21 января 2014

КАДРЫ

Круговорот чиновников в природе
Фото: ссылка
КАДРЫ - основной (штатный) состав подготовленных, квалифицированных работников предприятий, учреждений, партийных, профсоюзных и общественных организаций той или иной отрасли деятельности.
Большая Советская Энциклопедия

Новая инициатива, связанная с кадровой политикой в государстве, родилась в недрах Государственной Думы РФ.

Зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев подготовил поправки к закону «О государственной гражданской службе», согласно которым руководителей госорганов обяжут планировать карьеру чиновников на должностях, по которым предусмотрена ротация.

В соответствии с предлагаемыми поправками срок службы на государственных должностях будет варьироваться от трех до пяти лет. В документах, которые будут готовить главы ведомств, укажут действующих специалистов и данные об их контрактах и сроках действия. Предлагается прописывать «кадровый резерв», указывая тех сотрудников, которые смогут сметь сменить чиновников на руководящих должностях, как сообщают «Известия».

Кроме того, в «план карьеры» госслужащего могут внести данные о членах его семьи и информацию о переезде из региона в регион, если это будет необходимо в связи с новым назначением.

Как известно, в России обязательная ротация госслужащих действует с 1 января 2013 года. Она обязательна для руководителей территориальных управлений контролирующих и надзорных органов. Речь идет о региональных подразделениях Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, Федеральной налоговой службы и других ведомств.

В конце прошлого года на рассмотрение депутатов Госдумы внесли законопроект, расширяющий перечень подлежащих ротации чиновников. Документ предусматривает возможность ее проведения и в аппаратах полномочных представителей Президента.

Экспертные оценки

Идея формирования кадрового резерва для министерств и ведомств не нова, она во всех здоровых условиях реализуется. В России существует цепь образовательных учреждений, которые готовят госчиновников – это Академия госслужбы при Президенте, это профильные вузы, которые призваны готовить кадровый резерв для системы государственного управления. Без этого она просто не может функционировать, потому что госуправление – специфическая сфера, предполагающая наличие эксклюзивных знаний. Это не просто менеджмент, это не просто умение управлять коллективом, это особое государственное видение процесса. Здесь необходимо не только профессиональная, но даже, наверное, духовная подготовка кадров. Поэтому об этом уже говорится ни один год. Что из этого получится – посмотрим. Хотелось бы, конечно, чтобы такой кадровый резерв наконец-то получился.

Что касается пятилетней ротации чиновников, то мне эта инициатива кажется достаточно пустой и бессмысленной. Эффективность чиновника не зависит ни от количества лет, которое он занимает ту или иную должность, ни от места его службы, но исключительно от его личных и профессиональных качеств. Один должен быть моментально уволен за некомпетентность, а другой может и десятилетиями лет занимать одну и ту же должность, если он управляет процессами и приносит пользу стране. Мне кажется, идея пятилетнего срока службы взята из американского опыта коммерческих структур. Там действительно имеется практика перевода на другие территории, когда тот или иной специалист меняет филиалы своей компании.

Я не вижу смысла настаивать на этом в нынешних российских условиях. Речь должна, прежде всего, идти о великой кадровой революции, о смене парадигмы подготовки чиновников и стиле их работы. О том, чтобы чиновники приносили пользу Родине, а не работали только на свой карман. Вся коррупционность связана именно с этим – отсутствием государственного духа, отсутствием патриотического мировоззрения у чиновников. Отсюда и жажда наживы, которая не прекращается даже в случае ужесточения уголовной ответственности.

Поэтому подготовка госслужащих должна носить во многом эксклюзивный характер. Это должны быть люди особого качества, особого склада души. Без этого любые перестановки (пятилетние, годичные) не будут иметь никакого смысла. Нужен новый тип человека для государственной службы, который бы отвечал тем задачам, которые стоят сейчас перед Россией. Сейчас идёт война «холодная», информационная, но и она требует определённых бойцовских качеств, жертвенности и безусловного патриотизма от каждого, кто находится на государственной службе. Об этом постоянно говорит партия «Родина»: кадровый резерв государства должен формироваться обособленно и независимо от тех или иных концепций менеджмента.

Говоря о работе с кадровым резервом, надо помнить об одном аспекте. Кадры в нашей стране всегда появляются при включении молодёжи в крупные государственные проекты и задачи. Без такого включения и без выделения государственных приоритетов, в системе которых и выковываются кадры как таковые, ждать кардинального изменения кадровой системы попросту невозможно. Поэтому основная проблема, при всей важности создания кадровых резервов, системы переподготовки и повышения квалификации – переход к проектному государству. В этом случае государство выделяет и реализует масштабные, но при этом понятные по эффективности проекты.

Об этом говорил и Путин, что нам надо научиться реализовывать мега-проекты и Олимпиада нам в этом поможет. Это очень правильное утверждение, но системы проектов и единого формата проектной работы государства до сих пор не создано. По той же Олимпиаде мы не видим явных параметров эффективности и сверхзадач. Поэтому деньги выделяются на бюрократические мероприятия. Даже неважно, что они там разворовываются, направляются не по адресу. Главное то, что нет системы эффективности. Поэтому и кадры не формируются.

И второй момент. Кадры – это всегда то, с чем надо начинать работу ещё со школы и даже раньше. Поэтому без кардинального изменения всей системы образования и восстановления советского фундаментального образования, кадры при всех прочих условиях не будут иметь той базы, которая позволит им быть конкурентоспособными в мировом пространстве.

Разумное зерно в этой идее есть, потому что ротация должна быть как минимум в части территориальных представителей федеральных органов, дабы у них не возникало хозяйственное обрастание. Они должны были представителями своих федеральных органов, а не тех или иных территорий.

Я вполне допускаю, что каждое ведомство должно иметь свой кадровый резерв. Почему Минэкономики не иметь в виду всех толковых экономистов? Почему Минкультуры не учитывать всех толковых администраторов от культуры? Я думаю, такие неформальные кадровые резервы есть в каждом министерстве, у каждого министра, у каждого замминистра – то, что раньше называлось командой.

Но абсолютным бредом является идея, по которой нужно обеспечить предсказуемость, чтобы чиновник уже за пять лет знал, какое место он займёт. Потому что прогнозировать на пять лет невозможно, не факт, что то или иное министерство вообще через пять лет будет существовать. В конце концов, если человеку сказать, что через пять лет ты точно займёшь определённое место, то он эти годы ничего делать не будет. Так что это некоторое бюрократическое извращение, некоторый чрезмерный бюрократический энтузиазм.

Что касается ротации всех без исключения должностей, то я вынужден напомнить, что например даже такая должность как Президент РФ может ротироваться только раз в шесть лет, а не раз в пять, и, как мы видим, не всегда эта ротация происходит. Так что принцип ротации не является абсолютным, тем более не является главным и даже принципиально значимым с точки зрения эффективного государственного управления.

1.0x