Авторский блог Василий Шахов 13:57 22 февраля 2016

Заветы советских ветеранов:памятные встречи.1.

Московско - Троицкий общественный дистанционный Университет Знаний... Москва - Троицк... Модератор МТОДУЗ Дмитрий Шахов - материалы факультатива "Светская этика и светская духовность"...

Заветы ветеранов: памятные встречи

1. Памятник в Рязанском Кремле

«…Была у меня библиотека первых изданий Есенина – много уникальных книг. Целую связку забрал с собой и таскал по окопам и землянкам, пока их все до единой не «зачитали» мои однополчане… …Я не жалею о тех книгах, что «зачитали» у меня лейтенанты и солдаты 92-й Ленинградской стрелковой дивизии, многих из которых давно уже нет в живых, - их могилы с красными звездами и надписями «Вечная слава…» раскиданы вокруг Ленинграда…»

Константин Е с е н и н. «Через волшебный фонарь».

…Памятник Сергею Есенину в Рязанском кремле… Сюда приходят участники международных Есенинских Чтений. Сюда несут букеты сирени и черёмухи выпускники школ. Тут неизменно фотографируются молодожены. Здесь благоговейно безмолвствуют краеведы. К бронзовому изваянию русского гения устремляются экскурсанты и туристы.

Любители и ревнители изящной словесности приближаются к монументу как к великой общечеловеческой святыне. Есенинское слово, вдохновенные стихи о Есенине («Венок Есенину») звучат из уст поэтов, представляющих духовно-лирическую культуру разных параллелей и меридианов…

Константин Сергеевич с какой-то грустью делится с нами сокровенным, незабываемым:

- Надо сказать, что носить фамилию Есенин довольно хлопотно. Я в основном придерживаюсь двух принципов. Первый из них: нося фамилию Есенин, стихов не писать, а тем более не публиковать. Как бы ты ни писал, их будут сравнивать со стихами отца. Второй – горьковский: «Если можете не писать – не пишите». Вот о футболе я не писать не могу и пишу. А стихи… Так, раз в три года…

Каждый приезд сына великого русского поэта на Рязанщину воспринимался всеми

как событие, исполненное особой духовности, осердеченности, сокровенной родственности.

Встречи в тысячелетней Рязани, древнем Касимове, живописной Солотче, школьно-колыбельных Спас-Клепиках, опалённом войной Михайлове, ямщицко-станционном Рыбном… Конечно же, - в незабвенном Константинове, сиренево-рябиновом Кузьминском, на грезящих о былом-былевом-болевом берегах есенинской Оки синеокой…

Вопросы – ответы… Разговор о далёком-близком, заветно-сокровенном…

**********************************************************************

Из книги: В.В.Шахов «Жизнь замечательных липчан»

2. «Идёт война народная,

священная война…»

Из автобиографии Алексея Ивановича Баранова:

«…В сентябре 1941 года отец был призван в действующую армию… Вернулся инвалидом войны 2-й группы, прожил всего один год больным человеком и в июле 1947 года умер от ран…»

***************************************************

Уходил товарищ в бой

Насмерть с немцем биться.

В бой товарищ взял с собой

Горсть родной землицы.

Положил её на грудь

Он в платок расшитый:

Ведь на ней - не где-нибудь -

Столько лет прожито…

А. Ф а т ь я н о в

…Вручаю Алексею Ивановичу памятные альманахи «Липчане - Великой Победе», «Липецк

в солдатской шинели». Листаем страницы. Всматриваемся

в фотографии… Вчитываемся в

солдатские письма… Размышляем над строками

липецких поэтов… Вот «Могила лётчика» Бориса

Котова, Героя Советского Союза:

Здесь волнующие ели…

В росах буйные кусты.

Настороженный пропеллер

Над могилою застыл…

Мне бы крылья! С бурей биться!

Карту льдов пересекать!

Вместо сбитой пулей птицы

Новой птицей замелькать…

Участник Великой Отечественной Борис Цветаев. Его военный «Томик Есенина»:

Выцвела от времени обложка.

Отдают страницы желтизной.

В городке,

Разбуженном бомбёжкой,

Он лежал в пыли на мостовой.

О поэте знал я понаслышке.

И, доверясь первой же строке,

Я отвёл местечко в этой книжке,

Потеснив патроны в вещмешке .

Каждый день - бои, бои,

Но всё же

Я прочесть в окопе книжку смог.

Стали мне родней,

Ещё дороже

Каждый холмик, каждый ручеёк.

Павел Шубин с его знаменитой «Застольной»:

Редко, друзья, нам встречаться приходится,

Но уж когда довелось,

Вспомним, что было, и выпьем, как водится,

Как на Руси повелось!..

Встанем и чокнемся кружками стоя мы -

Братство друзей боевых,

Выпьем за мужество павших героями,

Выпьем за встречу живых!

