16:24 16 октября 2013 Общество

Царь и свобода

Семь свобод Николая ІІ, приведших к катастрофе
Фото: ссылка

16 октября 1905 года Николай II подписывает Манифест о даровании либеральных свобод и придании Государственной Думе законодательных полномочий. Но свободы и полномочия обращаются в конечном итоге против монарха и даже монархии.

Свобода от траура

Удивительно, но правление столь человечного правителя как Николай ІІ началось с национальной трагедии, на которую высший свет решился закрыть глаза. В дни празднеств по случаю коронации императора и императрицы на Ходынском поле от давки погибли 1400 человек и были покалечены более 600 — в толпе, прорывавшейся к бесплатным подаркам и угощениям. К приезду царя «следы разыгравшейся трагедии» были убраны, и его встречали громогласным «Ура!» и оркестром. Не должно омрачать праздника коронации — посчитал император, знавший о произошедшем, и отправился танцевать на бал в Кремлевском дворце и затем у французского посла.
Первые же дни правления были скомпрометированы этими событиями и решениями, и их вспоминали впоследствии не в пользу царя.

Свобода хранить монархию

В первой публичной речи 17 января 1895 года Николай ІІ произнес: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный, покойный родитель». После этих слов земские деятели сплотились, прогрессивная молодежь «раздражилась», и революционная агитация обрела второе дыхание. «Русское образованное общество, в своём большинстве, приняло эту речь как вызов себе», — писал историк С. С. Ольденбург.

Свобода Государственной Думы

Террор, востания, стачки, забастовки не прекращались до подписания царем в 1905 году Октябрьского манифеста. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 миллионов человек. Бастовали железнодорожники, и вся Россия была вовлечена в стачку и смуту.

Все это вынудило Николая II подписать манифест, в котором Государственной Думе передавалась часть законодательных полномочий. Государь разделил свою единоличную законодательную власть монарха с парламентом и мог воспользоваться теперь лишь правом вето и роспуска Думы. Вот что было написано, среди прочего, в этом манифесте: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей». Но и эта мера не оказалась панацеей: новый закон был объявлен частью населения ложью, и произошла новая вспышка насилия. В ноябре 1905 года в Москве стали строить баррикады.

Свобода слова и собраний

Новый манифест даровал населению Российской империи гражданские права, а именно свободу слова, печати, собраний и союзов. Николай писал в письме матери: «Это в сущности и есть конституция. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и наконец, помолившись, я его подписал… Милая мама, сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжелое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти что год…»

Конечно, свобода слова и печати и отмена предварительной цензуры позволила революционерам бесстрашно печатать оппозиционные газеты и листовки, открыто призывать к борьбе и восстаниям и, в конце концов, оказалась обоюдоострым мечом, поразившим обе стороны конфликта.

Свобода вести войну

Одной из причин революции 1905-1907 годов было поражение России в русско-японской войне. Несмотря на многочисленные советы приближенных к императору не вступать в войну, Николай ІІ принял необдуманное решение это сделать, не оценив силы России и недооценив японских воинов. И мать Николая, и министр Сергей Юрьевич Витте отговаривали императора от этого шага, приведшего впоследствии к падению авторитета царя в кругах интеллигенции и дворянства. Теперь даже в среде монархистов стали витать идеи о замене Николая II на другого Романова.

Свобода выбирать союзников

«Всеобщая европейская война смертельно опасна для России и Германии независимо от того, кто её выигрывает, — написал в феврале 1914 года Петр Николаевич Дурново Николаю ІІ. — Даже победа над Германией сулит России крайне неблагоприятные перспективы… Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой трудно предвидеть». По мнению П.Н. Дурново, для России не было никакой выгоды в союзе с Англией и Францией, и куда выгоднее был союз на западе — с Германией, а на востоке — с Японией. Россия неизбежно будет терпеть неудачи в развязавшейся войне, и все их будут приписывать правительству. В Думе начнется кампания против императора, а в стране — революционные выступления.

При Николае ІІ Россия все же была союзницей Англии и Франции и воевала против Германии. И предсказания П.Н. Дурново сбылись.

Свобода от царя

Как будто по правилам чеховской драмы, ружье, повешенное на стене в начале произведения, выстрелило в конце. Слово 17 января 1895 года, в котором молодой государь уверенно обещал сохранить монархию, было нарушено им через 22 года, когда Николай подписал отречение от престола.

Вот что написал он в телеграмме генералу Алексееву: «Во имя блага, спокойствия и спасения горячо любимой России, я готов отречься от престола в пользу моего сына. Прошу всех служить ему верно и нелицемерно. Николай». Государю докладывают об опасности распространения беспорядков на фронте и сообщают, что войска Петроградского гарнизона немедленно перешли на сторону восставших. А такие беспорядки в тыле неминуемо приведут к поражению в мировой войне. Николай отрекается от престола и за себя, и за своего сына. Власть переходит к временному правительству, созданному той самой Думой, которую Николай когда-то сам учредил

Екатерина Оаро

"Кириллица"

1.0x