В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Николай Заболоцкий
Вдоль узкой улицы тянутся низкие постройки с искривленными спинами. Домики- близняшки обтесанными боками прижались друг к дружке. В крошечные окна с облупившейся светло-голубой рамой своими огненными зрачками заглядывает июньское солнце - есть кто дома? Но никто не отвечает - только липы томно покачивают своими широкими плечами в такт рокотанию ветра, слегка касаясь сплюснутых подоконников. Редкие прохожие бредут по улице - дед в широкой соломенной шляпе и синих спортивных штанах тащит за собой большущее ведро, за ним на трехколесном катит девчушка в цветочно- белом комбинезоне с копной тюльпановых кучеряшек. «Таруса? Это уже Таруса, бабушка?», - мальчик с зелеными глазищами в красной бейсболке с человеком-пауком ерзает в высоком кресле. Старый автобус тормозит и резко сплевывает газ: «ВЫХОДИМ! ВЫХОДИМ!». Мы оказываемся около истерически- желтой одноэтажки с мелкой надписью «Автостанция», вагончиком «Куры гриль» и оранжево-синей тумбочкой по приему платежей. Оглянуться в сторону - белоснежный храм, золоченые купола которого острыми пиками вонзаются в глыбы плывущих облаков, рядом длинные ряды пестрых клумб и памятник Ленину, подпертый деревянной площадкой. Все это на фоне разлива Оки и бесконечной зелени полей. «Да, Паша,- пожилая женщина в длинном сарафане осторожно спускается по автобусным ступеням, протягиваю руку мальчишке в красной кепке, - это Таруса!».
***
Знойный полдень, в дымке тающие очертания холмов, куполов, и в расплескавшейся тиши, блаженной или безысходной, в ней тысячи хрустальных, глиняных, стеклянных осколочных звуков - жужжание вентилятора, рявканье мотора, гулкое эхо детского смеха, пение соловьев, мягкий цветаевский шепот, размеренный, твердый и спокойный голос Константина Паустовского, теплые полутона Святослава Рихтера... Тарусу в прошлом веке называли литературным и художественным подмосковным центром. Имена Поленова, Крымова, Борисова-Мусатова, Ватагина, скульптора Матвеева тесно связаны с городком...Тарусские пейзажи оживляли на полотнах художники, описывали на страницах своих произведений поэты и писатели...
***
«Сашка, Сашка, смотри, фотограф!», - мальчишки в одних шортах и сандалиях на самокатах и велосипедах гоняют по Площади Ленина - центру Тарусы. Кто-то из них забрался на деревянную сцену, подпирающую бронзового вождя, и позирует на камеру: «Сфоткай меня! Сфоткай!». У Храма Петра и Павла стоит красно-желтый батут- машина из мультфильма «Тачки». По аллейке мимо Пенсионного фонда бродят жители - полненькая девушка блондинка в милицейской форме идет с огромной связкой шариков - здесь и блестящее розовое сердце, и скрученная синяя собака и желтая большая звезда. «Девушка, девушка!», - сзади плетется компания парней - все они в клетчатых и полосатых шортах шоркают в резиновых шлепанцах по асфальту с прямоугольной плиткой, - вы откуда такая идете?». Но та не оборачивается - видно только, что улыбается, а глаза такие счастливые, светлые. По периметру площади - от храма и до магазина «Старый город», запертого на гигантский железный замок, тоже висят шарики- только сдутые. Колышутся на вечернем ветру - зеленые, красные желтые блики. Одинокий герб Тарусы в ярко-синем цвете качается из стороны в сторону, эхо от детского крика отражается в стеклах домов и убегает по длинной дороге, вверх, к горизонту, к холму....