Старичок Ту-154 из знаменитого "чкаловского" авиаотряда вылетал заполненный "под завязку", пару десятков журналистов и репортёров буквально "раздавило" между "ротой" военных атташе всех видов и расцветок и целой делегацией ветеранов из "общественного совета". Свободных кресел практически не было. На учениях явно намечался аншлаг. Автоматом встал вопрос, как оказаться в нужное время в нужном месте, в том смысле, чтобы привезти с учений не несколько фотографий из "резервации" для прессы, куда при таких масштабных мероприятиях аккуратно скучивают журналистов, а живую картинку происходящего, встретиться с участниками учений. Как уходить из-под бдительного контроля "сопровождающих", нас со спецкором "Комсомолки", "зубром" военной журналистики Виктором Баранцом, учить было не надо, и уже через полчаса после прибытия на полигон мы "растворились" в местном военном ландшафте — лабиринте палаток, техники, антенн и песчаных дюн, а наших коллег автобус увёз к расположенной в полукилометре площадке для прессы. Компенсацией для них был плотный обед, чего не скажешь о нас…
РАЗГОВОР С ТЕРРОРИСТОМ
Террориста мы с Виктором Баранцом вычислили сразу. В старом морском бушлате без погон, в линялом платке, он присел напротив нас в военторговской чайной с булочкой и стаканом горячего чая.
— Террорист? — стараясь улыбаться как можно дружелюбнее, спросил я.
— Террорист! — улыбнулся он в ответ и, жмурясь от удовольствия, отхлебнул душистый чай.
— И давно тут загораешь?
— Да почти два месяца, — охотно сообщил военную тайну "боевик".
Боевика звали Кемран Мамедов. Родом Кемран из Оренбургской области, из семьи турок-месхетинцев, которые в конце восьмидесятых были вынуждены бежать из Узбекистана, поэтому даже в старом морском бушлате он смотрелся очень органично…
Скоро выяснилось, что за террористов "играет" вся его рота, что по специальности он гранатомётчик и что за эти недели изучил тут каждый камень, каждую дюну и собирается задорого продать свою жизнь. Что служить ему нравится, что кормят хорошо…
— А может, потом останешься на контракт? — предложил я, воодушевившись его рассказом.
— Нет, — замотал головой боевик — Я домой, на "железку"…
Оказалось, что перед службой Кемран закончил железнодорожный техникум и выучился на помощника машиниста…
— Ну, и сколько ты будешь там получать? — не унимались мы. — Ну, тысяч двадцать. А по контракту где-нибудь на Севере или в "спецназе" сразу на тридцать пойдёшь. И это только начало…
Но террорист оказался какой-то очень мирный. Военная карьера его не прельщала,
— Нет, я к себе домой, — гнул он своё… — на железную дорогу…
…Похоже, старый капитан и старый полковник, сидящие перед ним, были не очень умелыми вербовщиками, впрочем, впереди ещё полгода службы и всякое ещё может случиться.
"Террорист" был настолько колоритный, что руки сами потянулись к фотоаппарату, но увидев в моих руках фотоаппарат, Кемран неожиданно вспомнил, что он террорист и, категорически отказавшись фотографироваться, одним торопливым глотком допил чай и выскользнул из военторговской палатки.
…Через пару часов его условно уничтожили наступающие морпехи, и он картинно, "как в кино", упал на балтийский песок, с душой сыграв свою роль в военном шоу…
Информация к размышлению:
Совместное российско-белорусское стратегическое учение "Запад-2013" проходило на пяти полигонах, а география учения впервые была распространена на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
На территории России учения проходили на полигоне "Хмелевка" и "Правдинский" в Калининградской области, на территории Беларуси войска отрабатывали совместные боевые действия на полигонах "Брестский", "Гожский" и "Обуз-Лесновский".
Всего на территории РФ в учении приняли участие около 9,4 тыс. российских военнослужащих и 200 военнослужащих Республики Беларусь. Около 180 единиц боевой техники, из них 10 танков, около 40 самолетов и до 10 кораблей Балтийского флота.
