07:58 27 мая 2013 Культура

Трепетное творчество

Гобелены Наталии Озерной и Ольги Толстиковой в «Музее Москвы»
Фото: ссылка

Гобелен- один из самых сложных видов декоративно- прикладного искусства, требующий от мастера особенного трепета к каждому крючку на широком тканном полотне. Для того, чтобы создать настоящую шпалеру (а именно так в научной литературе принято называть гобелен), художнику необходима постоянная концентрация внимания, неограниченное терпение и нескончаемое вдохновение, которое своей легкой невидимой рукой будет вести за собой мастера на протяжении всей долгой работы. .Именно такие «настоящие» произведения декоративно- прикладного искусства можно увидеть в Музее Москвы на выставке «История Москвы в художественном гобелене»,

Перед нами- произведения двух художниц-ткачих, работающих в совершенно разных направлениях. Две грани одной жемчужины, две калейдоскопа художественного виденья, зеркальные стекла которых варьируются от насыщенных исторических мотивов до кислотных супрематических линий, а элементы- от знаменитых персонажей до абстрактных фигур.

Наталия Озерная работает с гобеленом уже около 30-ти лет. Ее работы экспонировались на 150-ти выставках во многих музея по всей России. Художница не раз становилась лауреатом премий и конкурсов. Произведения Озерной- это чистый и явный реализм, в основе которого лежит любовь и уважение к русской истории. Героями полотен художницы становятся величайшие личности и события, без которых немыслимо великое прошлое российского государства. На выставке в Музее Москвы перед зрителем предстает настоящая галерея образов- Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Андрей Рублев, Иван Федоров.

Все работы выполнены вручную из льна, шерсти и люрекса- нити в виде тонкой блестящей полоски. Такой художественный элемент добавляет краскам глубину и акцентирует внимание на определенных элементах. Так, на гобелене с изображением Ивана Федорова из люрекса выполнена толстая коричневая книга в руках Первопечатника, на гобелене «Андрей Рублев» люрексом выделен святой лик иконописца и золотистые купола на втором плане, а у Михаила Кутузова празднично блестят погоны на зеленом сюртуке . Всех героев художница изображает в полный рост, детализирует каждый образ, в ее работах второй план- красочный и богатый. Гобелены Озерной- широкие сюжетные полотна, которые с большим трудом отличимы от масляных картин.



Член Московского Союза Художников Ольга Толстикова работает в экспериментальной манере- она смешивает стили, краски, фигуры и размеры. Ключевым элементом ее произведений становится цвет- через его оттенки, контрасты и ассоциации художница передает свое отношение к тому или иному явлению. «Насыщенность и глубина цвета за счет фактуры ткачества. Сила его выявляется только при контрастном сопоставлении цветов. Важно найти предельно простое, лаконичное, «плакатно краткое» решение, увеличивающее яркость локального цвета, не ослабляя его энергию нюансами, оттенками и светотенью»,- говорит Толстикова.

Работы художницы в первую очередь- метафоричны. На главном плане оказывается то или иное явление, отражающее действительность. Так, на полотне «Свет надежды» на черном ровном фоне изображена семья, вокруг которой словно бы кружатся пестрые желтые цветки, похожие на крошечные кусочки солнца. Сама техника изображения близка к примитивистской- герои «Света надежды», с непропорциональными телами, смазанными одинаковыми чертами лица походят скорее на персонажей детского рисунка, автор которых выходит за всевозможные контуры и нарушает абсолютно все правила. Здесь и проявляется та самая контрастность красок: песочные лица с застывшими выражениями приобретают мученический, болезненный цвет на фоне бесконечного черного фона и кричащих розовых одежд. По-иному воспринимаются и десятки желтых пятен- цветков, тех самых лучиков надежд, которые беспорядочно заполняют все пространство. Примечательно то, что работа была выполнена в начале 90-ых, когда заветный свет надежды на ясное будущее действительно мечтали увидеть многие...


Гобелен «Памяти Виктора Астафьева»- это тектоника чувства, цвета и света. На полотне мы видим пейзаж- поле в степи средней полосы. Небо очерчено лишь мутной серой полосой, основной же акцент сделан на первом плане - травяной, каштановый и янтарный цвета словно бы сливаются в единую абстракцию, образуют общий пласт и пространство. Резкости изображению добавляют черные полосы- тени от кустарников. Пейзаж именно в таком цветовом решении символизирует творчество Астафьева, истинно любившего и воспевавшего русскую природу.



Но самая яркая и многогранная работа Толстиковой- это триптих -Москва «старая», «новая» и «военная». И хоть автор не объединял эти картины в единую композицию, все они подчинены единому художественному замыслу и стилевому направлению. Три работы напоминают абстракции- явного и четкого сюжета на них нет. Здесь мы видим силу цвета толстиковских полотен. Однако явной идея становится за счет форм, резкости и четкости линий на изображении. Так, «Новая Москва» Ольги Толстиковой- это холодный и бледный синий, болезненный белый, асфальтовый серый, расплывчатость и хаотичность линий, «Москва военная»- это агрессия и пламень красного на фоне тифозного желтого, прямые, резкие и редкие линии на меркнущих красках безжизненного неба, а «Москва старая»- непрекращающееся движение фигур в пространстве- горчичные кресты на фоне кислотных прямоугольников и призм, напоминающие супрематическую композицию.

Екатерина Ненашева

1.0x