Откуда-то издалека разносится мелодия - ноты наперебой шипят- шепчут, заглушая тишину пятничного вечера. Бежать на эти звуки, искать их среди разодранных кирпичных стен, стоять у открытых настежь окон, на стеклах которых налеплены бумажные снежинки и елочки еще с новогодних каникул. Шаг - дальше, шаг - ближе. Таинственные невидимые звуки убегают вдоль по улице Ленина, что идет прямо от площади. Кто знает - может в одном из двухэтажных домов сгорбленных временем, в полусумрачной крохотной комнате, где теплый легкий ветер дышит в прозрачные рваные шторы, живет одинокий скрипач - такой современный герой чеховской «скрипки Ротшильда», и по вечерам, став напротив распахнутого окна воодушевленно играет этюды давно забытых композиторов.... Мандариновый отблеск заката с запахом розмарина ложится на его усталые, мягкие черты, заливает светом полупустую комнатушку с деревянным стулом из темно-коричневого дерева и маленького стола, где в рамке стоит черно- белое фото никому неизвестной женщины... Но звуки резко исчезают и в тишину вновь вонзаются пики реальной современной жизни - шорканье по асфальту, треск велосипедных колес и гулкие голоса прохожих. Русская провинция прекрасна своим естеством, прекрасна своей непохожей ни на что реальностью, которая существует вне - границ, пространств и времени....Мы есть, мы здесь, мы жизнь, вечерний звон колоколов и грубый мат молодых девушек, старинные домики на первых этажах которых магазины «Все для настоящих мужчин», «Рыбалка» и «Ювелирный», бабушки в разноцветных платках, стоящие у ворот церкви и беременная девушка в длинном сером платье с ленточкой «Выпускник 2013» у продуктового, бронзовая Марина Цветаева , смотрящая на блестящую рябь Оки, и подростки в легких майках рядом на лавке с бутылкой «Балтики». От центра к берегу реки ящеркой ползут глухонемые светлые улицы - среди старинных изб из дерева с настоящими ставнями и коттеджами со свежей краской и пластиковыми крышами можно найти «Отделение полиции», «Сбербанк», налепленные друг на друга вывески «Библиотека», «Ритуальные услуги» и продуктовый «Белочка», «Службу судебных приставов» в старом доме рядом со скошенным забором и ямами луж, возле которых от послеобеденного зноя отдыхают замызганные серенькие бродяги.... Обыденная и сказочная, таинственная и вместе с тем знакомая и простая, Таруса представляется такой треугольной призмой, где множество граней - культурных, исторических, природных сложились в единую ни на что не похожую геометрическую фигуру...
***
«Церковь? Да, да, там пройдете и увидите!» - мальчишка в оранжевых резиновых шлепанцах и в одних плавках указывает на узкую дорогу, ведущую в гору. Когда поднимаешься вверх по этой горе, засыпающее солнце медленно падает в ладони, свои горячим светом будто бы выкрикивая свысока «Лови меня! Я падаю! Словишь?» На склоне мостятся в ряд одинокие домики, утопающие в темной зелени под узорчатым покрывалом густых ветвей. И вот дорога выводит к крошечной церквушке. Прямо из- под нее бьет источник - свежие брызги летят в разные стороны, маленькие ручейки текут вниз по искривленным плиткам. «Братья и сестры! Территория часовни, источника и купальни является Святым местом. Просим вас вести себя благоговейно. Не оставлять мусор, не курить, не входить с собаками!». На двери - небольшой замок. Купальня открыта каждый день с 10 до 18 часов. Здесь нет сосем никого... В одном из дворов гавкает пес. Одуванчики у часовни чуть колышутся в невесомости закатного ветра.
***
Яркие тропинки цветов в саду и холодная, глухая мощь церковных стен, пожелтевших по бокам. Золоть куполов Храма Воскресения Христова слепит глаза. За мутными окнами мало что разглядишь - в одном, рядом с центральным входом, за запыленным стеклом с каплями синей краски видна вешалка, на которой в ряд висят длинные голубые и белые костюмы, расписанные серебряным узором . Пройти чуть дальше, по сухой траве - и ... широкая зеркальная полоса Оки, пышные кудри веток в отражении водного шелка, глубина желтых полей и мякоть закатного неба - тот миг, когда солнце уже спряталось за салатовые горбы холмов, и младенчески- нежная кожа небес без единого облака вдыхает в себя атомы остывающего воздуха. Возле ярких цветков кружат- жужжат пчелы. Внизу по дороге босиком плетутся пьяные мужики в плавках, выкрикивая в пустоту несвязную брань. Пространство множества граней...