Кроме того, на полигонах, расположенных на территории Республики Беларусь, в учении приняли участие 2520 российских военнослужащих.
ОНИ
Толпа военных атташе в разноцветных камуфляжах со стороны похожа на стаю каких-то тропических птиц, необъяснимым образом оказавшуюся на этом ледяном негостеприимном берегу. Как птицы, нахохлившись на ветру, они сбиваются в кучу, что-то обсуждают на разных языках. Как птицы, бесстрастно и отстранённо наблюдают за происходящей подготовкой к военному шоу с вышки и, как птицы, с началом учений вдруг почти мгновенно оживают, кидаются к ограждению, вытягивают вперёд руки с видеокамерами и фотоаппаратами, стараясь не пропустить ни одной детали.
Вот корабли подошли в берегу, вот из прибоя на песок берега выползают бронетранспортёры.
Гремят взрывы, поднимаются к небу султаны дыма, наслаивается, переплетаясь, клёкот автоматов и пулемётов.
Видно, что синхронность и слаженность выполненной в штормовую погоду высадки произвели на иностранцев сильное впечатление.
Рядом несколько натовцев — судя по эмблемам и флагам, прибалты, — негромко переговариваются на русском. Похоже, что русский для них, несмотря на натовскую солидарность и все протоколы, ещё долго будет средством межнационального общения…
— …А если у них тут будет не четыре, а двадцать четыре таких корабля? — Негромко произнёс один. Два других посмотрели на него с нескрываемой озабоченностью…
Для натовцев эти учения чрезвычайно интересны.
Совсем скоро, в ноябре, здесь же, на Балтике, всего в нескольких сотнях километров от Калининграда пройдут самые масштабные за последние годы учения войск НАТО Steadfast Jazz 2013 — "сплочённый джаз". Название символическое — учение пройдет со 2 по 9 ноября на территориях Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, в нем примут участие 3 тысячи польских военнослужащих, а также представители еще 23 стран, включая Финляндию, Македонию и даже Украину, которая на словах заявляет о своём нейтралитете, а де-факто всё глубже увязает в натовских структурах. Общее количество привлечённых к учениям войск может достигнуть 10 тысяч солдат и офицеров.
Официальная цель проводимых маневров — сертификация органов управления группировкой сил быстрого реагирования, но в действительности, в ходе этих учений будут отрабатываться действия группировок ОВС НАТО по окружению, расчленению и уничтожению российских войск в Калининградской области, а также вооруженных сил Беларуси. Это легко "просчитывается" по плану учений, где будут отрабатываться вопросы стратегической перегруппировки войск на восточном направлении, будет проводиться высадка морских и воздушных десантов, наращиваться авиационная и морская группировка альянса, проверяться подготовка местной инфраструктуры к приему и размещению прибывающих с Запада войск, а также отрабатываться информационные и психологические операции.
И нынешние российско-белорусские учения — это "пробник", с которым постоянно будут сверяться натовцы, с которыми будут сравнивать действия своих войск.
Озабоченность на лицах натовских офицеров явно свидетельствует о том, что после этих учений в сценарий своих им придётся вносить много корректив…
Информация к размышлению:
Белорусские подразделения, принимающие участие в учении "Запад-2013", впервые совершили выдвижение из Республики Беларусь с вооружением и военной техникой в составе воинских эшелонов в Ленинградскую область, где погрузились на большие десантные корабли и совершили двухдневный переход морем в Калининградскую область, где приняли участие в завершающей фазе учения на полигонах "Хмелевка" и "Правдинский", которая прошла 26 сентября 2013 года.
Согласно замыслу, участники совместного стратегического учения Вооруженных Сил Российской Федерации и Республики Беларусь "Запад-2013" отрабатывали вопросы управления войсками (силами) в ходе проведения мероприятий военного характера по стабилизации обстановки в интересах обеспечения военной безопасности Союзного государства.
