Сообщество «Салон» 00:00 5 ноября 2015

Только дерево

Основное тело выставочного проекта "Русское деревянное. Взгляд из XXI века" составляют искусно изготовленные макеты, чертежи-обмеры и фотографии. Данные экспонаты вам вряд ли удастся "откопать" в Интернете, в силу их специфичности. Посещение выставки "Русское деревянное" — далеко не то же самое, что всамделишная поездка в Кижи, зато здесь присутствует связный рассказ о том, что есть российское древесное зодчество в целом, откуда оно взялось и куда движется, дополненный фактическими материалами, точность которых не вызывает сомнений. Обилие экспонатов позволяет добиться эффекта погружения в заданную выставкой тему. Внутри стен музея имени А.В. Щусева внимание волей-неволей полностью переключается на деревянное зодчество.

Чтобы организовать качественную выставку, требуется особый талант, замешанный на терпении и стрессоустойчивости. Иногда даже очень масштабные выставочные проекты рождаются легко, например, в запасниках сразу отыскивается огромная подборка экспонатов, соответствующих избранной тематике. Недостающее быстро добирается, все участвующие в процессе стороны легко договариваются друг с другом и даже оказывают кураторам посильную организаторскую помощь. Бывает складывается обратная ситуация, когда поиск каждого отдельно взятого предмета превращается в форменный детектив, а переговоры с держателями длятся неделями, постоянно рискуя "зависнуть" на неопределённый срок. В большинстве случаев процесс организации выставок пролегает где-то между двумя крайностями, правда, обо всех его деталях посетителям рассказывают крайне редко. Сложности при подготовке экспозиции зачастую зависят от количества и качества представленных экспонатов. Судя по тому, сколь обильно наполнена контентом выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века", которая проходит в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева, над ней попотело немало специалистов. Первоначально проект предполагали свернуть в конце ноября, но уже через несколько недель после открытия его продлили.

В эпоху Интернета, при желании, можно в сжатые сроки хотя бы поверхностно ознакомиться практически с любым проявлением материального мира, причём, не вставая с кресла. За фотографиями и статьями теперь не нужно отправляться в библиотеки или в архивы. К тому же, материалы, попадающие в Сеть, отнюдь не являются второсортными. Фотографии, снятые профессионалами, видео высочайшего качества — всё это доступно по щелчку мыши. Тем не менее, люди не перестали путешествовать и посещать музеи. В столице интерес к галереям за последние десять лет ощутимо вырос, так же, как выросло и общее их число.

Основное тело выставочного проекта "Русское деревянное. Взгляд из XXI века" составляют искусно изготовленные макеты, чертежи-обмеры и фотографии. Данные экспонаты вам вряд ли удастся "откопать" в Интернете, в силу их специфичности. Посещение выставки "Русское деревянное" — далеко не то же самое, что всамделишная поездка в Кижи, зато здесь присутствует связный рассказ о том, что есть российское древесное зодчество в целом, откуда оно взялось и куда движется, дополненный фактическими материалами, точность которых не вызывает сомнений. Обилие экспонатов позволяет добиться эффекта погружения в заданную выставкой тему. Внутри стен музея имени А.В. Щусева внимание волей-неволей полностью переключается на деревянное зодчество. Одна из причин, почему люди продолжают посещать выставки, наверное, именно эта возможность хотя бы на час или на два оказаться в полностью упорядоченном пространстве, служащем чёткой и ясной цели.

Выставка "Русское деревянное", безусловно, замахивается на всеобъемлющий обхват темы отечественной деревянной архитектуры. Возможно, кое-где она копает недостаточно глубоко, поэтому, посетив её, вы не узнаете название каждого декоративного элемента резного наличника или имена всех существующих типов крепления брёвен, зато вы сможете составить наглядное представление о том, как развивалось древесное строительство в течение последних пятисот лет. Естественно, не обошлось без сопровождающих текстов, создающих контекст. В общих чертах на картонных табличках рассказано об особенностях тех или иных конструкций, исторических периодов и архитекторов (о них речь заходит, когда экспозиция вплотную приближается к настоящему времени). Стоит заметить, что некоторые макеты, те, которым уже больше ста лет, фактически превратились в объекты с безотносительной значимостью. И при этом они продолжают оставаться научно точными копиями реальных сооружений.