И вновь слышатся неразличимые, но уже знакомые звуки... Ближе, с каждым шагом, но где? Ударные. Духовые. Старый мотив... Откуда? Во дворе постройки «Танцпол. Бильярд. Боулинг» они стоят на маленькой крытой сцене, освещенной голой тусклой лампочкой. Мужчины - в спортивных штанах, джинсах, простых рубашках и футболках. Гитара, барабаны и синтезатор, на котором кислотными буквами наклеено «РИТА». Они играют и поют в живую - рядом стоят два мужика в пестрых пальмовых шортах и снимают концерт на старые видеокамеры.
- А что вы сейчас за песню играли?
- Машина времени. Старый корабль... Ребят, нас это...хоть слушать можно?
- Да что вы, спасибо вам за музыку большое!
-Тогда...тогда поехали!!!
Гитарист начинает новый аккорд. Ударники тут же подхватывают.... Мотив уже кажется таким родным и знакомым....
Мимо на стареньком велосипеде с небольшой корзинкой спереди едут двое - он- с набитым рюкзаком в спортивном костюме, и она - в желтой косынке и старенькой серой футболке.
Они оглядываются на музыкантов и радостно улыбаются друг другу.
Скоро будет совсем- совсем темно.
***
Да, Таруса действительно многогранна - поражает насколько разными оказываются углы этой сложной фигуры. Последние несколько месяцев для тарусовчан были особенно напряженными - нежданные проекты, непрекращающиеся споры и невозможность быть услышанными. В этой истории много отрицательных частиц и вопросительных знаков. Еще больше - запятых и многоточий...
Указом городской думы от 31 мая в Тарусе принято установить памятник Белле Ахатовне Ахмадулиной в самом центре города - в парке за Петропавловским собором. Здесь, буквально в нескольких метрах, уже стоит памятник Марине Цветаевой, автором которого является скульптор В.Соскиев, архитектором - Б. Мессерер. К слову сказать, за последние несколько лет в маленьком городке Калужской области установили памятников не мало - это и бюст генералу Ефремову, стоящий напротив храма, и памятник Константину Паустовскому (потеснивший кафе «Ока», неизвестную организацию и отбеленные коттеджи), несколько досок на жилых домах. Все памятники достались Тарусе в дар. Проект для памятника Белле Ахмадулиной в конце прошлого года представил ее муж - художник и архитектор Борис Мессерер, который активно привлекает меценатов на тарусскую землю уже не один год. Проект этот предполагает установку памятника именно в парковой зоне - там уже несколько лет в самом центре пустует место, вымощенное мелкой плиткой. Все расходы художник берет на себя. Тарусовчанам и тарусской администрации осталось только решить - принимают ли они этот дар или нет? Вот здесь и начался спор - мнения горожан резко разошлись - большинство считает, что на этом месте необходимо поставить памятник генералу Ефремову - главному герою Тарусы, а памятник Белле Ахмадулиной установить на береговой зоне, недалеко от дачи поэтессы. Некоторые убеждены, что памятнику Ахмадулиной и вовсе не место в Тарусе - якобы есть множество людей, память о которых в городе увековечить куда важнее. Только мнения тарусовчан, как обычно случается, «попросили оставить при себе» - собрания и заседания городской думы проводились в закрытом режиме, а заявления на проведение референдума от горожан остались без ответа. Рядом с вопросами и восклицаниями постоянно появлялись междометия - явное отношение депутатов к дару Мессерера до конца не было понятным за счет того, что официально проект городской администрации представлен не был, и большинство высказываний самих депутатов ясностью и конкретикой не отличались, что можно проследить в отчетах с некоторых депутатских собраний, представленных в том же «Октябре». Газетные статьи, копия заявления на проведение открытого собрания в гордуму и недавнее решение чиновников об установлении памятника - все, что есть сейчас у недовольных горожан.
