Авторский блог Николай Коньков 00:00 27 ноября 2014

Вопрос в лоб

Фигура Путина играет в нынешнем российском государстве чрезвычайно важную и в каком-то смысле незаменимую роль. Потому что диктатура без диктатора невозможна, как невозможна и империя без императора. И неслучайно главный удар наших, как принято сейчас говорить, западных партнёров направлен именно против Путина как "точки сборки" национальных интересов России, на разрушение единства российской коммуникативной и ценностной системы, где он играет главную роль, на "украинизацию" и "майданизацию" российского общества.

"ЗАВТРА". Сергей Феликсович, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в конфликте между Западом и Россией, "спусковым крючком" для которого стала победа "евромайдана" и гражданская война на Украине? Какова роль президента РФ Владимира Путина в этом конфликте? И какими видятся вам перспективы его разрешения?

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ, доктор политических наук. То, что происходило в течение последнего года на Украине и вокруг неё, можно назвать "войной за советское наследство" — по аналогии с известными из истории войнами за испанское наследство, за баварское наследство, за польское наследство и т.д. По сути, это война за новый передел мира, вызванная нарастающим системным кризисом действующего способа производства/потребления, в который "вшита" необходимость постоянной экспансии, постоянного захвата реальных активов, что стимулируется банковским, "процентным" капиталом.

Причиной этого конфликта, по большому счёту, стал отказ российских властей от окончательной передачи контроля над реальными активами "постсоветского пространства" в руки западных ТНК. Поскольку эти власти представляют собой хорошо известный из классической политологии тип диктатуры бонапартистского типа, учитывающей и согласовывающей интересы разных классовых и политических сил в рамках единого общества. В современном российском случае мы имеем дело с примирением интересов крупного капитала и подавляющего "постсоветского" большинства российского общества, униженного и оскорбленного в ходе "рыночно-демократических реформ" 90-х годов прошлого столетия.

Поэтому понятно, что фигура Путина играет в нынешнем российском государстве чрезвычайно важную и в каком-то смысле незаменимую роль. Потому что диктатура без диктатора невозможна, как невозможна и империя без императора. И неслучайно главный удар наших, как принято сейчас говорить, западных партнёров направлен именно против Путина как "точки сборки" национальных интересов России, на разрушение единства российской коммуникативной и ценностной системы, где он играет главную роль, на "украинизацию" и "майданизацию" российского общества.

Для этого активизированы и западные масс-медиа, и отечественные "пятая" с "шестой" колонны, и различного рода террористические и наемнические структуры, контролируемые западными спецслужбами, и спекулятивные игры с нефтяными ценами и обменным курсом рубля, и многое-многое другое.

Но, на мой взгляд, в данном случае мы имеем дело не с "конфликтом потенциалов", а с "конфликтом воль", согласно которому "стадо баранов во главе со львом всегда побеждает стаю львов во главе с бараном". И если в 80-е годы прошлого века, когда поражение Запада в противостоянии с Советским Союзом казалось неизбежным, воля таких политиков, как Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер, победила безволие советского Политбюро, то сегодня жёсткая и последовательная позиция Кремля, который всего-навсего требует от Запада соблюдения продекларированных ранее "правил игры" на международной арене, несмотря на, казалось бы, тотальное военно-политическое, социально-экономическое и финансово-информационное превосходство США и их союзников, даёт нам шанс на победу. И это со всей очевидностью показали итоги недавнего саммита G20 в Брисбене, где именно Обама и Ко оказались в фактической изоляции, не сумев расширить свой "антироссийский фронт" за счёт "развивающихся стран третьего мира". Более того, именно в Пекине и Брисбене "красный дракон" КНР во весь голос заявил о себе, как о новом глобальном "центре силы", идущем на смену переживающим глубочайший системный кризис Соединенным Штатам. То есть, я полагаю, ждать новой катастрофы в России, по образцам 1917-го и 1991-го годов, сегодня не стоит.

Материал подготовил Николай КОНЬКОВ

1.0x