Не буду оригинален, если скажу, что самая великая миссия сильных мира сего – защищать мир во всём мире, не пользуясь при этом благами в корыстных целях. До меня об этом говорил один из известных римских правителей, повторяя слова знаменитого философа. И теперь «Мир во всём мире» – фраза «окрылённая», её учат на латыни многие гуманитарии в учебном разделе «пословицы и поговорки» латинского языка.
Не удивляюсь также, находя в родном сибирском городе на слиянии Иртыша и Оми, организацию «Российский комитет защиты мира». Кому как ни большому и славному городу Омску стать звеном, связующим и защищающим мир. Людей в нём немало замечательных, радеющих за культуру и образование, думающих о ближних своих. В Сибири щедрый народ и сердобольный, чего стоят лишь батюшки, способные приютить сразу нескольких сирот, например. А в одном Омске добровольческих организаций – множество. Начинаешь общаться с работниками Епархии, координаторами волонтёрских «ячеек», узнаёшь, что Родина богата людьми, помогающими даром, не ожидающими взамен. Да, тяжёло и порой непосильно, но сибиряк-волонтёр – вдвойне мужественен и стоек. Его закаляет морозный воздух и студёная вода, сама жизнь в не простом крае способствует обогащению. Выживание всегда даётся нелегко, при этом человек стремится получить необходимое, заручиться поддержкой. А значит, помочь. Как самому себе (пусть эгоистичному) так и собственной команде, современному и умному коллективу, творческому и не без изюминки, без которого не обходится видная и действующая организация.
Как я вижу работу общественной организации «Российский комитет защиты мира»? Что называется – наглядно. Присутствую на мероприятиях, где выступают её участники, награждают авторов социально-значимых проектов и делятся планами на будущее. Этические чтения или Рождественские, где школьники и педагоги выступают с докладами по проектам «Образование во имя мира», «Культура во имя мира», «Мосты мира», тревожась за духовно-нравственное воспитание общества в целом, внимательные сотрудники этой общественной организации отмечают достойные проекты. Сложно дарить и награждать в условиях провинциального равнодушия, но комитет справляется. И мало того – открывает сайт и ведёт хронику, печатая материалы и отчёты. XIX век – насыщенное событиями и технологиями, стремительное время деятельности общественных организаций разного толка и калибра. В нынешнем обществе и правовом государстве здорово и мощно отмечается высокая роль общественных организаций. Рост КПД для различных министерств и департаментов осуществляется за счёт работы именно общественных организаций. Идёт привлечение заинтересованных людей-функционеров извне, добровольных кадров, имеющих запас времени и желания помогать бескорыстно. Живыми ресурсами для работы с обществом, с группами или отдельными людьми обладают общественные организации. Они способны поднимать вопросы многостороннего развития государства и решать множество задач и проблем, становятся неотъемлемым звеном между государством и обществом. Омское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» одной из основных задач считает задачу формирования миролюбия. Без любви к миру не может быть создан действительно крупный проект, это ясно как день. Любовь создаёт сильную дружбу и движет прогрессом. А кто или что в современном обществе здорово и верно пропагандирует любовь к живым существам, к благим поступкам и старается ради спасения души? Конечно, церковь. Православная церковь всегда воспитывает верующих в духе патриотизма и миролюбия, вкладывает и всегда вкладывала в дело сохранения мира на земле основные свои средства.
Земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм – тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви, государства, общественных организаций совпадают не только в достижении земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. Как отметил Патриарх Кирилл, «существует множество смежных проблем, решение которых интересует и Церковь, и государство, и общество. Здесь необходим диалог». Такой диалог хорошо выстраивается в Омской области на основании нормативных документов и деятельности рабочей группы по реализации соглашений Омской епархии о сотрудничестве с государственными и общественными организациями.
По данным социологических исследований, Церковь находится в числе лидеров среди государственных и общественных структур по степени доверия к ним населения, причем численность «доверяющих» Церкви существенно превышает процент верующих. Православие является духовно-нравственным стержнем общества, колыбелью русской культуры и воспитательницей русского характера.