«На одном из фестивалей народу объявили, что памятник Ахмадулиной будет стоять в парке, рассказывает Галина Плущевская, главный редактор газеты «Октябрь», - Глава администрации Евгений Мальцев ни сном ни духом не знал об этом. «Смотри чего делают, ко мне не обращались письменно, что-то заявляют! А давай поизучаем общественное мнение...»- сказал он мне. В итоге народ разделился: были люди, которые выступали за памятник в парке - их меньшинство, некоторые просили ,чтобы парк сохранили как зону отдыха, находились такие, которые были против памятника Ахмадулиной вовсе, говорили - не нужен нам памятник поэту, она здесь не родилась, была дачницей и просто любила это место. КПРФ выступили против памятника, потому что Ахмадулина была в числе подписавших «письмо 42-х» - они сказали - это беспрецедентный случай, когда поэт призывает стрелять в свой народ, не надо нам памятников этих вообще. После этого глава администрации призвал специалистов- архитекторов, ведущего эксперта по градостроительству в области. Они приехали на место в парке и сказали, что здесь уже стоит памятник Цветаевой, а если рядом поставить памятник Ахмадулиной, получается эффект монолизы - Цветаева требует своего пространства, Белла Ахмадулина - своего. Мы нашли прекрасное место на берегу, с моей точки зрения, ей было там стоять комфортно, потому что Ахмадулина в духовном завещании своем написала,что хотела бы быть похоронена рядом с церковью в Коленово,на том берегу Оки- и вот с этого места, где мы стояли, видна церковь, место находится на цветаевской тропе, над полянкой храм. Это то, что нужно для души поэта ,но к сожалению, нам объяснили, что денег на обустройство поляны нет, а тут в парке уже вроде все готово. У меня сложилось впечатление, что это замысел такой был... . Мнения тех, кто просили сохранить парк, не учли. Личность цветаевой такова, что не требует никого рядом. Цветаева не нуждается в обрамлении....»
«Лучшее место для памятника - в парке," - считает тарусовчанин Владимир Петров: "территорию, где стоит Паустовский вообще называют выселками- как будто в частном секторе стоит... Здесь существует план, по которому центральное место должно быть отдано Ахмадулиной. Когда люди приходят в наш парк, эстетическое и этическое чувство соединяется вместе, вот почему это лучшее место и за него идет борьба. Не случайно здесь упоминается общество «толерантность» (как спонсирующая памятник Ахмадулиной организация)- толерантно уничтожают классику в Большом театре, все толерантно! А мы должны это все терпеть...Но природу не обманешь! Обратите внимание, жители Москвы ходатайствуют жителям другого города, чтобы памятник поставили у нас (тарусской администрации приходили письма из Москвы, где деятели науки и культуры активно выступали за установка памятника). Ну позаботься, чтобы поставили это у вас! Абсурд - в Москве не проходит - давайте навяжем жителям другого города... На месте в парке нужно переустановить памятнику генералу Ефремову, нашему герою, который сейчас стоит буквально на автостанции. Получается подмена ценностей- убирают с культурного пространства самые значимые фигуры...»
По сути, финальная точка в этой истории уже поставлена - городской думой вынесено официальное решение об установке памятника. По началу жители Тарусы сдаваться были не намерены - они подали заявление местному прокурору на обжалование решения, обратились за помощью к юристам....До сих пор прокурор не вынес никакого решения относительно заявления (хотя с даты обращения прошло куда больше месяца), а тарусский юрист запросил немалую сумму и при этом не оказал никакой помощи и не дал информации....Единственный депутат, оказавшийся на стороне горожан и все это время требовавший своих коллег услышать народ, - Александр Голованов, бросит по телефону: «Я уже устал от этого, сколько можно...». В трубке только исказится его слабый, надорванный голос...
..А Ока все также плещется
И вечерами солнце в ладони падает
Музыка льется здесь из неоткуда...
фото Виктора Новикова