17.10.2019 в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к членам Синода со вступительным словом: "Сегодня мы открываем чрезвычайное внеочередное заседание Синода, посвящённое рассмотрению вопросов, которые возникли в общеправославной повестке дня в связи с ситуацией вокруг Украины и Украинской Православной Церкви — ввиду известных вам действий Константинопольского Патриархата и возможных дальнейших действий как Константинопольского Патриархата, так и других Церквей, связанных с признанием раскольнической группировки на Украине. Вы понимаете, что данная тема затрагивает саму суть межцерковных отношений, и её негативное развитие может нарушить всеправославное единство. Поэтому с полной ответственностью за сохранение православного единства и с полной ответственностью перед нашими верующими людьми, перед нашим духовенством и епископатом мы должны принять сегодня решение по тем вопросам, о которых я сказал. И да поможет нам Господь!".
Как известно, 12 октября Архиерейский собор Элладской/Греческой Православной Церкви признал право константинопольского патриарха Варфоломея (масон Димитриос Архондонис) на предоставление автокефалии "православной церкви Украины". Проще говоря, Элладская церковь фактически признала секту ПЦУ?
Раскольнический, бесовский шаг инициировал предстоятель ЭПЦ, архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II (философ албанского происхождения Иоаннис Лиапис). Тут и стремление не потерять финансирование от либеральных властей Греции, и выполнение договорённостей с представителями США, и раболепие перед Фанаром. Он настолько спешил продавить решение, что оно (решение) принималось без голосования. Варфоломей в телефонном разговоре поблагодарил Иеронима II за решение по ПЦУ. В благодарностях рассыпался и вожак ПЦУ, "митрополит Епифаний" (гей-нацист Сергей Думенко).
Встреча посла США по "вопросам международной религиозной свободы" Сэма Браунбека и Иеронима II, май 2019-го:
Иероним II и лжемитрополит Епифаний:
Часть митрополий ЭПЦ выступила категорически против итогов Архиерейского собора. В частности, митрополиты Серафим Кифирский и Серафим Пирейский назвали решения Собора по ПЦУ недействительными. "К сожалению, общественность получила недостоверные новости и информацию о том, что только семь митрополитов были не согласны с признанием новой «автокефалии», а все остальные выступили за него. Значительным было и количество тех, кто выступал против", - сказал митрополит Кифирский. Он подчеркнул, что константинопольский патриарх имеет право давать автокефалию только тем епархиям, которые находятся под его юрисдикцией, в то время как Украина на протяжении 300 лет является канонической территорией Русской Православной Церкви и это записано во всех документах и диптихах Элладской Церкви. Митрополит Пирейский убеждён: ПЦУ не может быть принята в качестве автокефальной церкви. Он предупредил иерархов Элладской Церкви о трагических для Православия последствиях решения признать неканоническую структуру. "Видим ли мы возникающую бурю? Готовы ли мы взять на себя ответственность перед Богом, перед вечностью и перед историей?", – обратился митрополит Серафим к другим иерархам. По мнению греческого издания "Вима Ортодоксиас" ("Трибуна Православия"), ЭПЦ погружается в хаос: "Ситуация может пойти к расколу внутри церкви Греции, если церковь России прервёт общение с ней, как она сделала с Вселенским патриархатом".
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (УПЦ) назвал "предательством Христа" решение Архиерейского собора Элладской церкви. "Вы умыли руки, подобно Пилату, но сердце своё осквернили. Наши храмы захватывают, наших прихожан избивают, на нашей земле льётся кровь. И это «только начало болезней» (Мф. 24:8). Пока вы будете философствовать о Христе и богословствовать в уютных кабинетах о Боге, нас будут, с вашей подачи, убивать за Христа... Бог вас услышал, вы сказали Правде — нет. Вы сознательно пошли против Истины... Еврейский синедрион приговаривает Христа к смерти по одной простой и банальной причине — чтобы не лишиться комфортных условий жизни. Греческие архиереи делают то же самое. Лучше пускай страдает Тело Христа — Церковь, чем мы будем лишаться своих европейских зарплат, комфорта, доброго отношения с теми карманами, из которых мы получаем свои зарплаты. Так ведь проще", - написал он.