Христианская этика напрямую или косвенно в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах. Кроме того, великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия, выполняя интегрирующую функцию на огромном русском пространстве.
Омская область по своему этническому составу – один из ярких и самобытных субъектов Российской Федерации. На территории Омской области проживают представители более 120 этносов. Наиболее многочисленными из них, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., являются следующие (приводятся этносы численностью более 1 тыс. чел. и долей в общей массе населения более 0,1 % – всего 12 этносов):
- русские – 1 648 097 чел. (83,33 %);
- казахи – 78 303 чел. (3,96 %);
- украинцы – 51 841 чел. (2,62 %);
- немцы – 50 055 чел. (2,53 %);
- татары – 41 870 чел. (2,12 %);
- армяне – 7 300 чел. (0,37 %);
- белорусы – 6 051 чел. (0,3 %);
- азербайджанцы – 4230 чел. (0,21 %);
- чуваши – 3065 чел. (0,15 %);
- узбеки – 2801 чел. (0,14 %);
- поляки – 2231 чел. (0,11 %);
- эстонцы – 2082 чел. (0,1 %)
Доля прочих народов численностью более 1 тыс. чел. в общей доле населения составляет менее 0,1 %:
Корни всех межнациональных, межконфессиональных, межэтнических конфликтов кроются в человеческом сознании, которое формируется под влиянием пропагандистских идей той или иной направленности. Создание и принятие российским правительством федеральных целевых программ, направленных на формирование миролюбивого сознания — важная веха в жизни России. Это путь к становлению открытого гражданского общества, путь к примирению и согласию.
Поэтому так важен сегодня вопрос сотрудничества по формированию миролюбия у населения.
Митрополит Омский и Таврический Владимир, глава Омской Митрополии на Рождественском концерте, прошедшем 10 января 2016г. отметил:
«Праздник Рождества Христова особенно радостный. И что можно иного желать друг другу кроме как на земле мир и самая великая радость, когда мы живем в мире друг с другом, когда мы приносим друг другу радость и когда мы делаем друг другу добро. Там где мир – там и Бог! Если мы будем жить в мире друг с другом, в наших сердцах будет Бог» - сказал Владыка, сердечно пожелав всем присутствующим и всем жителям Омской области, чтобы этот мир всегда согревал сердца людей, чтобы они были добрыми друг к другу, чтобы помогали друг другу в беде и в нужде, умели радоваться друг за друга.
На территории Омской области действуют: 2706 некоммерческих организаций,
в том числе: 1487 общественных организаций, включая 31 национально-культурную автономию, 277 религиозных и 34 казачьих формирования.
277 религиозных организаций включают:
149 православных (в том числе 1 старообрядческую),
12 католических, 6 евангелическо-лютеранских,
54 мусульманских (суннитского толка),
1 иудейскую и др.
Именно поэтому вопросы формирования миролюбия являются приоритетными в области. При поддержке Правительства Омской области комитет защиты мира открыл в 2015г. Центр мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений.
Цель его создания – наблюдение за состоянием межнациональных и межконфессиональных отношений в Омском регионе, мониторинг и учет в практической деятельности этнокультурного разнообразия и использование культурного наследия народов и национальных групп Омской области для утверждения российского самосознания, гражданского согласия и миролюбия.
Совместно с институтом культурного и природного наследия имени Лихачева проведен мониторинг. Результатом деятельности созданного Центра мониторинга стало исследование межэтнических и межконфессиональных отношений в регионе. Проведенные исследования показывают ценность и важность получаемой информации.
Так на вопрос «Что на ваш взгляд является основной причиной напряженности в отношениях между людьми разных национальностей в регионе?» большинство респондентов – 39,9 % ответили: НЕУВАЖЕНИЕ К ЯЗЫКУ, ОБЫЧАЯМ, КУЛЬТУРЕ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ.
34,1 % дали ответ – СЛОЖИВШИЕСЯ ПРЕДРАССУДКИ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ.
