Авторский блог Редакция Завтра 10:42 18 июля 2013

Верить в чудеса

Александр Билецкий из деревни Агарково - это настоящий хранитель русских культурных ценностей. У него дома расположилась целая мастерская центра традиционного искусства, названная как и артель - «Сень».

-Этот до Андреевки идет?
- Идет, берите билеты...
Женщина в цветастой кофте с чуть растрепанными короткими волосами отсчитывает сразу четыре билета - по 4, 8, 12 рублей до населенных пунктов Клочки из старенькой серой бумаги с разноцветными надписями «Мосгортранс» разлетаются на сквозняке, что ноет из открытых окон.
- Вам еще не скоро выходить, я крикну...

Акварель резко меняет оттенки от светлой зелено- желтой гаммы к грубым грунтовым цветам. Капли дождя царапают стекла. Это нам в Андреевке выходить, а до Агарково еще километров десять будет....

Агарково - небольшая деревня в получасе езды от Звенигорода. Википедия утверждает, что население деревни - всего 3 человека. Сейчас здесь около 10-ти домов, а синие широкие таблички с границей населенного пункта с разными гласными в начале расположены не так уж и далеко друг от друга. И самый первый дом скорее похож на музей - большая усадьба из дерева, часовенка рядом и настоящая ладья во дворе - первые несколько секунд изображение кажется не живым - это скорее какой-то пейзаж с полотен барбизонской школы или глянцевая репродукцией с фотомонтажом на стене... Но в окнах виден слабоватый свет, слышно гавканье собак во дворе. Из-за дверей появляется вполне себе живой человек, а не мифический персонаж - крупный, широкий в плечах, с длинной бородой, клетчатых штанах, галошах и подвязанной широким поясом коричневой рубахе. Хотя нет, скорее для городского глаза, привыкшего видеть щуплые фигурки, запакованные в офисные костюмы, увидеть такого мужчину - в диковинку. А у него - и жизнь, и мировоззрение - диковинные. Для городского обывателя - так уж точно...

«Я ездил по разным усадьбам пять лет, искал место, где можно что-то сделать интересное... Я уже тогда увлекался русским деревянным зодчеством. И просто был поражен её красотой и силой русской культуры, силой реальности!». Легковушка бойко мчится по пустой дороге - густой, прохладный ветер бьет в тонкие щели открытых окон, бесконечные острова пустынных полей один за одним мелькают за запотевшим стеклом. В переднем зеркале - болотно- зеленые глаза, внимательные и проницательные. Здесь все его зовут по-простому - «Владимирович». Он и сам так себя называет. Переехав 12 лет назад в разрушенную усадьбу в деревне Агарково, Александр Билецкий стал за это время настоящим старожилом - его знают не только в деревне, но и в соседних районах, а сам Билецкий успел безупречно выучить местную географию - ему известна каждая дорога, каждый поворот, и даже история близлежащих деревень. Студент философского факультета МГУ, он всегда горел желанием создать мастерскую русской культуры, где человек мог бы научиться любому ремеслу. После долгих исканий судьба привела Александра Билецкого сюда, в деревеньку под Звенигородом — он совершенно случайно узнал, что одна пожилая женщина здесь продает дом - старый, 1926 года. После немецкой оккупации деревне Агарково так и не удалось «выжить»- многие дома были разрушены, жителей почти не осталось. Удивительно то, что именно в этом полуразрушенном доме был «Общественный комитет спасения рек России» - на лето это место арендовали писатели-почвенники, которые вдохновившись самобытностью и духом здешних мест, выпустили целый ряд книг, главная идея которых заключалась в том, что Россия может выжить на основе своей православной веры и непрерывной связи русской души с природой. «Когда я приехал в 2001 году сюда, от «общества» оставался только разрушенный дом,- говорит Александр Владимирович,- который стал по мере сил восстанавливать. И я вам скажу, что постоянно ощущаю внутреннюю поддержку от этого места... Когда люди, заставшие в ту пору здесь общественную жизнь радетелей России и православия, совсем недавно увидели восстановленным этот дом, они расплакались. Представьте – они-то думали, что тут все давно заросло; приезжают - все нормально!», - Билецкий резво, громко и так по-доброму смеется - как большой ребенок, за столько лет не потерявший способность к задору и ребяческой впечатлительности. «Сейчас мы с вами к нашим ребятам отправимся, на объект, который мы ремонтируем, а потом быстро проедем - я вам храм покажу, 18 века, который сейчас восстанавливается ».

