Авторский блог Александр Проханов 20:48 10 ноября 2013

«Учись, мой сын»

Как отношусь к этому учебнику я? Я прочитал его и нашел многое для меня спорное, сомнительное. Многое я написал бы иначе. Но я сдержал свое недовольство, свою гордыню, понимая, что в нашем сегодняшнем расколотом обществе нельзя угодить всем и сразу. Нельзя быть любезным всем. Авторы этого учебника приложили колоссальные усилия, они стремились создать наднациональный, надклассовый, надсословный текст.

Долгое время в нашем историческом сознании господствовало либеральное представление о нашей истории. Согласно этим представлениям русская история – это сплошной исторический тупик, а русский народ – это народ-неудачник. Русские князья, цари, вожди – это либо умалишенные, либо палачи. Весь русский путь сплошь уставлен плахами или виселицами.

Этот взгляд на историю помутил сознание нашего народа. Он потерял смысл в этой истории. Новый учебник призван исправить это недоразумение. Призван восстановить исторические коды нашего сознания и вернуть наш народ в нашу историю.

Этот учебник говорит о том, что вся наша история есть неуклонное, мучительное, грозное и прекрасное собирание государства российского. В этом собирании вокруг России сходились племена, народы, языки, культуры, религии. И создавалось мощное восхитительное царство, которое демонстрировало высочайшее проявление культуры и искусства, полководческие победы. А потом это царство падало в пропасть и превращалось в ничто, для того чтобы потом таинственными силами русской истории опять воспрянуть. Учебник призван вернуть наш народ в историю, призван еще раз объяснить нашим людям, молодым соотечественникам, что их история грандиозна, что это история великого мессианского народа.

Как отношусь к этому учебнику я? Я прочитал его и нашел многое для меня спорное, сомнительное. Многое я написал бы иначе. Но я сдержал свое недовольство, свою гордыню, понимая, что в нашем сегодняшнем расколотом обществе нельзя угодить всем и сразу. Нельзя быть любезным всем. Авторы этого учебника приложили колоссальные усилия, они стремились создать наднациональный, надклассовый, надсословный текст.

Сегодня мы вновь создаем наше государство. И оно создается не только политиками, не только усилиями власть имущих, не только людьми, которые трудятся на полях и на заводах, молятся в церквах. Государство создается усилиями историков, и этот учебник – инструмент создания государства. Пусть этот учебник убедит наших молодых людей, что они - сыны Отечества, что они живут в великом государстве и в великое историческое время.

Одна из задач этого учебника – соединить распавшиеся времена, сочетать растерзанные и разорванные зоны нашего исторического времени. В этом учебнике предпринята попытка соединить белое, монархическое, романовское, православное время с красным, советским, сталинским. А сталинское красное время, которое угасло в 91-ом году, соединить с нынешним временем, когда создается новый кристалл государства Российского.

Это история, это учебник не одного отдельно взятого народа, не одного отдельно взятого полководца, это учебник именно истории государства российского в его взлетах, в его восхитительном свечении, в его трагедиях и падении. Хочется, чтобы молодой человек, прочитав эту многомудрую, прозрачную для понимания добрую книгу, почувствовал себя гражданином, способным внести свой вклад в укрепление и в украшение нашего Отечества. Чтобы его помыслы сводились не только к личному благополучию, не только к личным утехам и к личному потреблению, а к созданию нашего общего государства, нашей общей твердыни, нашего общего царства.

Чтобы молодой человек, прочитав учебник и овладев этими знаниями, смог бы перефразировать слова нашего великого полководца Александра Васильевича Суворова и воскликнуть: "Господи, какое счастье родиться и жить в России!»

1.0x