В основу розыгрышей тактических эпизодов положены варианты совместных действий белорусских и российских воинских частей и подразделений, входящих в состав Региональной группировки войск (сил) Союзного государства.
На всех полигонах военнослужащие двух государств вели совместные боевые действия, штабы руководили боевыми операциями, а на практических этапах с боевой стрельбой подтвердили правильность принятых в ходе первого этапа решений.
Военнослужащие Республики Беларусь впервые совершали десантирование на берег с моря. Десантирование осуществлялось с борта десантного корабля на воздушной подушке "Мордовия", в сложных погодных условиях. Несмотря на объективные трудности, связанные с погодными условиями, белорусские военнослужащие с честью выполнили поставленные учебно-боевые задачи в ходе совместного стратегического учения "Запад-2013".
С ПРИБОЕМ НА БЕРЕГ
К моменту начала активной фазы учений — боя за плацдарм, непогода стёрла солнечный диск с небосвода, придавила небо к земле свинцово-синим тулупом туч, из которых хлестнула густая смесь дождя и ледяной крошки, ветер загудел, наполнился силой, пронизывая до костей. Море буквально на глазах раскачало до штормового. Частые росчерки "барашков" — характерный признак двухбалльного волнения, сменили бесчисленные бугры волн в шапках белой пены, в которых было невозможно что-либо разглядеть. Силуэты кораблей растворились в дождливой мгле. "Показуха", как на военном сленге называют такие показные занятия, за считанные минуты превратилась в полноценную высадку, причём в сложнейших условиях. В какой-то момент даже показалось, что учения будут остановлены, но руководство учений, видимо, куда лучше знало Балтику, чем мы, её гости.
Из серой пелены дождя проявились хищные силуэты десантных кораблей, надвинулись, налились красками, всё ближе подходя к берегу. Вот они сбросили ход до малого, фактически зависнув на месте, тут же поползли в стороны тяжёлые плиты створок носовых аппарелей, открывая тёмные провалы танковых трюмов, из которых по широким "языкам" аппарелей устремились в воду бэтээры десанта.
Один за другим они скатывались вниз, замирая на краю, словно приноравливаясь, привыкая к воде, и потом буквально соскальзывали в волны, скрываясь в них почти по башню, и, выстроившись колонной, устремлялись к берегу.
Воздух буквально рвала в клочья канонада, кромка прибоя утонула в дымных разрывах, — это район высадки обрабатывала артиллерия.
К моменту, когда "бэтээры" морской пехоты подплыли к берегу, погода в очередной раз сделала кульбит. Снежный заряд закончился так же внезапно, как начался, и в разрывах низких облаков багрово полыхнуло вечернее солнце, заливая белый песчаный берег каким-то неживым, как на картинах баталиста Верещагина, алым светом.
Поплавки башен с высоко задранными "сучьями" стволов всё ближе и ближе приближались к кипящей морской пеной линии прибоя, и, наконец, подхваченные прибрежными валами, выталкивались ими на берег, где цеплялись чёрными, как шкура дельфина, колёсами за прибрежный песок и, фыркая соляровым чадом, резко устремлялись к обозначенным сигнальными огнями проходам в минных полях.
В знакомых за десятилетия службы силуэтах "бэтээров" было что-то непривычное. И память послушно подсказала: башни! На бэтээрах морской пехоты были незнакомые башни — высокие, с длинными, в четверть корпуса, стволами. Это же БТР-82А!
Для повышения огневой мощи на них установлены унифицированные боевые модули с тридцатимиллиметровыми автоматическими пушками. Значит, балтийцев уже перевооружили. Здорово!
Сразу вспомнилось звено Су-34, обрабатывавшее позиции "террористов" в самом начале "показухи". Тоже новые!