А из этих ответов вытекает задача просветительской деятельности – развитие культуры, сохранения традиций, культуры, языка.
На вопрос «СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ВЕРУЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ, К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ КАКОЙ РЕЛИГИИ ВЫ СЕБЯ ОТНОСИТЕ? Мы получили ответ: 46,4 % считают себя верующими людьми и относят себя к православным. Что говорит о том, что в школах необходимо создавать условия для детей из верующих семей в соответствии с их вероисповеданием и традициями семьи, если уж мы говорим о личностно-ориентированном обучении.
Результаты мониторинга представлены в Таврическом и Тарском районах специалистам по работе с национально-культурными и религиозными организациями. Даны методические рекомендации по работе с населением.
Одним из главных социальных институтов, призывающих к миролюбию и способствующих формированию миролюбия в обществе, является образование. Действительно, в отечественной системе образования заложены большие потенциальные возможности формирования миролюбивых начал у обучаемых.
Изучение деятельности в сфере образования по формированию этно-конфессиональной терпимости, миролюбия показывает, что для достижения конкретных результатов в этом вопросе требуется целенаправленная работа по следующим направлениям: утверждение в школьной и вузовской системах образования доктрины многокультурности; реагирование на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей;
Развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия; проведение специальной аттестации школьных учителей и вузовских преподавателей на предмет их собственных знаний и убеждений в вопросах межэтнического и межрелигиозного диалога и установок на культуру мира; разработка школьных методических рекомендаций, создание особых курсов для учителей и родителей с целью привития школьникам негативного отношения к насилию, не разрушая при этом основ патриотического воспитания, которое включает уважение к армии и правоохранительным органам и другие.
Важнейшее место в решении отмеченных задач занимает соответствующее изменение содержания образовательных программ и учебных курсов. Из них в первую очередь желательна корректировка программ таких предметов как «Обществознание», «Всеобщая история», «Философия», «Социология», «Правоведение», «Культурология», «Политология», «Религиоведение» и др. При этом, по мнению В.А. Тишкова, следует «устранять из учебников этноцентристские версии истории и культуры, а также устаревшие этнонационалистские и расистские интерпретации и взгляды». Более того, необходимо «вводить в систему образования всех уровней методические разработки, программы, формирующие у молодежи культуру межнационального общения, дружбу, веротерпимость».
Воспитание сердца – это сложнейшая педагогическая задача. Если с воспитанием ума отчасти проще – легче привить правильные мысли, открыть правильное мировоззрение, то воспитание сердца – гораздо более трудная проблема. Необходимо вовлечь детей в деятельность, которая положительно скажется на их эмоциональном развитии. Чем раньше ребенок попадает в сферу целенаправленного воздействия, тем больше оснований надеяться на положительный результат.
Поэтому важнейшая задача – заложить основы творческого потенциала ребёнка и его развития еще в дошкольном образовательном учреждении.
В текущем году более 50 дошкольных образовательных учреждений подключились к проектам по формированию миролюбия. Созданы новые подпроекты: родительские гостиные, консультационные пункты для родителей. Больше стало проводиться совместных мероприятий, особенно в дошкольных образовательных организациях.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается «Школа есть посредник, который передаёт новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».
За последние три года совместно с епархиями Омской митрополии, при поддержке Правительства Омской области, Министерства образования Омской области, департамента образования Администрации города Омска было реализовано несколько крупных проектов, важнейшие из которых «Мосты мира», «Образование во имя мира», «Культура во имя мира», «Партнерство во имя мира». В общей сложности в проектах ежегодно участвуют от 5 до 11 тысяч человек – дети, молодежь, взрослые.
Реализация проектов проходит в образовательных организациях через различную деятельность, (проекты, фестивали, конкурсы, встречи с интересными людьми, ветеранами, через социальные акции, круглые столы, чтения, интеллектуальные и спортивные марафоны).
