Авторский блог Георгий Осипов 23:23 25 января 2013

Володя...

25 января Высоцкому было бы 75

БАРД - так называли известных римлянам певцов галльских и других кельтских народов, как-то: бриттов, кимвров (валлийцев), ирландцев и скоттов. Подобно скаппенам и скальдам древних скандинавов, отчасти и баянам славян, они воспевали деяния богов и героев при богослужениях и во время пиров князей и знати под аккомпанемент арфы, возбуждали войска к подвигам храбрости, во время битв шли впереди войск и служили герольдами и посредниками у князей.

Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И. Эфрона

Владимира Высоцкого нет больше 30-ти лет, но сегодня его юбилей отмечает вся страна. Как сообщают СМИ, кэтой дате открылись сразу два музея, один в Краснодаре, другой – в Екатеринбурге. На Урал даже прикатили знаменитый «Мерседес» Владимира Семеновича – первый в СССР, подаренный супругой — Мариной Влади. Такой же был только у Брежнева.

Создатели музея в Екатериндурге собрали самые разные экспонаты, касающиеся жизни и творчества музыканта, поэта и актера, пишет РИА "Новый Регион".

Часть экспонатов предоставлена московским культурным центром-музеем имени В.С. Высоцкого, некоторые предметы, принадлежавшие Владимиру Семеновичу, переданы его сыном Никитой Высоцким.

Владимир Семенович Высоцкий.

Родился 25 января 1938 года в Москве.

Отец Высоцкого, Семен Владимирович, был военнослужащим, связистом.Мать, Нина Максимовна, пережила сына на 23 года.

1949 год – после возвращения из Германии семья поселилась в Москве, в Большом Каретном переулке.

1955 год – закончив среднюю школу № 186, Высоцкий по настоянию родителей поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева, но бросает его, проучившись полгода. Известно, что решение оставить инженерное дело пришло к будущему барду в новогоднюю ночь с 1955 на 1956-й. Им с однокурсником пришлось тогда полночи рисовать чертежи, без которых не допускали к сессии.

1956 – 1960 годы – учеба на актерском отделении школы-студии МХАТ им. В.И.Немировича-Данченко. Дебютом Высоцкого-актера стала роль Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании" на сцене Московского дома учителя. Во МХАТе Владимир Семенович знакомится со своей первой женой, Изой Жуковой, тоже студенткой, которая была младше на несколько курсов.

1959 год – дебют в кинематографе, роль в фильме "Сверстницы".

1960 – 1964 годы (с небольшими перерывами) – Высоцкий работает в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, в Московском театре миниатюр. На это же время приходятся первые эпизодические роли в кино. Тогда, в шестидесятых, появляются и первые песни Владимира Семеновича.

1960-е годы – один за другим снимаются и выходят кинофильмы с участием Владимира Высоцкого ("Карьера Димы Горина", "713-й просит посадку", "Грешница", "Наш дом", "Стряпуха", "Вертикаль", "Саша-Сашенька", "Короткие встречи", "Служили два товарища", "Хозяин тайги", "Опасные гастроли" и др.). К некоторым фильмам актер Высоцкий пишет песни.

1962 год – на съемках фильма "713-й просит посадку" Высоцкий знакомится со своей второй женой, Людмилой Абрамовой. Вскоре они поженились. Абрамова родила Высоцкому двух сыновей, Аркадия и Никиту.

1964 – 1980 годы – Высоцкий работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке (главный режиссер Ю. Любимов). Среди прочих ролей наиболее заметными были: Галилео Галилей (из пьесы "Галилей" Б. Брехта), Хлопуша ("Пугачев" по С. Есенину), Лопахин ("Вишневый сад" А.П. Чехова), Гамлет – самая значительная роль, сыгранная более трехсот раз. Последней работой была роль Свидригайлова в спектакле "Преступление и наказание".

1965 год – Высоцкий начинает петь со сцены. Сначала он выступал с друзьями по театру на Таганке, позже вышел с сольными песнями.

