Авторский блог Марина Алексинская 10:51 26 ноября 2014

Светлый путь

Шок и трепет – так называла бы встречу с Маргаритой Парфёновой. Очаровательное создание, в свои 25 лет (если не раньше) она возглавила компанию «РУСКОНЦЕРТ», и эта компания осуществляет в Москве и Петербурге самые амбициознейшие проекты, связанные с классической музыкой. Если кто-либо из читателей заметил на улицах столиц афиши, анонсирующие концерт Риккардо Мути с Венским филармоническим оркестром на сцене БЗК «Октябрьский» и Кремлевском дворце, то знайте, этот проект-престиж, проект-тщеславие «РУСКОНЦЕРТА».
Шок и трепет – так называла бы встречу с Маргаритой Парфёновой. Очаровательное создание, в свои 25 лет (если не раньше) она возглавила компанию «РУСКОНЦЕРТ», и эта компания осуществляет в Москве и Петербурге самые амбициознейшие проекты, связанные с классической музыкой. Если кто-либо из читателей заметил на улицах столиц афиши, анонсирующие концерт Риккардо Мути с Венским филармоническим оркестром на сцене БЗК «Октябрьский» и Кремлевском дворце, то знайте, этот проект-престиж, проект-тщеславие «РУСКОНЦЕРТА». А несколько дней назад в Москве, в Большом зале консерватории, выступил Марселло Альварес, выдающийся тенор мировой оперы. И этот концерт – проект «РУСКОНЦЕРТА» - прошёл с таким аншлагом, что невольно вспомнишь французский кинематограф и задумаешься о «Новой волне» от Парфёновой в мире классической музыке…И вот мы встретились за столиком одного из кафе. Трепет буквально пронзил меня. Маргарита Парфёнова, этот экзотический, диковинный цветок, столь пылко, столь искренне и как-то через застенчивость радостно-красиво говорила о любви к России, к родителям, к дому, к природе… что действительно сомнений нет в том, что «будущее России великое, самое светлое».

«ЗАВТРА». Рита, в ваших планах привезти оркестр из Венесуэлы. Почему решили представить именно этот оркестр московской публике?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Венесуэльский оркестр совершенно поразительный! Его состав, 260 человек, - молодые музыканты, половина из которых несовершеннолетние. Около сорока лет назад в Венесуэле была создана система, благодаря которой детей из трущоб, из детских домов, маленьких совсем, 2-3-4 лет, собирали, представляли к ним лучших педагогов по музыке и по итогам обучения лучших из лучших собрали в коллектив. В итоге, лет за пятнадцать этот коллектив вошел в десятку лучших оркестров мира! Просто невероятно! Оркестр из Венесуэлы оказался на одной ступени рядом с оркестрами Берлинским, Венским, Бостонским. С ним работали такие выдающиеся дирижеры как Клаудио Аббадо, Риккардо Мути.

Оркестр очень молодой. Музыканты работают на острие бритвы: рядом с ними прошла беда, полная нищета, но она их миновала. И вот эта «звёздная», в хорошем понимании этого слова, жизнь для них просто каким-то фонтаном бьёт. Поэтому с Венесуэльским оркестром работать очень интересно и очень сложно. Я рада, что после года непростых переговоров, концерт оркестра состоится в Кремлевском дворце. Для меня это - счастье.

«ЗАВТРА». Счастье, как бы вы пояснили столь ускользающее понятие?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Счастье - внутренняя гармония, но не спокойная, а пульсирующая. Счастье, когда испытываешь желание сделать что-то хорошее, доброе. Я всегда жила в полной убеждённости того, что любое сильное желание добра непременно сбывается.

«ЗАВТРА». Что было самым сложным для вас?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Не знаю. Просто не понимаю о чём думать. Мне кажется, в школу ходить. В школу ходить, потому что я была домашней. Вы знаете, наверное, всегда сложно закаливаться, вырываться из тепличной домашней атмосферы. Это и сложно, и трудоёмко.