"Элладская Православная Церковь признала ПЦУ. Произошло это вопреки призывам тысяч греческих мирян, священников и архиереев. Вопреки здравому смыслу, не говоря уже о канонах Церкви. Почему это произошло, что это означает? Может греки признали ПЦУ, потому как уверены, что это действительно «благодатная поместная церковь»? Что она получила своё бытие на канонической основе путем действительного объединения всего Православия в Украине? НЕТ! Иначе чего греки тянули с признанием почти целый год? А то, что создание ПЦУ не излечило церковный раскол на Украине, а ещё более углубило его, знает каждый. Более того, создание ПЦУ породило новый раскол, на сей раз между господами Думенко и Денисенко. Может, ПЦУ в своей деятельности руководствуется заповедями Божиими? Проявляет к ближним любовь и милосердие? НЕТ! Захваты храмов, бесчинства национал-радикалов, насилия и угрозы со стороны сторонников ПЦУ — факты, признанные на международном уровне в ООН и ОБСЕ. Может, ПЦУ это гонимая церковь, которая испытывает давление, и её нужно поддержать признанием? НЕТ! Мало какая религиозная организация в истории пользовалась такой мощной поддержкой государства в лице бывших украинских властей, как ПЦУ. Этой организации помогали, начиная от президента и заканчивая главами сельсоветов. А также СБУ, прокуратура и полиция. Тогда почему же элладские иерархи признали ПЦУ? Перед каждым значимым событием в продвижении ПЦУ, начиная от решения патриарха Варфоломея и заканчивая сегодняшним решением Элладской Церкви, сотрудники Госдепа проводили соответствующие переговоры. Константинополь американский заказ выполнил уже давно, теперь его выполнили и элладские архиереи. Греков заставили принять решение, противоречащее и правде Божией, и здравому смыслу. Это не просто громкие слова. Достаточно вспомнить очевидные факты. Во-первых, как можно признавать ПЦУ, когда иерархи практически всех Поместных Церквей говорят о недействительности архиерейских хиротоний Думенко и пр. «архиереев» ПЦУ? Епифаний был «хиротонисан» отлучённым от Церкви Филаретом Денисенко и ещё семью «архиереями», которых «хиротонисал» всё тот же отлученный Филарет. Как можно признавать главой Церкви человека, который не имеет даже священства? Во-вторых, как можно было признавать ПЦУ, когда и Епифаний Думенко, и глава украинских греко-католиков Шевчук в открытую заявляют о будущем единении своих религиозных организаций? Т. е. греки фактически признали будущих католиков православного обряда и собираются вместе с ними служить Божественную Литургию? В-третьих, как можно признавать ПЦУ, которая занимается захватами православных храмов, сторонники которой избивают православных священников и верующих, выгоняют их из домов вместе с семьями, отнимают имущество, всячески угрожают и запугивают? И иерархи Элладской Церкви фактически одобрили гонения, которым подвергаются верующие УПЦ! В-четвёртых, как можно признавать ПЦУ, когда на Украине существует многомиллионная каноническая УПЦ. Господа эллины, вы же ещё вчера признавали Блаженнейшего Онуфрия и говорили о том, что это чуть ли не святой человек! А сегодня вы сделали вид, что его не существует вообще!" (https://uchenitsa-iya.livejournal.com/3322731.html).