Из автобиографических заметок Алексея Ивановича Баранова:

«С начала войны, с 14 лет, я начал работать в колхозе. В основном это косовица трав естественных лугов и косовица крюком озимой ржи. Мне нравилась эта работа. Из мужчин, если так можно меня назвать в 14 лет я был один. Шёл впереди, за мной тянулись 20-30 женщин с косами. В обеденный перерыв я им отбивал косы, свою тоже, я хорошо умел наладить косу, чтоб работалось легче…»

…«Липчане - Великой Победе». «Липецк в солдатской шинели»… Алексей Иванович перелистывает страницы, посвящённые Раненбургу, Чаплыгинскому району. Защищать Родину на фронт ушло 14154 жителя района. Почти шесть тысяч отдали свои жизни за честь и независимость Отечества.

Алексей Иванович помнит те суровые дни… О них - в «Дороге отцов» Бориса Шальнева:

Путь Победы, что подвигу равен,

Зримый след твой солдатский ведёт

От родных раненбургских окраин

До лепнин Бранденбургских ворот.

Не воскреснуть всем доблестно павшим -

Дорогим, незабытым, родным,

Не успевшим - словца не сказавшим

Нам, наследникам, верой живым.

Вровень с ними бы встать, приподняться.

Дай Бог силы - бессилье возьми! -

В горький час человеками зваться,

В смертный час оставаться людьми.

*****************************************************************************

3. НРАВСТВЕННО - ДУХОВНЫЕ ЗАВЕТЫ ВЕТЕРАНОВ

Даль памяти… Киевское издательство «Лыбидь» заказало мне и доценту Симферопольского университета Нине Алексеевне СОЛОВЬЁВОЙ книгу о жизни и деятельности Николая Зотовича Бирюкова, автора знаменитой повести «Чайка», человеке легендарно-былинной судьбы. Работая над книгой, принимая участие ив ряде научных конференций и симпозиумов на Украине, близко познакомился с соратницей и другом писателя АННОЙ ИЛЬИНИЧНОЙ БИРЮКОВОЙ. Её воспоминания о 30 – 50-ых годах вошли в изданную в столице (тогда ещё социалистической) Украины книгу.

Бережно храню письма Анны Ильиничны. Книги с её автографами…

******************************************************************

…Воспроизвожу ученическое сочинение об авторе «Чайки»…

Ой, туманы мои, растуманы!

Ой, родные леса и луга!

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага.

На прощанье сказали герои:

«Ожидайте хороших вестей».

И на старой смоленской дороге

Повстречали незваных гостей.

Повстречали – огнём угощали,

Навсегда уложили в лесу

За великие наши печали,

За горючую нашу слезу…

Песня военных лет. Слова

М. Исаковского, музыка В. Захарова.

1. В в е д е н и е: «Уходили в поход партизаны, уходили в поход на врага»:

а) Рубеж Славы… Рубеж обороны Москвы; б) «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат…»; в) «Ребята, не Москва ль за нами?..».

2. Г л а в н а я ч а с т ь. «…присвоить Ч а й к и н о й Елизавете Ивановне звание Героя Советского Союза (посмертно)…»:

а) «Как рассказать о тебе, Прометей?» (жизнь-подвиг самого автора романа «Чайка»; б) «Самое синее в мире…» (черноморские корабли «Лиза Чайкина» и «Николай Бирюков»; в) «Идёт война народная, священная война…»; г) «Я пишу на обрывках обоев, на старых газетах…»; д) Боевой путь Кати Волгиной; е) Дети-партизаны; ж)Человек-звезда.

3. З а к л ю ч е н и е. «Чайка» - позывной первой женщины-космонавтки

Валентины Терешковой. Духовные уроки подвига наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. «Если я не буду гореть, если ты не будешь гореть, если мы не будем гореть, кто придёт и рассеет мрак?» (Назым Хикмет).

.

Одна из книг особенно понравилась и запомнилась мне. Называлась она «Ч а й к а». Её написал Николай Зотович Б и р ю к о в. Он родился в подмосковном Орехово-Зуеве в 1912 году. Свой роман он посвятил Герою Советского Союза Лизе Чайкиной ( в книге писатель наделил свою героиню-партизанку именем Кати Волгиной).

Как создавалось это замечательное произведение?

…Когда путешествуешь по Подмосковью, внимание привлекают памятники, мемориалы, братские могилы вокруг столицы – это Р у б е ж С л а в ы. Здесь были остановлены фашистские полчища и отсюда началось наступление наших войск в декабре 1941 года. Назову лишь несколько населённых пунктов этого Рубежа Славы: Иваньковское водохранилище – Куликово – Каналстрой – Канал имени Москвы – Дмитров – Яхрома – Лобня – Красная Поляна – Крюково – Ленино – Снегири – Рождествено – Москва-река – Наро-Фоминск – река Нара – река Протва – река Ока – Серебряные пруды.