«Катя, у нас в России можно сделать, все, что захотите! Только не ленись. Хотите «Протон» ракету, хотите терем». Мы стоим в небольшом домике, полностью оббитым деревом. Потолки, стены, двери - все это снова кажется мифическим, ненастоящим, сказочным. В одной из комнат - большая русская печь, в прихожей свалены доски и бревна - вот- вот будут собирать кухню. Двое - молодой мужчина и мальчик лет 12-ти в длинных полосатых штанах и шлепанцах перебирают строительный материал. Это Константин и Максим из Архангельска - они, и еще несколько человек, восстанавливают по заказу старый дом 1951-го года. Задача, как говорит Билецкий, - « порадовать бабушку», которая жила в этом полуразрушенном доме долгое время. «Через месяц она вернется домой - мы полностью должны успеть переделать дом до ее возвращения. И да, ребят, пойдемте к машине, я материалы еще принес». Александр Билецкий основал в Агарково артель (слово-редчинка в современном лексиконе) мастеров, которая называется «Сень». На заказ артель плотников выполняет различные проекты - чаще всего это строительство храмов и часовен по лучшим образцам Русского Севера, а иногда берутся и за восстановление старых домов. «Артель у нас - это бойцы,- улыбается Билецкий, - мирный «партизанский» творческий отряд. У нас нет ни одного рабочего – слово «рабочий» от слова «раб». Он не хозяин своего времени. Люди, любящие плотницкое дело приезжают со всех уголков страны, живут и работают на агарковской земле. Это то, чем мы зарабатываем. Зарабатываем деньги и потом строим храмы...» По сути артель - это свободная община, в которой нет начальника и подчиненного, нет потребительских отношений к человеку ,но есть правила Божии, традиции и уклад - например, 12 июля каждого года здесь отмечают праздник - Билецкий называет это «День освобождения от телевизора»: «Мы просто десять лет назад взяли и утопили все их в реке, только молдоване ругались вначале...»

До храма добраться сложно - петлять дорогами, не ошибиться в многочисленных и кажущимися одинаковыми поворотах , а потом вверх по ухабистой тропинке, где пустые поля, поросшие кожицей сухой длинной травы непрерывной цепочкой тянутся за окном автомобиля. Земля - организм, непременно, как человеческий, куда более чувствительный и сложный, который в недрах своих миллионов клеток хранит всю информацию и энергию... Борзецово - место мощное! На раскаленном блюде солнца, в бесконечной панораме пустоты здесь так легки очертания образов, бликов и теней… Когда-то на этом месте, на склоне холма, была деревня, большая, широкая. А теперь все, что осталось - это восстанавливаемый храм на вершине, да высокий бурьян, указывающий на то, что здесь когда-то были люди...

Небольшая постройка, беседка с длинным столом и цветастой скатертью - молодая девушка в зеленым платке сидит на лавке рядом с маленьким мальчишкой, который теребит в руках пластмассовую машинку. Глаза-зажигалки ее стреляют по сторонам - с интересом, загадкой и напряжением. Лермонтовская Бэла - не меньше... В нескольких метрах урчат два трактора - синий и оранжевый гиганты вот-вот начнут свою каждодневную работу. Неподалеку - шорох с лестницы - «Мужики, готовы?». Навешанная на стены храма зеленая сетка покачивается от свежего ветра. Сверху, со второго яруса раздается приглушенный звук переносного радио – кажется, что-то из 90-х. Такой крошечный и гигантский, такой монументальный и беспомощный одновременно - Храм Успения Богородицы, от которого еще пару лет назад оставались лишь полуразрушенные стены и осколок колокола...

«Это место, где стоит храм,- рассказывает Билецкий,- прямо на том направлении, по которому каждые 100-200 лет на Россию приходили европейцы «учить огнем и мечем» нас своим ценностям. Тут мы их и встречали. И потому даже храм тут как крепость. Строился он в 18 веке 24 года. Село тут было, жило в нем больше пятисот человек. Но, последнюю войну село не уцелело. Только сейчас, благодаря о.Александру, Дмитрию Быкову, атаману Владимиру Пинте и другим благодетелям и строителям начинает восстанавливаться вместе с Храмом Успения Богородицы».

Дмитрий Семенович из Пензенской области на работах уже второй год - восстанавливает храм с самого начала проекта. До этого он восстанавливал Борисоглебский храм в Москве, в общем, подобной работой занимается около 8-ми лет. «Стоял храм как на куриной ножке в начале,- рассказывает Дмитрий Семенович, - ничего, считай, не было… На раскопках была найдена целая груда человеческих костей - набралось практически два сундука. На скелетах ничего не было, разве что крестик на одном». Вообще Дмитрию Семеновичу здесь нравится - есть душ, баня, небольшой огород. Всего на стройке семь человек, с бригадиром - заслуженным реставратором Алексеем, - эдакая фантастическая семерка из разных уголков России.

Восстановление храма Билецкий ассоциирует с чудом: «Вся наша жизнь чудо. Божье Чудо. И то, как восстанавливается из руин Храм тому еще одно свидетельство».