Итак, сегодняшнее заявление Священного Синода РПЦ: "Члены Священного Синода Русской Православной Церкви ознакомились с опубликованными в средствах массовой информации документами внеочередного Собора иерархии Элладской Православной Церкви от 12 октября 2019 года, в частности, с коммюнике Собора и c докладом Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима «Автокефалия Церкви Украины», в котором предлагается «признать… автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики». Поскольку возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием самоуправляемая Украинская Православная Церковь, объединяющая 95 архиереев, более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей и десятки миллионов верующих, пребывает в каноническом единстве с Русской Православной Церковью и ни к кому не обращалась за автокефалией, очевидно, что речь идёт о признании раскольнических сообществ в этой стране. Ранее Константинопольский Патриарх Варфоломей неоднократно заявлял о признании митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви в Украине (последнее такое заявление было сделано им во всеуслышание на Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей в январе 2016 года). Однако в конце 2018 года Патриарх Варфоломей изменил своим прежним заявлениям и, не имея на то канонических полномочий, «восстановил в сане» без покаяния и отречения от раскола тех, кто был из него извержен, предан анафеме или же никогда не имел ни канонической хиротонии, ни даже формального апостольского преемства. Главой новосозданной структуры стал человек, получивший своё «рукоположение» от изверженного из сана и отлучённого от Церкви бывшего митрополита Киевского Филарета. Последний был также «восстановлен» в «архиерейском достоинстве» Константинопольским Патриархом, но вскоре после этого покинул новоучреждённую «церковь» и заявил о восстановлении своего прежнего раскольнического сообщества, которое он именует «Киевским патриархатом». О трудном положении Украинской Православной Церкви после антиканонической легализации украинского раскола Константинополем, о насилии и гонениях против её верных чад, развёрнутых бывшими властями Украины, Русская Православная Церковь неоднократно информировала Священноначалие Элладской Православной Церкви. 9 октября 2019 года — за несколько дней до упомянутого внеочередного Собора иерархии Элладской Церкви — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всея Эллады Иерониму с братским посланием, содержавшим призыв воздержаться от односторонних действий и не принимать «поспешных решений до тех пор, пока Дух Святой не соберёт Предстоятелей всех Святых Божиих Церквей и не умудрит их сообща от имени всей Святой Соборной и Апостольской Церкви найти решение, которое всех устроит и послужит преодолению нынешнего кризиса». Печально, что необходимость спешного и одностороннего признания неканонического раскольнического сообщества Блаженнейший Архиепископ Иероним основывает на ряде ошибочных и ложных аргументов, неоднократно опровергнутых не только иерархами, учёными и богословами Русской Православной Церкви, но также многими видными архипастырями, пастырями и богословами Элладской Православной Церкви. Не соответствует действительности утверждение Блаженнейшего Архиепископа Иеронима о том, что «Православная Церковь Украины… всегда оставалась в канонической церковной юрисдикции Матери Церкви — Вселенского Патриархата». В 1686 году грамотами Святейшего Патриарха Константинопольского Дионисия и Священного Синода Константинопольской Церкви Киевская митрополия была передана в юрисдикцию Московского Патриархата. На протяжении более 300 лет каноническую юрисдикцию Московского Патриархата над Киевской митрополией признавал весь православный мир, в том числе и Элладская Православная Церковь. При этом, согласно священным канонам Церкви, споры о территориальной юрисдикции имеют срок давности не более тридцати лет (VI Всел. 25). Все эти факты были проигнорированы двумя комиссиями Элладской Православной Церкви, которым было поручено изучение украинского церковного вопроса. В своих выводах данные комиссии, по словам митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима, «упускают из виду более чем трёхсотлетнюю живую традицию зависимости митрополии Киевской и всея Украины от Московского Патриархата. И эти реалии были отражены во всех календарях Элладской Церкви вплоть до нынешнего года. Возможно, они упускают из виду и тот факт, что нынешний Вселенский Патриарх Варфоломей своими патриаршими письмами 1992 и 1997 годов признавал каноническую юрисдикцию Московского Патриархата над Киевской митрополией и уважал канонические прещения, наложенные на ныне очищенных и восстановленных изверженных из сана и раскольнических клириков». Не соответствует действительности утверждение Блаженнейшего Архиепископа Иеронима, будто «из-за отсутствия Московского Патриархата» на Критском Соборе 2016 г. «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии». В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея. Теперь становится очевидной причина этого. Ведь на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах представителями всех Поместных Православных Церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает а) согласие Поместного Собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы её часть получила автокефалию; б) выявление Вселенским Патриархом консенсуса всех Поместных Православных Церквей, выражаемого единогласием их Соборов; в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания Томоса, который «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нём Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашённых для этого Вселенским Патриархом». Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договорённостей по остальным пунктам. На Синаксисах Предстоятелей 2014 и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей, настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других Предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, ни после Собора. Перечисленные в докладе Блаженнейшего Архиепископа Иеронима и ранее неоднократно опровергнутые аргументы в точности следуют позиции Константинопольского Патриархата. Однако возникают сомнения, разделяет ли их полнота Элладской Православной Церкви. Об отсутствии единомыслия между иерархами Элладской Церкви по данному вопросу и о том, что голоса не согласных с признанием украинского раскола были проигнорированы, свидетельствует митрополит Кифирский Серафим: «Сначала говорили убелённые сединами и весьма почтенные митрополиты Каристийский Серафим и Илийский Герман, которые с большой мудростью и разумением рассуждали об этой животрепещущей проблеме, признав, что да, Вселенский Патриарх имеет каноническое право предоставлять автокефалию на определённых условиях, но текущая ситуация весьма критическая, и потому требуется необычайная осмотрительность и глубокое изучение и исследование всей этой сложной проблемы без всякой спешки. В том же самом ключе были выдержаны выступления Преосвященных митрополитов Кесарианийского Даниила, Месогейского Николая, Пирейского Серафима… и моё. Преосвященные митрополиты Дриинопольский Андрей и Этолийский Косма не брали слово, но присоединились к прежде выступавшим Преосвященным архиереям. Отсутствовавшие, но письменно изложившие свою позицию Преосвященные митрополиты Новосмирнский Симеон и Керкирский Нектарий с той же самой чувствительностью и с той же точки зрения подошли к этому серьёзному украинскому вопросу». Митрополит Новосмирнский Симеон в своём письме, обращенном к Собору иерархии и его Блаженнейшему Председателю, отмечает, что предоставление автокефалии Украине при тех условиях, в которых она была предоставлена, «не имеет ничего общего с другими автокефалиями, которые раньше предоставлялись» Константинопольским Патриархатом. Он подчёркивает, что «поспешное признание… раскольников и так называемых "самосвятов" в обход канонической местной Церкви, но также и Московского Патриархата, которым были осуждены раскольники — и предоставление автокефалии новой церковной структуре порождает оправданные вопросы и вызывает противодействие». Он также указывает на канонически неприемлемый факт существования «двух параллельных местных Церквей» на Украине и уже случившийся повторный раскол внутри «новой церковной структуры, получившей автокефалию». Он прямо упоминает заинтересованность крупных геополитических сил в поспешном предоставлении «автокефалии» раскольникам. Сравнивая сегодняшнее положение Православия с событиями Великого раскола 1054 года, он призывает иерархию «не спешить занять позицию». «Насильственный и поспешный подход к решению вопроса, — говорит митрополит Симеон, — сделает нас уязвимыми и подвергнет риску нашу Церковь. Будет ошибкой считать, что подобного рода подход к вопросу послужит поддержкой Вселенскому Патриархату». Митрополит Керкирский Нектарий, не имевший возможности присутствовать на внеочередном Соборе иерархии своей Церкви, обратился к Собору с письмом, в котором призывает «отложить принятие решения». Он отмечает, что настоящее «время — неподходящее, чтобы принимать решение по данному острому вопросу, в том числе и по той причине, что геополитические условия на широчайшем пространстве отстоят от нормы, и в результате, какое бы решение ни было вероятным, оно создаст трудности нашему отечеству». Он также призывает Элладскую Церковь «взять на себя роль посредника», чтобы начать диалог между Константинопольским и Московским Патриархатами. Митрополит Пирейский Серафим, известный как специалист по церковно-каноническому праву, не только представил вниманию Собора исчерпывающее исследование, в котором убедительно опровергал аргументацию, изложенную в докладе Предстоятеля Элладской Церкви, но и в своих устных выступлениях подверг острой критике так называемый «объединительный собор» раскольников. Он подчеркнул, что «так называемый "объединительный собор" не имеет силы, поскольку состоял из мирян, и предоставление автокефального статуса этой несуществующей "церковной" структуре также оказывается недействительным». Он далее отметил, что все попытки оправдать это «каноническое беззаконие» аномальной канонической практикой, «со ссылкой на Оттоманское пленение Церкви» и трудный период, когда ряд Поместных Церквей напрямую зависел от Константинопольского Патриарха, «замалчивают канонический церковный порядок Святых Вселенских Соборов». «Я потребовал, — свидетельствует митрополит Серафим, — от Священного Синода Элладской Церкви созыва Всеправославного Собора для разрешения этого сложнейшего вопроса, к которому, к сожалению, примешивается геополитика, или даже геостратегия, оказывающая влияние на всех Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей. Одновременно я поставил на вид Синодальной комиссии по межправославным и межхристианским отношениям, что она не представила Постоянному Священному Синоду, Блаженнейшему Председателю Иерархии Элладской Церкви ни какого-либо доклада о мнениях по данному вопросу других Автокефальных Православных Церквей, ни оценки возможных последствий для единства Церкви, в случае разрыва общения Русской Церковью и её признанием старостильников в Греции. В то же время я ответил Председателю комиссии по церковно-каноническим вопросам, что митрополит Онуфрий не имел никакой возможности принимать участия в так называемом "объединительном соборе", как не мог бы Блаженнейший Архиепископ Афинский участвовать