"Тотем волка" (Франция—Китай, режиссёр — Жан-Жак Анно, в ролях: Уилльям Фэн, Шон До, Ба Сэнь Чжа Бу, Анкхьям Рачаа)
В 1967-м году пекинский студент Чэнь Чжэнь устремляется вместе с другом прочь от столицы и иной суеты городов. Стремясь избежать всех сложностей периода "культурной революции", молодые китайцы отправляются во Внутреннюю Монголию просвещать местных жителей благами цивилизации. Парни поселяются среди кочевников, перегоняющих стада овец по бескрайним монгольским степям. Быт коренного населения, их близость к природе и древним корням завораживают Чэнь Чжэня. Но еще больше его привлекают естественные соседи монголов — волки. Люди веками уживались рядом с опасными животными, существуя в гармонии их общего мира, которым правит высшее божество тех мест — Тенгри. Но на вольные земли приходит новый порядок. Китайцы стремятся возделывать почву, спасаясь от голода, но оттесняя монголов за обочину их привычного бытия. Нарушается вековой закон. Добычу волков — убитых и спрятанных впрок антилоп — китайское руководство приватизирует в пользу народа. Волки лишаются привычного рациона и начинают мстить. После нескольких набегов на вожделенные стада, хищников объявляют врагами государства. Тем временем Чэнь Чжэнь прячет у себя волчонка и пытается его приручить.
Фильм снят по автобиографичному роману китайца Цзянь Руна, который также принимал участие в создании сценария. В архиве Жан-Жака Анно уже есть два фильма, посвящённые миру животных — говорящий сам за себя "Медведь" (1989) и "Два брата" (2004), повествующие о нелёгкой судьбе бирманских тигрят, превращённых безжалостными людьми в звериных гладиаторов. Но если "Медведь" был усовершенствованным практически гениальным художественным вариантом канала Animal planet, а "Два брата" — почти индийской по уровню накала страстей выдающейся мелодрамой, в своей новой работе французский режиссёр делает акцент на эпической форме и философском содержании. Прибегая при этом к крайне простой и доходчивой манере вести разговор.
"Тотем волка" очень зрительский фильм. То, что он, будучи лентой открытия Московского кинофестиваля, так и не попал в прокат, лежит на совести бюрократов кинобизнеса, которых в данном случае явно подвела коммерческая хватка. К счастью, картина доступна для скачивания в интернете. Но невозможность для зрителя увидеть все это великолепие на большом экране, увы, снижает восприятие этой поистине грандиозной работы и сводит на нет усилия авторов. Поскольку только в кинотеатре можно кожей ощутить невероятную красоту монгольских степей. По сути, это такая "Урга — территория любви", но только ещё и про волков и с более ярко обозначенным сюжетом. Некуда уйти и от ассоциаций с Чингизом Айтматовым и Эрнестом Сетоном-Томпсоном. С одной стороны, зритель погружается в мир прекрасных хищников, вызывающих чистое незамутненное восхищение. Недаром престарелый монгол порицает молодого китайца: "Ты поймал бога и сделал его своим рабом!". С другой — фильм подробно описывает сложную политическую ситуацию в регионе, когда вековой уклад жизни перемалывается в жерновах неумолимо наступающего прогресса. С третьей — живописно показывает изнутри быт монгольских кочевников. Прекрасная операторская работа временами достигает невероятных высот. Создаётся ощущение, что перед глазами зрителя восстаёт из неведомых глубин этакий новейший блокбастер, лишённый привычной фантастической подоплёки.
Понятно, что в той вселенной, в которой обитают герои "Тотема", симпатии зрителя находятся отнюдь не на стороне китайского руководства. Другое дело, что столь очевидная мысль — вмешиваться в ход природы нельзя — относится, скорее, к человечеству в целом. И здесь китайский городской паренёк, буквально загипнотизированный юным "врагом государства", совершает обычную, но понятную попытку соприкоснуться с миром, куда человеку путь навсегда заказан. При всей поэтизации мифического ореола, окружающего прекрасных жёлтоглазых хозяев степей, волк навсегда останется волком. И только великий монгольский бог Тенгри пошлёт человеку утешительный приз — облако в виде гордого зверя, чья жизнь и смерть навсегда принадлежат небесам.