Бригада старается точно ничего не планировать с датой завершения работ по восстановлению храма - с Божьей помощью, считают они, все обязательно получится.
Что и говорить, а Александр Билецкий из деревни Агарково - это настоящий хранитель русских культурных традиций. У него дома расположилась целая мастерская Центра традиционного искусства и ремесла России, названная, как и артель - «Сень».

Основой деятельности центра является плотницкое, печное дело и лицевое шитье - искусство церковной вышивки. На Русь оно пришло с принятием христианства из Византии. Шитые знамена, хоругви и иконостасы брали с собой в военные походы, выносили во время государственных церемоний, шитыми изображениями украшали царские бармы, предметы для царской охоты. Подвесная пелена «Святитель Тихон», «Спас Вседержитель», «Богородица Знамение» и многие другие произведения современного русского искусства; матрешки, изразцы и даже изумительный кокошник, вышитый по особой технике - все эти создаются в Агарково. Да, и сам дом Билецкого - это произведение искусства – причудливые зеркала и редкие предметы быта, настоящие печки, высокие светлицы, люстры из ветвей деревьев…Рядом с домом - крошечная часовенка, где из маленького прямоугольного окна простирается белый пуховик неба и бесконечная полоса зеленого поля, а воздух полон гармонии - неосязаемой, едва уловимой, светлой, по частицам и молекулам растворяющийся в ледоколе бесконечности....

Вместо посиделок за чаем - беглый разговор в машине, но не менее теплый и душевный. Александр Билецкий считает, что ремесло необходимо для жизнедеятельности, как хлеб и вода, ведь сегодня человека буквально разбивают, делают из него функцию. «Допустим, фрезеровщик - он умеет только фрезеровать. Но, вот завод остановили и станок сломали. Что ему делать?? Он и сам сломается и пойдет пить... А ведь нужно, чтобы каждый человек чувствовал себя уверенно, и если, что случилось…независимо от его профессии. То он берет топор, строит дом, из топора делает кашу... все,как в сказке! И это работает. Ведь ремесло - это настоящее инструмент для человека, чтобы чувствовать себя уверенно». Особенно «Владимировича» волнует тот факт, что в России в принципе не учат плотницкому делу,- сегодня по специальности «плотник-реставратор» , есть только одно училище в Москве. «Разве для нашей лесной России это нормально?! Выпуск 12 человек в год.». Еще у Билецкого в планах устроить тур «по повышению настроения»: «Будем приглашать людей из городов - к нам, в Агарково, чтобы все видели, что все не так плохо, как их убеждают…, что даже на пустые места, когда приходят люди, то строят новую, интересную жизнь. Корневая Русь была , развивается, и будет жить вопреки всему! За 12 лет, что я живу, произошел подъем очень значительный... У нас в России много надуманного негатива, разрушительных мифов, - приезжают из городов и рассказывают, как тяжело и невозможно жить в деревне. А я всегда говорю в таких случаях - поехали, посмотрим, как живут простые люди, именно простые.. Столяры, плотники, каменщики, крестьяне.. Никто не сказал, что будет легко, ведь суть не в легкости, а в радости, и мы здесь счастливы!». Билецкий уверен, что все проблемы идут именно от того, что люди отрываются от своих родных мест - и тем они травмированы. «Ведь когда задача только выжить - так легко совершать ошибки....» За окном вмиг пробегают поля, редкие домики, пышные деревья... Неизменным на картинке остается только небо - длинная синяя полоска, чуть озаренная оранжевым мякишем закатного июльского света... «Человек рождается в долине, - скажет Билецкий, чуть убавив скорость, - но рядом есть горы, и кажется, что горы это все, и если вы не полезете на горы, то не станете людьми. Но, первая мечта, когда на этой горе окажешься - это поскорей спуститься вниз ... домой. Поэтому когда будите лезть, ребята, помните о том, что нужно будет спускаться. Никого не придавите, ничего не обрушьте...».

В зеркале - снова зеленые глаза. Ясные. Чистые. Добрые. Я давно таких не видела. «Владимирович» вновь улыбается - его мягкая улыбка заряжает позитивом и придает сил - улыбка человека счастливого, находящегося в гармонии с собой и окружающим миром. Такую редко кому посчастливится увидеть... В заднем стекле виднеется пыльный зеленый автобус, который медленно плетется по сельской дороге и совсем скоро будет на остановке. Нам пора уезжать. Звенигород, вокзал, электричка, Москва... На прощание Билецкий подарит нам по крестику. Маленький, деревянный, неровный на ладони, кажущийся твоим, родным, как будто он был с тобой всегда. И ты с ним... Напоследок Александр Владимирович произнесет: «Чудеса случаются только с теми, кто в них верит...».
И он, кажется, прав...

фото Виктора Новикова

1.0x