вместе с самопровозглашённым "Архиепископом Афинским" Парфением Везиреасом — диаконом Элладской Церкви, изверженным из сана». Коммюнике внеочередного Собора иерархии сообщило о решении, принятом по итогам обсуждения данного доклада. Но кто именно принял это решение и в какой форме — остаётся неясным. Целый ряд авторитетных иерархов обращал внимание Собора на критическое положение мирового Православия, на необходимость чрезвычайной осторожности и глубокого изучения проблемы — без какой-либо спешки и давления извне. Несколько митрополитов, в том числе и отсутствовавших на Соборе, письменно обратились к Собору с призывом отложить решение вопроса. Решения Собора иерархии в Элладской Церкви принимаются голосованием всех участников. Однако ни по вопросу о признании украинских неканонических сообществ, ни по вопросу об утверждении решений Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви по Украине голосование епископата не проводилось. Об этом, в частности, заявил митрополит Кифирский Серафим: «Как известно, решения в нашей Церкви принимаются голосованием: либо поднятием руки, либо открытым, либо тайным, либо путём опроса всех участников собрания. Может быть, в пользу автокефалии было бы подано достаточное количество голосов, но немало было бы и тех, кто придерживается противоположной точки зрения, а также тех, кто своим молчанием присоединились бы ко вторым». В открытом доступе отсутствует официальный документ за подписями греческих архипастырей, который можно было бы считать свидетельством единого соборного решения Поместной Церкви. Более того, весьма быстро было распространено известие о том, будто Элладская Православная Церковь признала украинскую автокефалию, что не соответствует ни тексту коммюнике, ни позиции многих участников Собора. Возникают серьёзные опасения, что соборный способ принятия решений, освящённый словами святых апостолов: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), — и тысячелетней историей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в данном случае был нарушен. Если украинский раскол будет действительно признан Элладской Православной Церковью или ее Предстоятелем — в форме совместного служения, литургического поминовения лидера раскола или направления ему официальных грамот — это станет печальным свидетельством углубления разделения в семье Поместных Православных Церквей. Полнота ответственности за это разделение ляжет, прежде всего, на Патриарха Константинопольского Варфоломея и на те внешние политические силы, в интересах которых был «легализован» украинский раскол. Вместо того, чтобы признать допущенную ошибку и попытаться исправить ее путем всеправославного обсуждения, Патриарх Варфоломей блокировал любые переговорные инициативы на этом направлении и на протяжении года, по многим свидетельствам, оказывал беспрецедентное давление на иерархов Элладской Церкви, требуя от них признания раскольников. Он неоднократно заявлял о признании Элладской Церковью неканонических лже-иерархов Украины как о деле решённом, словно бы речь не шла о независимом решении автокефальной Православной Церкви. Положение Элладской Церкви, существенно ограниченной в своём автокефальном устройстве, осложняется двойной юрисдикцией значительной части ее епископата, канонически зависящей от Константинополя: этим иерархам, например, рассылались циркуляры из Константинопольской Патриархии с требованием немедленно признать новосозданную псевдо-церковную структуру. Тем, кто нашёл в себе смелость открыто обличать заблуждения Константинопольского Патриарха и вступать в дискуссию с ним, угрожали, к ним требовали применить дисциплинарные меры, их обвиняли в предательстве и недостатке патриотизма. Печально, что таким образом исторические заслуги греческого народа в распространении Православия размениваются на сиюминутные политические выгоды и поддержку чуждых Церкви геополитических интересов. Но эти спекуляции на национальных чувствах не будут иметь успеха. Они не смогут подорвать единство нашей веры, купленное кровью новомучеников и исповедников наших Церквей. Они не прервут единство нашей аскетической традиции, созидавшейся подвигами многих преподобных отцов и подвижников. Они не уничтожат вековую дружбу греческого и славянских народов, оплаченную кровью русских воинов и закалённую в общей борьбе за свободу братского греческого народа. Мы дорожим молитвенным общением с нашими собратьями в Элладской Православной Церкви и будем сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь — чрез всех тех архипастырей и пастырей, кто уже выступил или в дальнейшем выступит против признания украинского раскола, кто не запятнает себя сослужением с раскольническими лже-иерархами, но явит пример христианского мужества и твёрдого стояния за истину Христову. Да укрепит их Господь в исповедническом подвиге, молитвами святителей Марка Эфесского и Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника и всех тех греческих святых, которых почитали и чтут у нас, на Святой Руси. Вместе с тем мы помним, что священные каноны Церкви осуждают тех, кто вступает в молитвенное общение и сослужение с изверженными из сана и отлученными от общения (Апост. 10, 11, 12; I Всел. 5; Антиох. 2 и др.). В связи с этим прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. Мы также не благословляем совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями. Соответствующая информация будет широко распространена среди паломнических и туристических организаций стран, составляющих каноническую территорию нашей Церкви. Священный Синод Русской Православной Церкви уполномочивает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнёт за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола".
