), но и, говоря нынешним языком, он был — империалист, то есть человек имперского мышления. Он мог дружить с Мицкевичем, петь украинские песни, воспевать свободу цыган и сочинять дивные поэмы о Бахчисарае, но когда речь заходила об имперских интересах России, он всегда и безусловно был на стороне Кочубея ли, генерала Ермолова, полководца Суворова, за что какой-нибудь нынешний либерал причислил бы Пушкина к партии войны. Да и как еще можно назвать поэта, который сегодня опубликовал бы подобные строки:
И воспою тот славный час,
Когда, почуя бой кровавый,
На негодующий Кавказ
Подъялся наш орел двуглавый…


Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? — вот вопрос.
Александр Сергеевич Пушкин имел право и через столетия задавать нам подобные вопросы. Иссякнет ли русское море? Уже кругом независимые Молдовы и Украины, и забылось, что та же Молдова “священна для души поэта: Она Державиным воспета И славой русскою полна...”. Если и хочется вспомнить, то вслед за Пушкиным: “Проклятый город Кишинев! Тебя бранить язык устанет. Когда-нибудь на грешный кров Твоих запачканных домов Небесный гром, конечно, грянет…”. Хотя бы за то, что осквернили в Кишиневе памятник нашему гению, переименовали улицу его имени. Дождетесь небесного грома…

Сейчас на исходе время смирения. Россия ищет мучительно и трудно свой путь в третьем тысячелетии. Ищет новые слова. Ищет новых своих национальных пророков. Услышим же и не забудем пушкинское:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей…

Пророк — это и есть Пушкин. Поэт, видевший на века вперед.

1.0x