1 сентября 2018

ПОТЕНЦИАЛ

Россия встречает День знаний
Фото: ссылка
ПОТЕНЦИАЛ - перен. Совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь
Толковый словарь Ушакова

День знаний - государственный праздник, в СССР с 1984 года, введённый Указом Президиума Верховного Совета  № 373-11 от 15 июня 1984 года. Также является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах, в частности, в России.

Экспертные оценки

СМИ и чиновники, говоря о ситуации в российском образовании, любят подчёркивать успехи наших школьников на международных олимпиадах. Я считаю, что таким образом происходит увод от существа вопроса. Увы, о эти громкие победы на олимпиадах по физике, математике, информатике – не показатель качества образования. Во все времена существует талантливая молодёжь. Однако налицо общая деградация образования. Ученики довольно часто не могут решить элементарных задач. Уровень ЕГЭ по математике – это же детский сад. Сравнить, например, размер дерева, горы и рост человека. Дикость же, а уверяют, что задание развивает пространственное мышление. Вообще-то, пространственное мышление у человека развивает такая дисциплина как геометрия. Насколько знаю её практически перестали изучать в школе. То же самое касается истории. Буквально вчера слушал интервью учителя истории, молодого парня, одного из лидеров профсоюза «Учитель», который преподаёт в Дзержинске Нижегородской области. Так на обучение отечественной истории отводится всего один час в 9 классе. То есть в год всего 33-34 часа! Это же профанация! А потом будем говорить, что у нас бесплатное образование. Какое бесплатное, когда подавляющее большинство родителей в 10-11 классах вынуждены платить репетиторам большие деньги, чтобы натаскать детей на ЕГЭ! Чтобы они как можно более успешно сдали выбранный экзамен и поступили на бюджет в ВУЗ.

По сути дела, в школах создана тоталитарная система управления, когда администрация школы фактически не считается с мнением коллектива, когда администрация оторвана от школы. Раньше директором школы был такой же учитель, а сейчас зачастую во главе школы становятся менеджеры, которые как свинья в апельсинах разбираются и в системе образования, и в предметных областях знаний. Учителей превращают в бессловесных скотов, которые не могут отстоять свои позиции.

Потом у учителей запредельная нагрузка. Чтобы более-менее свести концы с концами даже в Москве, я уж не говорю про регионы, учителя берут по 1,5, а кто-то даже по 2,5 ставки. Это работа на износ, это выхолащивание. О каком качестве уроков, о каком профессиональном росте можно говорить, если идёт дикая переработка, если предмет преподаётся «галопом по Европам»?! А веди именно те, кто сейчас учатся в школе и ВУЗах, ближайшие 30-40 лет будут определять будущее нашей страны, интеллектуальный потенциал всей нации, в том числе направление тех прорывных технологий, по которым Россия якобы должна вырваться вперёд. Да за счёт чего Россия должна вырваться вперёд? Фактически нам предрекают участь страны второго, если не третьего эшелона - полуколониального придатка промышленно развитых стран мира.

Вместо того, чтобы быть впереди планеты всей, как это было в Советском Союзе, мы уподобились самым худшим образцам Запада. Мы упали до их уровня, если не ниже. Но у американцев есть возможность «покупать мозги», потому что у них в руках мировой печатный станок. Надо им вывезти со всего мира тысячу математиков - они это сделают, обеспечат людям все условия работы. Мы может так сделать?! Нет, конечно.

Более того, всё, что связано с развитием научной школы, военно-промышленного комплекса – это ещё наработки советской державы. Что, кстати, лишний раз доказывает, мощь Советского Союза. Мы 30 лет не можем прожрать советское наследие! Основу нашего промышленного потенциала составляют советские заводы. Основу нашего интеллектуального потенциала составляют советские научные школы. Основу нашего оборонного потенциала составляют разработки наших советских учёных. Окончательный крах останавливает именно советское наследие. Но я боюсь, что скоро мы просто придём к катастрофе.

Проблема, что в нынешней системе общественных отношений советский опыт не приживётся. В СССР воспитывали личность, творца. Человек всю свою жизнь повышал свой интеллектуальный и культурный уровень. Он не был бы нацелен на решение узких корыстных задач, на набивание живота или на покупку яхт. Человек работал, по крайней мере, должен был работать для всего общества. Поэтому без смены системы общественных отношений советская система не возродится.

Выход – это смена общественных отношений. Начинать надо с отставки правительства - это то, что в силах сделать нынешнему президенту. Это первый и обязательный шаг. Но по-хорошему, если мы не хотим просто рухнуть в пропасть и похоронить тысячелетнюю русскую государственность – нам необходимо менять общественно-экономический курс. Нужен переход на новом этапе к тому историческому опыту, который у нас был. С учётом всех ошибок, с учётом трагических страниц, которые были.

И мы можем стать реальной альтернативой для всего мира. Весь мир смотрит на Россию как на страну, способную показать человечеству совершенно иной вектор развития. Русский народ в XX веке доказал, что мы - ведущая нация всей планеты. Три ключевые «реперные» точки ХХ века – 1917-й, 1945-й и 1961-й это Россия. Мир ждёт от нас таких новых примеров. И тогда человечество пойдёт за нами, потому что даже Китай не готов к такой миссии. Эту миссию в состоянии выполнить только наш советский народ.

1.0x