Комментарий руководителя религиозной редакции "Царьграда", историка русской консервативной мысли, члена правления Русского художественного союза Михаила Тюренкова: "Решение Священного Синода Русской Православной Церкви относительно позиции священноначалия Элладской Православной Церкви по украинскому церковному вопросу оказалось достаточно мягким. Во-первых, не прозвучали тезисы, осуждающие антиканоническую деятельность Константинопольского (а по сути, стамбульского) патриарха Варфоломея как еретическую (а соответственно, осуждающие сторонников Фанара из Элладской Церкви как еретиков), во-вторых, не было принято решение о разрыве евхаристического общения со всей полнотой Элладской Церкви. Последнее вполне понятно, поскольку в самой этой Церкви до сих пор нет единства по поводу признания украинской националистической секты ПЦУ (также известной как СЦУ). Увы, значительная часть греческого священноначалия не выступила против позиции Предстоятеля ЭПЦ архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, поддержавшего антиканонические действия Константинопольского патриарха. Тем не менее, формально богослужебное поминовение главы украинских раскольников лжемитрополита Епифания в храмах Элладской Церкви пока не прозвучало, а её иерархи не начали совместные богослужения с ряжеными самозванцами из ПЦУ-СЦУ. Именно поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение прекратить молитвенное и евхаристическое общение только с теми архиереями Элладской Церкви, которые совершат подобные антиканонические действия. Безусловно, это является крайней степени икономии (канонического снисхождения), направленной на то, чтобы, во-первых, раскол в Православном мире не усугублялся, а во-вторых, чтобы у консервативно настроенных архиереев Элладской Церкви была возможность при взаимодействии с Церковью Русской отстаивать каноническую правду. Последнее особенно важно, поскольку в Греческом мире назревает серьёзное сопротивление либерально-обновленческой позиции архиепископа Иеронима и поддержавших его иерархов. И именно это всемирное православное консервативное сопротивление сегодня может возглавить Русская Церковь. Разумеется, речь идёт не о политических формах протеста, а об отстаивании церковной истины, Священного Предания Православной Церкви, от которого уже отступил Константинопольский патриархат, а на грани отступления находится Элладская Церковь".
Протоиерей Андрей Новиков, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и Синодальной Библейско-Богословской комиссии РПЦ, настоятель Храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах: "Если Предстоятель ЭПЦ окончательно падёт и сопричастится с расколом, для Русской Церкви более не будет существовать Церкви Элладской, как поместной церковной единицы. И мы теперь будем иметь дело с отдельными сохранившими Православие самостоятельными епархиями, архиереями, священниками или мирянами. Ситуация напоминает подход древней Римской Церкви к духовенству Константинопольской Церкви в период её иконоборчества. Всё это должно чётко отслеживаться. Разъясню подробнее. Если бы была официально оформленная воля епископата ЭПЦ, его соборное решение, как требует Устав ЭПЦ, войти в общение с расколом, надо было бы однозначно разрывать общение со всей Элладской Церковью. Но так как налицо внутренний раскол в Элладской Церкви по вопросу отношения к украинскому расколу и хаос, в который эту Церковь ввергли те, кто пытается узурпировать решение всей Поместной Церкви, необходимо рассматривать каждую епархию, каждый случай дифференцировано. Очень важное решение о неотвратимости прекращения поминовения Иеронима в случае любого его движения в сторону признания раскола. Опровергнуты «источники», занимавшиеся досужими россказнями о том, что наша Церковь готова на компромисс, в виде посредничества Иеронима Афинского в украинском вопросе даже после признания им «ПЦУ» и публичного объявления им войны Русской Церкви и каноническому Православию. Принять его посредничество, как якобы «нейтральной» стороны, это то же самое, что в 1941 году было бы принять посредничество с Германией Рейнхарда Гейдриха, как рейхспротектора как бы «нейтральной» Богемии".