На выставке есть отдельный зал, посвящённый мебельному "Русскому стилю", возникшему под конец XIX века. Конкретно представлены предметы, произведённые в мастерской подмосковной усадьбы Абрамцево и в имении Талашкино Смоленской губернии. В тот же исторический период деревянное зодчество переживало, если можно так выразиться, коммерческий подъём. Многие зажиточные люди обращались к стилю национального романтизма, когда заходила речь о том, как будут выглядеть их жилища.

Возникновение новых архитектурных форм происходит различными способами. В некоторых случаях вид здания напрямую диктуется используемыми при его строительстве материалами. Так, появление железобетона сыграло важную роль в становлении конструктивизма. Древние образцы деревянного зодчества формировались естественным путём, параметры зданий подчинялись свойствам высушенного и обработанного мастерами древесного ствола. Так, основами для жилых строений становились прямоугольные или квадратные срубы-клети. Крыши крылись тёсом. Соединительные элементы развивались таким образом, чтобы позволять зодчим как можно ближе приближаться к концепции "без единого гвоздя". От древних образцов деревянной архитектуры веет сказочной архаикой. На первый взгляд бревенчатая ветряная мельница-столбовка, закреплённая на неподвижной опоре, кажется измышлением художников — слишком она похожа на ту самую избушку без окон и без дверей. Деревянные православные церкви и храмы Русского Севера создают ощущение ирреальной, небесной архитектуры.

Изначально я предполагал, что вся выставка будет посвящена архаике. Но в реальности одни из самых неожиданных залов относятся к ХХ веку. Многие слышали, что карьера Константина Мельникова резко рванула вверх после того, как он представил павильон СССР, предназначенный для состоявшейся в 1925 году Международной выставки декоративных и прикладных искусств в Париже. Проект Мельникова выиграл Гран-при. При этом мало кто может мгновенно представить себе, как именно выглядело это здание. К своему удивлению, я обнаружил его макет на выставке "Русское деревянное". Павильон СССР Мельникова конструктивно необычайно прост и лаконичен. Это лёгкая каркасная двухэтажная постройка с прямоугольным планом, выполненная из дерева, состоящая из двух объёмов с большими прозрачными плоскостями стекла. В проекте также присутствует изящно реализованная лестница, видимая со всех четырёх сторон павильона. И действительно, это ведь тоже деревянная архитектура!

Совсем рядом с павильоном СССР располагается макет небезызвестного павильона "Махорка", задействованного во Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года, так же разработанного Мельниковым. Довольно значительная часть экспозиции посвящена именно архитектуре всемирных выставок, происходивших на рубеже XIX и XX веков. При возведении этих временных строений в качестве основного материала выступала древесина. С ней было легко работать и по окончании торжеств, и показов, такие конструкции легко разбирались. Правда, мельниковский павильон СССР, сослужив службу, затем надолго прописался в Париже.

В последующих залах выставка продолжает удивлять, предоставляя всё более и более неожиданные экспонаты, извлечённые из архивов. Посетители могут увидеть макеты и детальные планы временных деревянных павильонов, послуживших в качестве прототипов ставшему впоследствии каменно-бетонным комплексу ВДНХ. Показаны эскизы бревенчатых домов культуры, предназначенных для Крайнего Севера. Данный пласт советской архитектуры редко всплывает из архивной пучины.

Особое место на выставке занимает проект государственного цирка на три тысячи мест в Иваново, который практически полностью был выстроен из дерева. Другими интересными экспонатами являются макеты двух деревянных мавзолеев Ленина, спроектированные Алексеем Щусевым.

Последний зал посвящён реставрации. Древние деревянные строения можно разобрать, перевезти и заново собрать на новом месте. Этим пользуются историки, архитекторы и искусствоведы при создании музеев деревянного зодчества под открытым небом. По их мнению, перемещение памятников архитектуры на единую площадку не только упрощает процесс контроля за их состоянием, но также делает их куда более доступными для посещения.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x