«ЗАВТРА». Вы росли в безвременье. Обрушивалась страна, высокие стремления сменил хищнический прагматизм. Каким Вы запомнили то время?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Вы знаете, что я помню очень чётко? В доме была сильная любовь к своей стране, было большое уважение. И как-то так получилось, что тот период, он эмоционально для меня был отодвинут, наверное, любовью к русской литературе, любовью к русской музыке, любовью к каким-то отдельным выдающимся личностям. Вот есть страна, которая своя, которую очень любишь, с великой историей, с великими полководцами, с великой культурой. Есть след в искусстве, который страна оставила в мире, и есть такое внутреннее уважение себя, русского человека… Из детства я помню на улицах какие-то палатки, киоски и мне казалось - такая жизнь. Сейчас уже понимаешь, тот период был унизителен для страны. Я всегда говорю о том, что если в нынешнем своём возрасте я оказалась бы в то время, то для меня это было бы настолько болезненным, настолько ужасным для моего внутреннего мира.

«ЗАВТРА». Вы остаетесь идеалистом?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Я идеалист с достаточно трезвым отношением к жизни. Помните в «Двенадцати стульях» есть притча о гусаре-схимнике, эпилог которой: нельзя жить телом на земле и душой быть на небе. В жизни есть определённые законы прагматизма. Я работаю, сама зарабатываю, мне надо думать не только о себе, но и о тех людях, за которых я ответственна. При этом, я считаю, что цели, к которым идёшь, должны быть светлыми, то есть обращенными к небесам. Нельзя ждать от жизни того, что будешь счастлив, если зарабатываешь деньги на наркотиках. Можно заработать, но они счастье не принесут. Быть может пафосно, наивно звучит, но это правда. И очень часто в банальных и наивных вещах бывает правда.

«ЗАВТРА». Модная клубная жизнь Вас не коснулась?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Раза два была в клубе, тогда еще школу заканчивала. Поняла, что для меня это абсолютно чуждая атмосфера, даже сейчас не буду комментировать по каким критериям. Просто это отвратительно.

«ЗАВТРА». Рита, вы работаете с Кремлевским дворцом. Это амбиции молодости, с вашей стороны, - «взять» Кремль?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Абсолютно нет! Так получилось, что Кремлевский дворец изменил направление в своей деятельности, стал отказываться от «попсы» и переориентироваться на классические концерты. Когда меня пригласили, спросили, готова ли работать в классическом направлении, проводить серьёзные концерты, и я с большой радостью сказала «да». Я очень люблю Кремль, а Кремлевский дворец связан еще с детством, с взбитыми сливками, которые мне покупали после просмотра балетов. Я работаю с Кремлевским дворцом на большом подъеме. Уверена: задача привлечения публики к классической музыке, вне зависимости от площадки – филармонической или нет – такая задача очень благородная и важная. Как бы то ни было, а духовность в людях можно пробудить только искусством и только с их собственного желания. А желание может появиться тогда, когда будет возможно сравнение. Ведь, так сложилось, что в течение последних двадцати лет концерты классической музыки не были массовыми. Даже сегодня, когда телеканал «Культура» транслирует концерты, не каждый человек решается пойти в консерваторию. Поход в консерваторию – поступок честолюбивый. А человек, который каким-то образом связан с классической музыкой, - нечто вроде диковинки. Для моих знакомых, например, было бы понятнее, будь я депутатом Госдумы, например. А консерватория? классическая музыка? Слишком отдельно.

«ЗАВТРА». Не сожалеете об отдельности? Интересно узнать, как давно и почему Ваша работа оказалась связана с классической музыкой?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Это моё счастье, что отдельная жизнь классической музыки стала моей жизнью… Я закончила Юридическую академию, работала в недвижимости и через день ходила в консерваторию на концерты. Как-то мне сказал приятель: нужен юрист в одну из музыкальных структур Москвы. И я пришла. Со мной поговорили на отвлеченную тему, о тенденциях в музыке, предложили попробовать поработать продюсером. Достаточно быстро вошла в курс дела, потом открыла свою компанию. Вот так, наверное, всё и вышло.

«ЗАВТРА». Как давно это было?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Лет пять назад, может быть даже меньше. Я со временем вообще в очень плохих отношениях. Со временем и с возрастом... У меня есть две категории, с которыми я в плачевных отношениях. Но точно не больше пяти лет.

«ЗАВТРА». Продюсер – кто это в Вашем понимании?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Тот человек, который отвечает деньгами и честью за мероприятие. Продюсер – это даже не должность.

«ЗАВТРА». Перед Вами были примеры выдающихся продюсеров?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Никогда. Ей Богу, никогда об этом и не думала. Просто в детстве мне папа говорил: какая бы ни была поставлена задача, есть только одно решение – нужно работать.

