Авторский блог Манолис Чахкиев 14:11 3 декабря 2015

Турецкий ответ будет сильнее, чем предполагалось

У Турции есть гораздо более мощные рычаги, чем проливы

Как много нам открылось за две недели после трагедии в небе над Сирией. Ведь, мы как думали с легкой руки телевизионных пикейных жилетов? Мы думали, что экономические санкции это анахронизм, что нельзя путать экономику и политику, да и вообще «война санкций» - это не наш метод. К тому же, рассказывали нам пикейные жилеты, еще не было случая, чтобы санкциями удавалось чего-то добиться.

Поэтому и наши ответные санкции западу, мы воспринимали то ли как «наш ответ Чемберлену, то ли как предупреждение вражьим странам, что «Чемберлену лучше палец в рот не класть».

Ради этого удовольствия мы довольно спокойно отнеслись к тому, что на европейские санкции против чиновников и банков, государство отвечало санкциями против дешевых яблок и помидоров, тем самым перекладывая бремя этого ответа на нас – простых смертных. Что ж поделать, поговорка « паны дерутся, а у холопов чубы трещат» у нас исстари понималась буквально.

Тем временем наша номенклатура особо-то и не страдала, ну подумаешь вместо Альп, слетать на Гималаи. А финансовые свои потери она с лихвой возместила прямыми бюджетными вливаниями и играми на национальной валюте. Но народ, надо сказать, с пониманием относился к столь несправедливому распределению бремени ответственности за государственные интересы. Ради Крыма, ради любви к родине, ради чувства гордости, которого так долго был лишен.

И тут после 25 ноября все наши пикейные жилеты возопили обратное всему, о чем вопили больше года. Об огромной пользе санкций, о том, что оказывается, это очень действенный, и вполне даже наш метод, что санкции – верх гуманизма. Мол, мы ж могли и ядерным арсеналом по Стамбулу жахнуть.

Ну, а что и в этот раз бремя ответственности за государственные интересы ляжет на плечи тех, кто не может себе позволить отдых в Эмиратах, не сможет покупать качественные помидоры министра Ткачева, это уж национальная традиция. Мы и сами, в принципе, привыкли, что если уж наше государство решило наказать кого-нибудь, то обязательно за наш счет. Поэтому и внимания не обратили, что газ, как шел, так и будет идти в Турцию, турецкие строители как строили спортивные объекты, так и будут строить. Потому что строительство и газ – источник благополучия серьезных людей, которые не знают вкуса турецких помидоров, не одеваются в турецкую одежду и не отдыхают в Анталье.

Однако последние события заставляют усомниться в столь благоприятном, для российской газпромноменклатуры, исходе.

Оказалось, что Турция, в отличие от Европы, может ввести одну-единственную санкцию, которая обрушит личное благосостояние российских элит – отказаться от российского газа. Являясь вторым после Германии потребителем российского газа, Турция, если пойдет на такой шаг, очень больно ударит по карманам многих и многих важных людей. Потерю рынка в более чем 27 млрд. кубометров в год за счет очередного обирания среднего класса не покрыть.

Так что сильно подозреваю, риторика и политика в отношении Турции скоро сменится.

Что у него есть такой рычаг, как отказ от нашего газа, сам Эрдоган заявлял еще задолго до гибели нашего пилота. Еще в октябре, очередной раз требуя не нарушать воздушное пространство Турции, он сказал буквально следующее:

«Россия должна быть чувствительна в этих вопросах. Мы являемся покупателем номер один природного газа из России. Потеря Турции будет серьезной потерей для России. При необходимости Турция может покупать природный газ в самых разных местах», - сказал он.

Кстати, тогда же он сказал, что Турция может пересмотреть и вопрос о строительстве АЭС «Аккую» по российскому проекту. «Если русские не построят АЭС «Аккую», кто-то другой придет и построит ее».

Откуда Эрдоган возьмет газ.

Первое – это Иран, который, даже воюя в одной коалиции с нами, не выразил однозначной поддержки, относительно сбитого бомбардировщика. К тому же Ирану нужно после стольких лет эмбарго отвоевывать себе рынки. И уж на политическое соперничество с турками, он уж точно сейчас закроет глаза.

Второе – это Азербайджан и Туркмения. Тот самый проект газопровода «Набукко», который должен был вступить в действие в 2014 году, но остановленный на неопределенный срок. Возможно, от него отказались, потому что на горизонте замаячил более выгодный турецкий поток, может по другим причинам, но «Набукко» всегда можно реанимировать. Эта возможность обсуждалась и до обострения отношений между Турцией и Россией.

Третье – Иракский Курдистан. Курды уже не раз заявляли о своем желании поставлять газ в Турцию. Барзани уже предложил начать его поставки в любой день, так как вся инфраструктура есть в наличии.

Не стоит обманываться насчет всеобщего желания курдов развалить Турцию. Рабочая партия Курдистана, это далеко не все курды. Если бы курды так жаждали отделиться от Турции, кто бы им помешал? Представьте себе на 70 миллионов населения Турции двадцать миллионов курдов-сепаратистов внутри страны и еще столько же в соседних странах. Причем при финансовой и военной поддержке Израиля и США. От Турции бы за пару дней один ремешок остался. Так что не стоит верить Семену Богдасарову и прочим экспертам, сутками тарахтящим о вековечной курдской мечте. На востоке нет традиции национальных государств, а существующие сегодня -последствия колониальной политики запада, а не результат естественного развития.

Ну и четвертое – Катар. Удивительное дело, как раз когда писалась эта статья, стало известно, что во время визита Эрдогана в Доху, турецкая госкомпания Боташ и Национальная нефтяная компания Катара подписали меморандум о поставках катарского газа в Турцию.

Эрдоган, прекрасно понимает, чьи интересы никогда не будут ущемлены, ни в современном мире, ни в России в частности. И похоже, решил нанести удар именно по этим интересам. Сомнительно, чтобы он и впрямь собирался покупать газ у Катара, гораздо проще покупать его у Барзани. Катарский меморандум это скорее сигнал, угроза российским элитам. Но угроза вполне серьезная и реальная.

Причем, Эрдоган уже начал подготовку общественного мнения и под конкретную реализацию такого сценария на крайний случай, заявляя, что он готов к отказу российской стороны поставлять газ. Прекрасно, при этом, понимая, что российская номенклатура, ни при каких обстоятельствах, не готова отказаться от доходов, которые приносят эти поставки. Цель заявлений Эрдогана, в случае дальнейшей эскалации, обвинить в разрыве газовых контрактов российскую сторону.

Исходя из изложенного можно, с большой долей вероятности, надеяться, что накал антитурецкой риторики спадет и Россия все же даст Эрдогану возможность сохранить лицо. Тем более, что и такие сигналы Эрдоган не перестает посылать, то предлагая версию о том, что турецкая сторона не знала о принадлежности самолета российским ВКС, то заявляя, что приказ об атаке на него отдавался без его участия.

До вчерашнего дня чувствовалась четкая установка "мочить" Эрдогана всеми силами, используя все возможности. Но вчерашний катарский меморандум ставит российскую номенклатуру перед весьма щекотливым выбором: либо мочить вопреки своим личным интересам, либо осторожно отыгрывать ситуацию назад. Что-то подсказывает - выберут второе. Во всяком случае это было бы лучше для всех, в том числе и для самой номенклатуры.

P

1.0x