Значит, разговоры о перевооружении — это не пустой звук. Оно идёт, и вполне зримо…
Информация к размышлению:
В период с 20 по 26 сентября проходила активная фаза учений, когда военнослужащие на полигонах отрабатывали совместные практические действия в составе Региональной группировки войск Союзного государства.В течение всего периода подготовки к учению, а это немногим менее года, российские и белорусские военные провели серию штабных тренировок, в ходе которых отрабатывались задачи учения, а также прорабатывались вопросы всестороннего обеспечения совместного стратегического учения "Запад-2013". В период непосредственной подготовки к учению подразделения Западного военного округа были передислоцированы на территорию Республики Беларусь. Для переброски войск были задействованы более 20 железнодорожных эшелонов. Впоследствии российские военнослужащие оборудовали на полигонах "Брестский", "Гожский" и "Обуз-Лесновский" автономные полевые лагеря, в которых была создана инфраструктура, обеспечивающая проживание в полевых условиях с сохранением всех элементов быта, которые имеются в пунктах постоянной дислокации. Так, в полевых условиях осуществлялось приготовление пищи, выпечка хлеба, помывка личного состава (души, бани), а также были созданы условия для культурно-досугового обслуживания российских военнослужащих.
ПОСЛЕСЛОВИЕ К ШОУ
…Конечно, профессионалам не составляло труда понять, что проходящая перед нами "активная фаза" — это большое военное шоу с чётко прописанным и отработанным до мелочей сценарием. Но смиряло с этим знанием то, что осталось за горизонтом полигона "Хмелёвка". А там, за сотни километров отсюда, за эти дни прошло чрезвычайно важное и первое за двадцать пять лет мобилизационное учение с привлечением администраций двух российских областей — Нижегородской и Смоленской. В ходе этого учения проверялась готовность руководства субъектов Российской Федерации действовать в условиях войны и чрезвычайной ситуации, отрабатывалось взаимодействие между военными и экономическими субъектами в условиях войны. Организовывалась территориальная оборона.
По итогам этих учений были приняты важнейшие решения по восстановлению и уточнению мобилизационных планов. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, поясню: в советское время органы власти, предприятия и организации должны были в угрожаемый период и в военное время представлять армии все необходимое, расписанное заранее в мобилизационных планах — продовольствие, транспорт, ГСМ и проч. Нынешние же органы власти и, тем более, частные структуры, появившиеся на месте тех предприятий и организаций, которые были расписаны в планах раньше, ничего об этих планах не знают и, более того, выполнять их не собираются. Давным-давно изменились формы собственности, многих структур теперь просто не существует.
После этих учений не только начата разработка новых мобилизационных планов, отданы команды по формированию необходимых мобилизационных запасов в субъектах федерации, но и начато формирование новой законодательной базы под эти решения.
За горизонтом "Хмелёвки" остались одни из самых масштабных учений ВВС-ПВО, в ходе которых серьёзнейший экзамен выдержала московская зона ПВО, которая фактически отражала крупномасштабное военно-космическое нападение на центральный экономический район.
Армия учится воевать, армия восстанавливается после тяжелейшего удара, нанесённого по ней в предыдущие годы. И в рамках этой парадигмы учебный бой — шоу на "Хмелёвке", имеет право на существование как показное учение сил флота.
В конце концов, как необходимая демонстрация нашей силы перед лицом западных "партнёров", которые почему-то упрямо разворачивают свою военную машину на Восток.
Как заявил после учений на встрече с журналистами и военными экспертами министр обороны Сергей Шойгу: "…масштабные учения ВС РФ, разных округов, флотов, родов войск и видов ВС перестают быть сенсацией и становятся рутиной".
В отличие от предыдущего министра, Шойгу вполне адекватно оценил роль и значение учений на полигоне "Хмелёвка": "…Учения неизбежно будут утрачивать зрелищность именно потому, что перестанут быть постановочными. Зато они будут все ближе к реальным сценариям тех войн и конфликтов, в которых предстоит участвовать российской армии и флоту…".
Очень хочется верить, что министру хватит сил и энергии на то, чтобы эти слова стали реальностью…