18 января 1967 года – первое сольное выступление Владимира Высоцкого. Это произошло в Ленинграде, в клубе "Восток".

Лето этого же года – выходит фильм "Вертикаль" с песнями Владимира Семеновича. К Высоцкому приходит известность.

В 1967 году произошло еще одно событие в жизни Владимира Семеновича. На экране, в фильме "Колдунья", он увидел Марину Влади (французская актриса, дочь эмигрантов из России Марина Владимировна Полякова), после чего много месяцев мечтал о встрече.

1968 год – выходит первая пластинка Владимира Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль".

1970 год – Владимир Семенович женится на Марине Влади. Спустя несколько месяцев, получает право выезжать за рубеж. Был с гастролями в Болгарии, Франции, Канаде, Германии, США; в Венгрии участвовал в киносъемках.

1970-е годы – Высоцкий продолжает активно сниматься в кино: "Четвертый", "Плохой хороший человек", "Единственная дорога", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" и др. Как композитор выступил в кинолентах "Одиножды один", "Ветер «Надежды", "Вооружен и очень опасен", "Точка отсчета" и др.

1977 год – выходит пластинка "Алиса в стране чудес" с песнями Высоцкого. В этом же году во Франции были выпущены три авторских диска Владимира Семеновича.

1979 год – Высоцкий принимает участие в издании неофициального альманаха "Метрополь".

Этот же год – снимается фильм "Место встречи изменить нельзя", в котором Высоцкий сыграл Глеба Жеглова, свою самую известную роль. Между тем, на месте Владимира Семеновича в фильме мог быть и другой актер. Высоцкий отказывался сниматься, "тратить год жизни на эту роль", даже Марина Влади уговаривала режиссера снимать другого артиста, но Станислав Говорухин остался непреклонным.

16 июля 1980 года – последнее выступление Высоцкого на сцене.

25 июля 1980 года – Владимир Семенович Высоцкий умирает в Москве. Похоронен там же, на Ваганьковском кладбище.

Комментируют:

Владимир Винников, политолог:

- Не возникни феномен под названием "песни Высоцкого", его судьба утратила бы свою уникальность и ни о каком всенародном признании даже речи идти не могло.

А песни его тоже были вовсе не диссидентскими и даже не оппозиционными действующей власти — с таким же успехом диссидентским и оппозиционным можно было называть, скажем, журнал "Крокодил" или кино-"Фитиль" Михалкова-старшего. Они — хоть шуточные, хоть трагические — были песнями "ролевыми", и этот маскарад Высоцкого играл немалую роль в их популярности, которая сейчас кажется такой же непредставимой, как, скажем, поэтические вечера на стадионах конца 50-х—начала 60-х годов. Ведь социальная роль человека в советском обществе "брежневской" эпохи была чаще всего функцией хотя и не обременительной, но при этом весьма жёстко определённой и слабо подлежащей изменению, наподобие зарплаты. Поэтому, с одной стороны, такое распространение в то время получали разного рода хобби: от собирания почтовых марок до походов в горы, а с другой — такое уважение и даже восторг вызывали те, кто мог себе позволить не держаться за свою социальную роль и тем или иным образом её изменять. Пусть даже это был банальный алкоголизм или увлечение какой-то "эзотерикой". Можно даже сказать, что Советский Союз с середины 60-х годов постепенно начал превращаться в страну социальных актеров, исполнявших свои роли со всё меньшим энтузиазмом.
А Владимир Семёнович Высоцкий в своих песнях-перевоплощениях доводил это всеобщее актёрство либо до абсурда: "Вдох глубокий, руки шире!..", "Ой, Вань, гляди, какие карлики!..", либо до героического отрицания: "За флажки! Жажда жизни сильней!.." Играл отказ от игры, стоял на краю, ходил по краю... "На свой необычный манер, он по жизни шагал над помостом — по канату, по канату, натянутому, как нерв..." Пусть и со страховкой, но ведь не всякая страховка и не всегда выдерживает вес падающего тела. Особенно если её надрезать, например...