Некоторый опыт введения в систему образования целевых программ в интересах повышения нравственной культуры учащихся, формирования у них качеств, взаимного согласия, терпимости и миролюбия уже накоплен в ряде образовательных учреждений Омской области – активных участников проектов комитета защиты мира. Особенно хочется отметить образовательные организации города Омска, являющиеся базовыми для проведения семинаров, мастер-классов, творческих мастерских для педагогов, воспитателей, родителей по вопросам формирования духовно-нравственной культуры, формирования миролюбия в детях:
гимназии №№ 12, 26, 84, 85, 117, 140, 150;
лицеи №№ 66, 74, 143, 149;
общеобразовательные школы №№ 6, 8, 13, 37, 38, 39, 65, 82, 105, 108, 118, 135;
дошкольные образовательные учреждения №№: 5, 21, 90, 112, 148, 222, 235, 250, 258, 334, 336, 339, 341,356, 361,378, 379, и другие;
учреждения дополнительного образования детей: Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Областной центр духовно-нравственного воспитания «Исток», Дом творчества ЛАО, Дом пионеров САО, Центр творчества «Амурский», Центр развития творчества «Дом пионеров» по формированию миролюбия,
Дает результаты и сотрудничество с Ресурсным центром города Тюкалинска, Калачинским комитетом по образованию, Любинским краеведческим музеем.
Эффективное сотрудничество сложилось с социально-гуманитарным факультетом ОмГУ им. Достоевского, ГУК «Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля», МУК «Музей «Искусство Омска», муниципальным русским камерным оркестром «Лад».
Организован и проведен проект «Мосты мира», в рамках которого проведены встречи с обучающимися, беседы о мире, миролюбии, терпимости. Встречи с ветеранами локальных войн. Круглые столы с учеными, общественностью, где определялись наиболее важные направления деятельности и сотрудничества.
Председатель организации «Российский комитет защиты мира» - солидный и немолодой мужчина по имени Виктор Иванович Ерёменко. Рассудительный бизнесмен, занимающийся благотворительностью и раскруткой социально востребованных проектов. Я знакомлюсь с ним на региональном этапе конкурса добровольческих проектов «Хрустальное сердца Омска», организованного председателем Молодёжного городского совета Сюзанной Камоевной Егиян, она также является координатором крупнейшей организации «Союз добровольцев России». Виктор Иванович один из тех людей, которые стремятся оставить добрый след в истории, подать пример сильного добровольца подрастающему поколению.
– Я живу, Виктор, чтобы работать и помогать людям верить в себя, в свои силы, – говорит Виктор Ерёменко. – Если наше поколение не покажет бескорыстный пример и любовь к ближнему, то подрастающие не посмотрят в зеркало... Когда-то я поверил в людей и верю до сих пор!
У делового лидера-волонтёра, искреннего человека есть не менее деятельная помощница. Тоже немолодая. Светлана Петровна Баранцева. О её работе можно увидеть просто грандиозное число ссылок в интернете. Она – заместитель председателя организации «Российский комитет защиты мира». Человек-бухгалтер, женщина-инженер (у неё словно компьютер в голове), видный педагог, специалист по дошкольному образованию, настоящий волонтёр и по обыкновению замечательный человек. В любое время дня и ночи Светлана Петровна отзовётся и подскажет, направит и пожурит. Баранцева – абсолютно преданный добровольчеству человек и работник, это что называется не спрашивай никого. Я бы мог сейчас привести мнения о ней журналистов и даже тренера по ниндзюцу, но поверьте, дорогие, не нужно. Достаточно последить за количеством организуемых мероприятий не без её труда. В помощь – сайт Омской епархии, а также множество других порталов, на которых выходят отчёты с её участием.
– Расскажите, Светлана Петровна, о популярности, которую получил и оказался востребован проект «Образование во имя мира»? – легко прошу методиста.
– Проведение уроков Мира 21 сентября, в Международный день мира, - охотно рассказывает она, улыбаясь. Признаться, Баранцева – женщина приятной внешности. А это располагает к общению вдвойне. – Организация и проведение проекта «Международного дня терпимости» - 16 ноября, проведение международного дня Земли, 22 апреля.
