7 октября 2015

УСТАЛОСТЬ

Донбасс переносит выборы
Фото: ссылка
УСТАЛОСТЬ - утомление, изнеможение, усталь; измученность, тягость, тяготы, потрёпанность, изнемогание, откидка, измор, изнурение, умат, умотка, переутомление, истомлённость, устаток, утомлённость, замотанность, умот, изнемождённость, разбитость.
Словарь русских синонимов

Власти Донецкой и Луганской народных республик сообщили о решении перенести на февраль 2016 года местные выборы. Об этом говорится в заявлении представителей ЛНР и ДНР Владислава Дейнего и Дениса Пушилина, размещённом на сайте «ЛуганскИнформЦентра». При этом представители республик подчеркнули, что за это время Украина будет обязана выполнить все взятые на себя по Минским соглашениям обязательства: предоставить Донбассу особый статус, не допустить преследования участников событий на территории Донецкой и Луганской областей, а также переголосовать поправки в конституцию в новой, согласованной с властями республик, редакции.

Экспертные оценки

Во-первых, если следовать Минским соглашениям, то нужен какой-то осознанный закон для выборов в Донбассе. Понятно, что быстро он подготовлен быть не может. Складывая все технические сроки подготовки, появилась февральская дата. Раньше конца зимы следующего года это было бы нереально.

С другой стороны, я считаю, что перенос для нас выгоден, потому что и Донецк, и Луганск, и Москва продлевают действие «Минска» на 2016 год. Это можно считать успехом, по крайней мере в рамках Минских соглашений. Ибо ранее украинская сторона и западные переговорщики настаивали на том, что всё должно быть закончено до конца 2015 года. На этом основании в Киеве говорили, что до конца года «Путин вернёт Донбасс», «мы обратно получим границу». А так действие «Минска» продлевается на 2016 год, и переговорный процесс уходит в туманное далёко. Там ещё согласовывать и согласовывать. И главное, что согласование должно происходить между Киевом, Донецком и Луганском. Так что перенос выборов в Донбассе – это тактический успех.

Несомненно, что ЛНР и ДНР пошли на эти уступки под нажимом Кремля. Это результат парижской встречи, на которой «нормандская четвёрка» договорилась продлить действие Минских соглашений на 2016 год и всё-таки попробовать реализовать тот мирный план, который в них прописан. На Порошенко надавили лидеры Германии и Франции с тем, чтобы он принял амнистию, провёл реальные конституционные изменения, которые дают реальный особый статус республикам. Так как Порошенко на это вроде как согласился, то Москва, действуя согласно договорённостям, повлияла на ЛНР и ДНР с переносом выборов. Потому как реализация плана выборов в Донбассе по украинским законам требует как минимум трёх месяцев. Самое вероятное и удобное число – это 21 февраля. Точнее можно сказать, что они на этот день намечены.

Я очень сомневаюсь, что до выборов по украинскому законодательству дело действительно дойдёт. Порошенко уже через день после парижской встречи сделал заявление, которое ещё раз перечёркивает «Минск». Он потребовал другого порядка выполнения действий, нежели тот, что записан в соглашениях. Те причины, по которым Киев саботировал реализацию Минских соглашений, как были, так и остались. Соответственно, можно быть уверенными, что Киев будет саботировать их и дальше. Фактически мы просто увидели попытки спасти Минские соглашения, которые вряд ли увенчаются успехом. Впрочем, жители донбасских республик, скорее, надеются на то, что они успехом и не увенчаются, потому что «Минск» – это проект сдачи обеих республик Украине. Пусть и на определённых условиях. Но население республик не понимает и, честно говоря, я как эксперт тоже не понимаю, как можно донбассовцев опять включить в состав Украины. И Украина не может пойти на легализацию ДНР и ЛНР, и сами республики уже не смогут стать нормальной частью Украины. На мой взгляд, Минские соглашения – изначально тупиковый ход.



Перенос даты выборов в ДНР и ЛНР люди восприняли по-разному. И этому есть несколько причин. Достаточно большая часть населения Донбасса, которая устала от войны, восприняла это с разочарованием, потому что местные выборы символизировали для нас определённую степень свободы. Несовпадение дат по украинскому законодательству и по республиканскому было дополнительным стимулом для того, чтобы прийти на выборы и подтвердить легитимность власти на местном уровне.

Но после переговоров в «нормандском формате» стало ясно, что все вопросы, которые здесь накопились, разрешены не будут. И надо сказать, это у значительного числа людей вызвало большое разочарование. Конечно, есть понимание того, что главная цель переговоров в том, чтобы Украина всё-таки повернулась лицом к тем, с кем она воюет почти полтора года, чтобы она увидела в нас людей, а не быдло, ватников или вообще территорию, подлежащую уничтожению. Соответственно, политическая часть переговоров «нормандской четвёрки» выглядит именно так: заставить Украину признать права ДНР и ЛНР; заставить признать людей именно людьми, а не какими-то абстрактными пешками, которых можно снести с шахматной доски и забыть про их существование. Возможно, ещё одна цель и минских, и парижских переговоров – использовать их как рычаг для переформатирования Украины с целью федерализации. То есть то, с чего начиналась война.