«ЗАВТРА». В подчинении находятся люди гораздо старше Вас. Вас не смущает это обстоятельство, какие чувства Вы испытываете?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Ответственность. Ответственность всегда. И не только перед людьми, с которыми работаю, но и перед - зрителями. И вот эта ответственность перед людьми, которые приходят на концерт, как-то перекрывает все другие чувства и ощущения. Что же касается моей компании, то я никогда не ощущаю себя начальником. Моё глубокое убеждение: люди, живущие на нашей планете, друг друга обслуживают, и каждый человек находится и в том, и в другом качестве. Мне кажется, это большое заблуждение считать, что чья-то позиция превосходит.

«ЗАВТРА». Вы работаете с выдающимися артистами. Встреча с кем из них оказалась для Вас знаковой, быть может, научила чему-то?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Вы знаете, я пришла работать в область классической музыки и полюбила эту область, потому что здесь все люди с душой. Когда человек с душой, то хочет он этого или нет, но он щедрый, он делится. Где есть душа – там встречи все знаковые. Может быть, мой подход неверный, но я работаю с теми людьми, кто мне близок по духу. Тогда возникает такой ясный, чистый заряд, который приводит к хорошему результату.

«ЗАВТРА». В чем, на Ваш взгляд, основа успеха?

Маргарита ПАРФЁНОВА. В вере.Вы знаете, это тот внутренний столп, на который нанизывается и успех и вся жизнь. Может быть, я не сильно воцерковлена, и не чужда какой-то толики гедонизма в жизни… Но совершенно точно, что вера – самое серьезное, что есть в моей жизни.

«ЗАВТРА». Рита, даже в светских беседах, вы не скрываете своего патриотизма. Не связан ли ваш патриотизм с тем обстоятельством, что достаточно поездили по миру, было, что с чем сравнить?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Знаете, опыт западной жизни я узнала гораздо позже, и тогда поняла, что мой патриотизм был недостаточен (смеётся). Я вообще не представляю, как можно не любить свою страну. Вот действительно. Потому что это совершенно естественно для человека, даже из чувства самосохранения. А потом – у нас есть повод. Вклад, который Россия внесла в мировую культуру, историю и просто в тот порядок мира, который сейчас существует, я имею в виду нашу роль в Первой и, естественно, во Второй Мировой войне. Вы знаете, нельзя не любить, не уважать страну, которая проявляла себя таким образом единой, сильной, духовной и такой… невероятно… стойкой, просто нельзя! И еще - Россия удивительная страна. У нас удивительно тонкие люди. У нас люди, которые не стали обществом потребления, как бы это активно не навязывалось извне. У нас люди, которым бывает неудобно, бывает стыдно; что людям, с которыми я столкнулась на Западе несвойственно. Они в том не виноваты, они, может быть, даже не имеют о том представления. И знаете, что меня еще удивило? На Западе я долго-долго ходила по музеям, рассматривала портреты и вот на что обратила внимание. Нынешние европейские лица и те, которые были 200 лет назад, - это совершенно разные лица, разные взгляды. Те, которые были 200 лет назад, они похожи на наши сейчас лица!

«ЗАВТРА». На ваш взгляд: что наша страна потеряла и что приобретет?

Маргарита ПАРФЁНОВА. Знаете, цивилизация – это путь от глупости к пошлости. Поэтому потери постоянно идут и уже очевидно, что мир развивается в неправильном направлении. А что касается того, что приобретёт? Я настолько полна оптимизма! Я вижу, что мы переживаем сейчас очень сложный период, сложный во всех отношениях. Но вижу и отношение наших людей к искусству, к культуре. Я часто общаюсь с теми, кто покупает билеты на мои мероприятия. И мне настолько радостно видеть искреннее стремление человека прикоснуться к прекрасному! Я смотрю на зрителей и понимаю, у нас есть самый важный, колоссальный ресурс – наша духовность, с которой никто никогда ничего не сделает, которая записана в геном русского человека. Причём русского – это даже не обязательно должна быть национальность. Русского –это того, кто говорит на русском языке. Потому что русский язык – духовный язык, он передаёт не действия, он передаёт чувства, что очень важно. Поэтому я полна уверенности в том, что будущее России великое, самое светлое.

«ЗАВТРА». И оно в ваших руках.

Беседовала Марина Алексинская

9 апреля 2024
1.0x