Внезапные крупномасштабные учения в акватории Черного моря и на Северном Кавказе начались в 4.00 28 марта после приказа Верховного главнокомандующего Владимира Путина министру обороны Сергею Шойгу.
Уже через 15 минут по тревоге были подняты подняты соединения и воинские части Южного военного округа, воздушно-десантных войск и военно-транспортной авиации. На Черноморском флоте развернулись пункты управления силами флота, а его соединения и воинские части приведены в высшие степени боевой готовности. В масштабных учениях принимают участие около 7 тысяч военнослужащих только Сухопутных войск.
Проверкой охвачены органы военного управления окружного, армейского и бригадных звеньев, парашютно-десантные и десантно-штурмовые части, воинские части разведки, связи, материально-технического обеспечения, а также экипажи боевых и военно-транспортных самолетов и вертолетов, боевых кораблей и судов обеспечения.
Из Севастополя на больших десантных кораблях выдвинулась 810-я отдельная бригада морской пехоты, которая проводит высадку личного состава и техники на необорудованное побережье в сложных погодных условиях. По тревоге был поднят личный состав 45-го отдельного полка специального назначения ВДВ, расположенного в Кубинке, а также воинские части тульского соединения ВДВ.
Российские военные выполняют маневры, включая многокилометровые марш-броски десанта и боевые стрельбы из штатного вооружения с полигонов Раевский, Темрюк и Опук.
В учениях задействовано около 250 бронированных машин, до 50 артиллерийских орудий различного назначения, до 20 боевых самолетов и вертолетов, около 30 кораблей различного назначения. По окончании учений Владимиру Путину будет доложено о достигнутых результатах.
Экспертные оценки
Учения в объявленном районе, назрели давно и начаты, я бы даже сказал, с некоторым опозданием. Скажем, они произвели бы гораздо больший эффект с одновременными стрельбами в Средиземном море. Но имеем то, что имеем…
Масштабными маневрами военно-политическое руководство России стремится убить сразу нескольких «зайцев». Главное здесь – отработка сценариев по прикрытию ключевого «сочинского направления» перед зимней Олимпиадой. Слишком тревожно на южных рубежах России – флюиды сирийской войны достигают и российского Северного Кавказа. К тому же вызывает опасение некоторое затишье в традиционно проблемных республиках, где продолжает действовать террористическое подполье. Глупо считать, что бандформирования, пусть ослабленные и лишенные былых рычагов, не попытаются дестабилизировать обстановку на российском побережье Черного моря и в прилегающих горных районах. Лично я не сомневаюсь, что попытка срыва Олимпиады в Сочи вызовет, по меньшей мере, удовлетворение значительной части западной элиты.
Так что сочинское направление будут прикрывать и армия, и внутренние войска, и МВД со спецслужбами.
Второй момент – явный сигнал соседям, включая, например, Турцию, на территории которой развернута сеть лагерей по подготовке террористов для засылки в Сирию. Эти лагеря могут легко перепрофилировать, например, для другого театра военных действий. Почему в военных лагерях на территории Ливии сегодня изучают русский язык?
Военная демонстрация России априори должна служить предостережением попыткам дестабилизации ситуации извне. В проходящих учениях задействованы 45-й разведполк ВДВ, военнослужащие Тульской десантной дивизии, что свидетельствует об отработке вариантов локального конфликта в черноморско-кавказском регионе. Переброшенные из центральных областей России десантники участвовали в скоротечной войне против Грузии в августе 2008 года и сыграли одну из главных ролей в разгроме грузинской группировки на подступах к Цхинвалу. После преступных действий команды Сердюкова по развалу системы военного управления России, части и подразделения ВДВ остаются последним резервом Верховного главнокомандующего.
А о том, насколько эти учения назрели и актуальны, свидетельствует недовольство Запада, устами мелких военных спичрайтеров объявившего, что «партнеры так не поступают», а также истеричная реакция бандеровцев на Украине. Значит, все делаем правильно.
На мой взгляд, это абсолютно логичная проверка, которая в советские годы проводилась регулярно. Такие проверки можно только приветствовать. Становится понятным состояние нашей армии. По итогам делаются организационные и прочие выводы.
Давно назрела необходимость понять, в каком состоянии находятся наши вооружённые силы после сердюковских реформ. Так, проверка в Центральном военном округе вскрыла громадные проблемы в боевой подготовке, в обеспечении войск. Поэтому проверки продолжаются. Дошла очередь до группировки сил на юге.
И политически то, что в нынешних учениях задействован Черноморский флот, неслучайно. В ближайшее время мы планируем окончательно закрепить пребывание наших кораблей в Средиземном море, это направление на Сирию, где сейчас, мягко говоря, очень неспокойно, и откуда к нам может устремиться бандитский интернационал.
Хочется верить, что прошла настоящая, а не фиктивная проверка, и будут сделаны надлежащие выводы
Мне кажется, к этим учениям приковано чрезмерное внимание общества, политиков, СМИ. Есть такое понятие как полевая, морская и лётная выучка. Высшая форма проверки подготовки и слаженности действий и солдата, и офицера, и штабов, и войск в целом в боевых условиях - это учения. Проверяется готовность сил к военным действиям. То, что происходит сегодня в черноморской зоне – нормальные обычные учения.
Необычным являлось то, что много лет такие учения или не проводились, или проводились от случая к случаю.
Конечно, здесь присутствует определённый политический момент. Он показывает, что Россия своё влияние с опорой на военные силы сосредотачивает на южном стратегическом направлении. Посмотрите, как складывается – на юге Африки проходит встреча БРИКС, несколько недель назад проходили учения в Средиземном море. Сейчас учения в черноморской зоне. Стало быть, это направление более других беспокоит военно-политическое руководство России. И есть причины, почему этому направлению уделяется внимание. Мы видим, что происходит на Ближнем Востоке. По сути дела, это стрела, которая летит и в сторону Китая, и в нашу сторону, прежде всего в зону Каспийско-Кавказского региона. Эта же стрела нацелена на Иран.
Поэтому мы сосредотачиваем силы на этом направлении – не для того, чтобы кого-то завоёвывать, а для того чтобы не допустить разрастания опасной военно-политической ситуации. И конечно, мы заявляем о том, что Чёрное море – зона нашей ответственности.
То, что это море стало активно осваиваться кораблями НАТО, безусловно, не в наших интересах. Поэтому мы заявляем свою политическую позицию и всё это совмещается с проведением плановых учений. А внезапный подъём на учения - лучший способ проверки боеготовности войск и сил флота.