И стар, и млад возлагают цветы к памятным обелискам, вечному огню, могильному граниту на Рубежах обороны Москвы. Здесь осенью 1941 года резервные соединения, местное население Москвы и Подмосковья создали несколько рубежей обороны (Вяземский, Можайский и другие). Они состояли из противотанковых рвов, бетонных долговременных огневых точек (ДОТ), деревоземляных огневых точек (ДЗОТ), а также металлических противотанковых «ежей», траншей, окопов, лесных завалов, минных полей.

В Интернете я нашёл электронную «Энциклопедию Подмосковья», где есть несколько статей, раскрывающих всенародное единение тыла и фронта. В книгах, на электронных сайтах много волнующих фактов о партизанском движении. Немало интересного и поучительного рассказывают сами ветераны войны и труженики тыла. Ушли в легенду самоотверженные участники партизанского движения…«С той поры да по всей по округе// Потеряли злодеи покой: // День и ночь партизанские вьюги// Над разбойной гудят головой.// Не уйдёт чужеземец незваный, // Своего не увидит жилья…// Ой, туманы мои, растуманы!// Ой, родная сторонка моя!».

Москва. Русаковская улица, дом 1, квартира 16. Здесь жил Николай Зотович; вместе с ним – его замечательный друг и помощник Анна Ильинична Бирюкова. Их навещали фронтовики, труженики тыла, учителя, школьники, курсанты.

На сочувственные слова, предложения отдохнуть, Николай Зотович отвечал: «Я не беспомощен. Есть глухонемые и слепые, безрукие и безногие. У меня глаза видят, и уши слышат, а руки, как видите, и перо крепко держат… Идёт война… При любом, даже самом, казалось, безвыходном, положении нужно найти в себе силу и мужество, чтобы быть на первой линии огня. Особенно сейчас, когда враги человечества – фашисты – терзают нашу Родину… Разумеется, я воевать с винтовкой не могу. Я буду с врагами Отчизны сражаться пером…

Фронтовые газеты, журналы печатали его статьи, очерки, памфлеты.

Приезжала к Николаю Зотовичу и пинские партизаны, и мать Лизы Чайкиной, скромная, трудолюбивая колхозница. Она была одной из слушательниц его произведения ещё в рукописном варианте: «…Мать и дочь… Они обнялись и сквозь слёзы смотрели друг другу в глаза», - читал автор романа. Аксинья Прокофьевна, бледная, закусив губу, просила его: «Читай, читай…». Он продолжал: «…Катя крепко-крепко прижала к себе мать, так крепко, что заныли руки и поцеловала её… Она прощалась с матерью и не знала, что прощалась навсегда…». В глазах Аксиньи Прокофьевны – глубокая боль: «Такая была Лиза, такая…».

Как живые, встают со страниц этой книги участники грозных, смертельно опасных событий: «Ходит больше по ночам… Сбегутся к ней люди, и она говорит… Большие слова и горячие, силы вбивает в тебя великие. Слушаешь её и чуешь: да ведь богатырь ты! И такая лютая злость в тебе к врагу… И вот идёт она от деревни к деревне…».

Главы романа читались по радио. Ещё гремели орудия на Западе… Бойцы на фронте слушали повествование о народной героине-партизанке. С фронта Бирюковым приходили благодарственные письма. Книга эта входила в Берлин вместе с Советской Армией, как солдат. - «За Лизу Чайкину», «За нашу Чайку!»… «Чайка» вела воинов на штурм рейхстага…

В начале 1945 года издательство «Молодая гвардия» выпустило роман.

Катя Волгина… Зимин, Федя, Михеич… Предатель Стребулаев… Гестаповцы Макс фон Ридлер, Карл Зюсмилх… Борьба добра и зла…

В течение нескольких лет Николай и Анна Бирюковы жили под Москвой, в чеховских местах, близ Истры, в деревне Бужарово. Сюда к нему приезжал великий писатель, властитель лесных тайн, знаток природы и чародей русского языка – Михаил Михайлович Пришвин.

Валентина Терешкова сказала своё слово о «Чайке»: «Когда вы прочитаете книгу Бирюкова, вы полюбите эту отважную, смелую, страстно любившую жизнь и людей девушку, нашу современницу. Когда перед полётом в космос моим позывным стало слово «ч а й к а», рядом со мной я почувствовала мою старшую подругу. Она имела полное право на этот полёт, ибо ещё в суровые годы в жестокой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Чайка помогла нам проложить дорогу в космос».

… На Чёрном море курсируют теплоходы «Лиза Чайкина» и «Николай Бирюков».

1.0x