"Поддубный" (Россия, 2014, режиссер — Глеб Орлов, в ролях: Михаил Пореченков, Катерина Шпица, Роман Мадянов, Владимир Ильин, Дени Лаван, Александр Михайлов, Юрий Колокольников).
— Мужики, кто хочет сняться в хорошем кино?
— Михаил Пореченков хочет сняться в хорошем кино.
х/ф "Самый лучший фильм 3-ДЭ"
Информация, поступавшая перед выходом фильма на экраны, заинтриговывала и одновременно же пугала. Как-то слишком уж неоднозначно все было с этой лентой. Чересчур поэтично складывалось — "Смешались в кучу…" И стахановские темпы съемок — пятьдесят один день при четырех странах и семи городах. Опытный сценарист Юрий Коротков, в чьем послужном списке культовые "Авария — дочь мента" и "Страна глухих". Но — режиссёр Глеб Орлов, отличившийся лишь постановкой "Наша Russia: Яйца судьбы"; фильмом, только за упоминание о котором в приличном обществе принято беспощадно бить лицо. Мягко говоря, неоднозначный Михаил Пореченков в главный роли и замечательные Александр Михайлов, Роман Мадянов и Владимир Ильин в эпизодах. Плюс — участие звездного Дени Лавана, каждый фильм с участием которого — событие для искушенных киноманов. Увы, в этой классической битве оптимиста с пессимистом победа предсказуемо и за явным преимуществом досталась нытику, скептику и зануде.
Из всей, почти восьмидесятилетней, жизни Ивана Максимовича Поддубного авторы выделили два эпизода. Рубеж ХIX-XX вв. — его первое появление на цирковой арене, всероссийская слава как непобедимого атлета, любовь с воздушной гимнасткой Машей Дозмаровой, "переход" из цирка во "французскую" (ныне — греко-римскую) борьбу, участие в мировых чемпионатах и легендарное соперничество с парижской звездой Раулем ле Буше. Вторая временная линия фильма — коммерческий тур Поддубного по США в 1925 г., удивительные победы 55-летнего спортсмена над американскими борцами и история с полумиллионом долларов, которые Поддубный не смог получить по истечению контракта. Вот двадцатипятилетний грузчик выходит на арену феодосийского цирка и побеждает легко и сенсационно. А вот уже в Америке седой и умудренный Поддубный кладет на обе лопатки амбициозного чернокожего борца. Вот хитроумный и сильно пьющий цирковой антрепренер (Роман Мадянов) уговаривает Поддубного проиграть "в угоду публике". А вот заморские "акулы капитализма" пытаются обмануть русского атлета кабальным многолетним контрактом. Вот отец — Максим Иванович (Александр Михайлов) — жестоко формулирует "Казак из дома должен только на войну уходить" и "Я об него оглоблю обломаю, чтоб больше род Поддубных не позорил. На потеху публике клоуном не скакал". А вот уже рассерженный Иван Максимович в гостиничном халате широко вышагивает по Нью-Йорку в сторону ломбарда, чтоб заложить там все свои североамериканские награды и отплыть "третьим классом" на Родину….
Очень быстро понимаешь, что никакое перед тобой не кино, а вполне себе обычный телесериал, только сокращенный до приемлемого двухчасового киноформата. При этом получился сериал, выстроенный по давно уже накатанному шаблону — плоский, неубеждающий драматизм и "клюквенный" пафос. Самое характерное для него — это полнейшее отсутствие какой бы то ни было фантазии: режиссерской и сценарной. Диалоги "Поддубного" банальны и малоотличимы от реплик из многочисленных "Улиц разбитых фонарей" или "Агентов национальной безопасности". Да и сам Михаил Пореченков в роли великого борца производит впечатление сериального Лёхи Николаева, волей случая занесенного в мир столетней давности. Только в отдельных эпизодах "американской истории" Поддубного Пореченков мало-мальски убедителен. И то — преимущественно потому, что большей частью молчит; он сердито таращит глаза и лишь изредка, с упорством, достойным Терминатора, время от времени повторяет "Ит ыз май мани".
И именно халтура на грани пошлости в этом фильме огорчает больше всего. Ведь биография Поддубного, полная завораживающих случаев и невероятных легенд, в своей яркости спорящая с жизнеописанием, например, Никколо Паганини, заслуживает куда более трепетного и нестандартного подхода. За кадром остаются множество интригующих эпизодов. И их отсутствие невольно порождает многочисленные вопросы — это и обстоятельства организации турне Поддубного по Америке, и планируемая им в дальнейшем судьба заработанных пятисот тысяч, и даже вручение ему в далеком 1911 г. ордена Почетного легиона. Впрочем, вне картины, к величайшему сожалению, остаются и награды Поддубного, полученные в Советском Союзе — "Заслуженный артист РСФСР", "Заслуженный мастер спорта СССР" и орден Трудового Красного Знамени, который, согласно еще одной из легенд, великий борец носил на груди в оккупированном гитлеровцами Ейске. И слова Сталина, узнавшего об этом: "Он великий патриот своей страны и настоящий герой. Найдите мне хоть одного такого, чтобы при фашистах ходил с советским орденом на груди". Впрочем, вне фильма остаются и другие (не менее интересные) отрезки жизни Ивана Максимовича: Гражданская война, махновщина, едва не случившийся расстрел Поддубного в Одессе в 1920-м, предвоенная нищета и печальноизвестная биллиардная времен немецкого вторжения…
Так что приходится признать: в очередной раз любопытнейшая история оказалась рассказана из рук вон плохо. История, возможно, о единственном человеке ХХ века, который имел бы полное право выпустить книжку мемуаров под названием "Моя борьба". Ну а данный фильм могут успешно спародировать ребята из Comedy Club и с полным основанием доверить режиссуру своей хохмы тому же Глебу Орлову. Вот кино-то будет?!