Светлана Петровна назовёт с точностью дату проведения каждого мероприятия. Подробно расскажет, приведя примеры.
– Активно в прошлом году участвовали дошкольные образовательные учреждения, развивая тематику сохранения православных традиций. Беспокоит лишь вопрос преемственности. Продолжится ли эта работа в школе? Радует, что к проекту подключились и КТОСы (Чкаловский, Шинник), и муниципальные библиотеки. В проекте ежегодно принимают участие более 11000 человек. Комитет защиты мира явился организатором областного конкурса о наставниках, о людях, которые учат миру, трудолюбию, добру «Учитель, перед именем твоим…». Конкурс проводится при поддержке министерства образования Омской области, Омских профсоюзов, Омской епархии, музея просвещения города Омска.
В течение трех лет комитет устанавливает номинации в профессиональных конкурсах педагогов и воспитателей, отмечая лучших за формирование миролюбия.
Году культуры и Году литературы были посвящены мероприятия проекта «Культура во имя мира», в рамках которого проводились:
• Знакомство и проведение традиционных народных праздников, фестивалей;
• Поддержка и развитие музейной деятельности, пропаганда значимости культурного наследия;
• Координация и участие в деятельности организаций культуры, занимающихся вопросами мира и миротворчества, через проведение выставок, концертной деятельности, конференций, круглых столов, обсуждений, встреч, семинаров, проектов.
• Участие в мероприятиях, посвященных году культуры (2014), году литературы (2015), году кино (2016г.)
В проекте ежегодно принимают участие более 7 000 человек
• Начат новый проект «Партнерство во имя мира»
Проведение мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений.
• Знакомство специалистов по работе с национально-культурными и религиозными организациями с результатами мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений, консультативная помощь.
• Поддержка волонтерского движения по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, помощи социально незащищенных категорий населения.
В этом году комитет защиты мира подключился к проведению волонтерского конкурса «Хрустальное сердце Омска», который проводит Омское областное отделение Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России», введя свои номинации для участников.
– Наши номинации есть в конкурсе социальной рекламы «Омская линия», в конкурсе «Первые шаги» для дошкольников, – продолжает Светлана Петровна. – Нам созвучны слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Если каждый из нас будет работать на достижение одних и тех же целей, одних и тех же ценностей, таких как патриотизм, уважение к старшим, добросовестное отношение к труду, защита окружающей среды, сочетание нравственности со всеми сферами человеческой жизни: с профессиональной, с творческой, с бизнесом – со всем, что человек делает, то я думаю, что в результате можно будет действительно включить очень важную религиозную мотивацию, а также достойную светскую мотивацию в формирование таких правильных подходов нашей молодёжи к проблемам современной жизни… И тут, я думаю, мы должны рука об руку работать и опять-таки работать для достижения одних и тех же целей.
Испытывать чувство достоинства за свою страну невозможно без качественного знания её истории, языка, литературы, искусства и духовных истоков национальной культуры. А это знание, в свою очередь, тем глубже и полнее, чем больше человек погружен в традицию, чем больше он живет теми высокими нравственными идеалами и ценностями, которые заложены в культурном коде нашего народа. Испытывать чувство достоинства за свою страну невозможно без знания духовных истоков национальной культуры», – добавляет она. – «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорит Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Совершенствование деятельности органов государства, Церкви, институтов гражданского общества, поиск эффективных путей взаимодействия является важным направлением формирования этноконфессиональной терпимости и гармонизации отношений как фактора обеспечения мира и безопасности.
«Российский комитет защиты мира» – организация, действующая не первый год. Я желаю этому храброму и нравственному коллективу оставаться на плаву, не останавливаться, помогать, показывая достойный пример молодёжи.
Сайт организации: http://okzm.ru/
на канал писателя и учителя подпишись: http://www.youtube.com/channel/UCIpUPCsREJn0Gqm9NLukEbQ