Георгий Осипов, певец, культуролог:

- Упущенные, мало выявленные оттенки в творчестве гиганта – вот что занимает нас. Старая добрая «метафизика» – доказание недоказуемых вещей. Таких, например, как скрытое родство с безумно далекими явлениями заокеанской субкультуры. Ведь таким голосом до него по-русски не пел никто. Как Литтл Ричард в американском рок-н-ролле, Высоцкий легализовал хрип и вопль у себя на Родине. Несколько неслучайных случайностей. Несколько пятен на солнце, подтверждающих подлинность светила…

Когда появились пластинки с оркестром Гараняна, народ пытался танцевать под «Утреннюю гимнастику» (без куплета, где рифмуется «Йоффе» и «кофе») – на короткое время она сделалась чем-то вроде танца «pogo» советских панков среднего возраста, не сознающих своей «панкоты». Никто не обратил внимания на шахтерский блюз «Черное золото». Производственная тема отпугивала. А между тем в основе этой вещи – классический рифф «Green Onions» Booker T. & MG’S. Побольше бы таких заимствований! И поменьше депрессивных фрейлехсов.

Странные шахтеры угрожают голосом Высоцкого: «Мы топливо отнимем у Чертей! Свои котлы топить им будет нечем!» Перед нами образец «советской готики».

Мрачные, завораживающие именно своей неубедительностью (автор на ходу выдумывает одни и удаляет другие подробности, дистанцируясь от порождений собственной фантазии) песни для кинофильма «Бегство мистера Мак-Кинли» вызывают особенное ощущение тревоги и дискомфорта. Откуда возникает этот диссонанс? Мы помимо воли чувствуем, что нам рассказывают вовсе не о том, что видно из набора слов. Сходным воздействием обладают лучшие песни того периода. Например, «Strawberry Fields Forever»…

Есть главный ход, но только вот

Упрашивать — я лучше сдохну.
Вхожу я через чёрный ход,
А выходить стараюсь в окна.

Это же поэтическая речь блюзмена! «Backdoor Man» таганского Моррисона. Сам тяжеловесный, скорбный, ступенчатый ритм идеально совпадает с мефистофельским вальсом Led Zeppelin «Dazed & Confused». Но адресована она поколению советских граждан, которые умрут, так и не узнав, кто такой Мадди Уотерс. Имена не имеют значения. Мы, не служившие в разведке у Колчака, спокойно реагируем на интонацию царского офицера в поэзии Гумилёва и кривимся от «Поручика Голицына», даже если его старательно выводит несчастный, подневольный Северный.

Андрей Смирнов, обозреватель газеты "Завтра":

- Последние годы любая дата, связанная с Высоцким – годовщина рождения или ухода сопровождается прямолинейной агрессией СМИ. Собственно, песни, фильмы тонут в гвалте воспоминаний друзей, по большей части мнимых. Давит штатный набор банальщины и пошлости вплоть до "глотка свободы".

А ведь любая круглая дата – хороший повод для осмысления и переосмысления наследия. Но нет - стандартный невеликий набор песен, три-четыре фильма. Неизбежное «Место встречи изменить нельзя» - и никакого диссонанса, что Жеглов - это «сталинист», для которого «эра милосердия» - иллюзия, а в массовом сознании он переигрывает «либерала» Шарапова.

Есть ещё сборные концерты поп-звёзд, что с разной степенью «непопадания» исполняют произведения артиста. Интерпретации, кавер-версии зачастую дают новую жизнь произведению, но ни одной такой «высоцкой» песни назвать почти невозможно.

Из институтских лет помню вердикт одной сотрудницы ИФРАН: «Высоцкий – это святое». Хорошо, конечно, но последствия такой экзальтации – думать, анализировать, да и слушать уже не обязательно. Достаточно «жития» - пел, играл, страдал. Тем самым посмертная судьба художника превращается в набор ярлыков и спекуляций.

1.0x