Требования, которые выдвигают ЛДНР, – предоставление амнистии участникам боевых действий, и народной милиции ЛНР, и ополчению ДНР, и обмен пленными, и принятие закона об особом статусе Донбасса – не вполне выполнимы украинской стороной, которая постоянно ищет лазейки для того, чтобы каким-то образом или извратить суть минского протокола, или переписать его под себя. Но сейчас у киевской власти будет нелёгкий выбор: или показать себя недоговороспособными партнёрами (причём показать на Западе, где они клянчат деньги), или всё-таки украинское общество возьмётся за ум и признает в Донбассе равноправных партнёров, предоставит все те права, которые нам положены по любым писаным и неписаным человеческим законам. В этом есть большие сомнения.

С одной стороны, мы понимаем, что необходимо политически урегулировать конфликт и устранить причины гражданской войны, но с другой стороны, получается, что все уступки ДНР и ЛНР пока носят односторонний характер. В то время, когда наши неукоснительно соблюдают Минские соглашения, отводят танки, самоходные артиллерийские установки, украинцы, наоборот, подтягивают к линии соприкосновения и «Ураганы», и «Смерчи», и «Грады». Или их маскируют, или обходными дорогами перевозят их на старое место под покровом ночи. Об этом постоянно докладывает военная разведка. Поэтому граждане Донбасса в принципе не обольщаются возможностью, что Украина чем-либо поступится для того, чтобы жить в мире с нашими республиками. Соответственно, доверие тому, что Порошенко и компания исполнят политическую часть соглашений, ещё меньше, потому что ни один из пунктов Минских соглашений не был исполнен. Тот же Закон об особом статусе был извращён настолько, что ему придан какой-то временный статус, который был даже не закреплён в конституции. Я понимаю, что идёт очень долгая геополитическая игра, в результате которой киевская власть будет вынуждена пойти на очень серьёзные уступки Донбассу. Но вряд ли это произойдёт.

Очень тяжело было объяснять людям, почему они должны идти на выборы, а потом оказывается, что и эти выборы перенесены. Поэтому, когда стало известно, что выборы откладываются – и в соцсетях, и в разговорах на улицах и в общественных учреждениях воцарилось уныние. Главное, что люди устали от этой ситуации. Устали понимать какие-то хитрые ходы, политические или экономические увёртки, которые-де должны улучшить здесь жизнь. Кроме того, были пролиты такие реки крови, что нет дороги назад. Люди категорически против возвращения на Украину в любом качестве: автономии, субъекта федерации или чего-то ещё. Опять-таки социально-экономическое положение Донбасса как никогда на низком уровне – отсутствие работы, социальных гарантий, экономическая блокада со стороны Украины, которая ведёт к подорожанию ГСМ, следовательно и продуктов, и прочих товаров.

С другой стороны, можно понять и власти ЛДНР: для полноценной выборной кампании нужно время. Но когда говорится про выборы «по украинским законам» – я не представляю, как в Донбасс могут зайти партии вроде «Правого сектора», «Свободы» или «Радикальной партии» Ляшко, как кандидаты правящих украинских партий будут проводить агитацию в городах, подвергавшихся бомбардировкам. Они будут сидеть в бункерах или к каждому нужно будет приставить по тридцать человек охраны? Даже с точки зрения безопасности невозможно представить, чтобы украинские партии баллотировались в Донбассе после всего произошедшего. Невероятно и участие украинских СМИ, на котором настаивает Порошенко. Нас больше года расчеловечивали, глумились над погибшими, поэтому глупо надеяться, что кто-либо поведётся на их агитацию. Да, кроме враждебности большинства жителей Донбасса по отношению к правящей элите, что засела в Киеве, есть ещё чисто человеческое измерение, и мы понимаем, что вся Украина не является нашими врагами. Но я уверена, что по многим причинам выборы по украинскому законодательству в Донбассе физически невозможны.

Чем ещё плоха ситуация? Тем, что каждый лишний месяц отсрочек, неопределённости означают усугубление экономической разрухи самого Донбасса, ухудшение морального состояния жителей. Опять же совершенно непонятно, как быть с остальными территориями Донбасса, которые находятся в украинской оккупации. Там живут и наши родственники, и наши единомышленники. Многие пострадали от репрессий, многие обречены на то, чтобы годами сидеть в тюрьмах, умирая от болезней и пыток СБУ. Так что выборы не решат всего вала проблем, что захлестнули Донбасс. Понятно, что политическое решение было нацелено на прекращение боевых действий, массированных обстрелов, но я не уверена, что оно приведёт к реальному улучшению жизни и психологического состояния наших людей.

1.0x