Авторский блог Марина Алексинская 17:05 13 февраля 2015

Старая новость

Три дня топ-новостью культурной жизни столицы значилась проблема увольнения Ирины Лебедевой с поста директора Третьяковской галереи. Ведущие центральных телеканалов озвучивали в качестве причин увольнения одну версию за другой, от которых волосы должны были бы подняться дыбом. Источники закулисья информировали в pendant о вызове г-жи Лебедевой на ковер в министерство культуры, об отказе г-жи Лебедевой подписать заявление об увольнении по собственному желанию, но та на сделку не пошла. Только вот фортуна от «теневых» структур, на которые г-жа Лебедева возлагала пуд надежд, для которых она кабинеты на третьем этаже галереи превратила чуть ли не своими руками в евро-палаццо, фортуна отвернулась. Вдруг отвернулась. И пришлось журналистам выметать сор из избы…

Три дня топ-новостью культурной жизни столицы значилась проблема увольнения Ирины Лебедевой с поста директора Третьяковской галереи. Ведущие центральных телеканалов озвучивали в качестве причин увольнения одну версию за другой, от которых волосы должны были бы подняться дыбом. Источники закулисья информировали в pendant о вызове г-жи Лебедевой на ковер в министерство культуры, об отказе г-жи Лебедевой подписать заявление об увольнении по собственному желанию. Только вот фортуна от «теневых» структур, на которые г-жа Лебедева возлагала пуд надежд, для которых она кабинеты на третьем этаже галереи превратила чуть ли не своими руками в евро-палаццо, фортуна отвернулась. Вдруг отвернулась. И пришлось журналистам выметать сор из избы…

Итак, Ирина Лебедева.

Сотрудник отдела советской живописи Третьяковской галереи, впервые она заставила о себе заговорить, устроив с Андреем Ерофеевым, новобранцем галереи образца 90-х, начальником отдела новейших течений, выставку «Соц-арта». Публика Москвы на ту пору была еще не в тренде, навоз и помои в залах Третьяковской галереи за актуальное искусство не принимала. Случился скандал, о Третьяковской галереи заговорили даже в среде «новых русских». Ирина Лебедева прибывает в Париж, уже на гребне другого скандала, вокруг «Целующихся милиционеров», которых Третьяковская галерея должна была представить Европе в рамках экспорта выставки «Соц-арт», но министр культуры Александр Соколов запретил позорить Россию. И снова Ирина Лебедева в центре внимания, купается в славе, как в брызгах Moet&Chandon. Александр Авдеев, посол РФ во Франции, известный приемами артистов, художников в своей резиденции, пригласил и Ирину Лебедеву, вывел, так сказать, в свет. Не без протекции дипломата, гласит легенда, Ирина Лебедева займет в скором времени пост директора Третьяковской галереи. Верно, придётся разыграть публичный эндшпиль, в результате которого Валерий Родионов, директор галереи, отправится на заслуженный отдых, Андрей Ерофеев, уже звёздный куратор выставок, из тактических соображений тоже уйдет в тень. События эти развернутся в июле 2009 года. Именно тогда Ирина Лебедева занимает трон директора Государственной Третьяковской галереи. И сразу же даруется чин крупного искусствоведа, знатока авангарда. Париж, чтоб не смущать умы (за Лебедевой ни статьи, ни монографии не значится) закрепляет статус, представляет Ирину Лебедеву к Знаку Кавалера Ордена Почетного Легиона. «За вклад».

Верно, существует и обратная сторона медали. Атмосфера в Третьяковской галерее под началом Ирины Лебедевой стала накаляться, предвосхищать грозу.

Гром грянул. Июль 2012 года. Ирина Лебедева принимает решение оптимизировать Лекторий галереи, иначе говоря, избавиться от заслуженных сотрудников галереи, для которых художественная ценность коллекции русского искусства являлась священной. «Завтра» опубликовала тогда статью под названием «Третьяковка под ударом». В статье, в частности, говорилось:

- о кредо Ирины Лебедевой - превратить Третьяковскую галерею в «музей нового типа»;

- о вселении Ирины Лебедевой в квартиру дома в Лаврушинском переулке, как победоносном вступлении в должность, и о том, что «договор найма между г-жой Лебедевой и ГТГ или Управлением Федеральной регистрационной службы никто не заключал»;

- о письме 46-ти сотрудников Третьяковской галереи, кто на анонимных началах рассказал о полу-уголовном кошмаре в галерее, воровстве и светских раутах в залах среди полотен Айвазовского, Врубеля, Брюллова;

- о намерении Ирины Лебедевой избавиться от «избытка» запасников музея и «передачи» их частным коллекционерам, частным музеям с целью продвижения в массы «расширенного представления о современном мире, о современном искусстве, о возможности нового художественного языка».

Факты, что перечислялись в статье «Третьяковка под ударом», конечно, не были «бомбой». Перечисление причин увольнения Ирины Лебедевой с поста директора Третьяковской галереи сегодня – тому подтверждение. О хищениях в галерее, об уничтожении уникального музея, национального достояния России – все и всё знали три года назад. История, говорят, повторяется дважды. Просто, пробил, по всей видимости, час. Ребрендинга ли? актуализации ли бизнес-«схем» под предлогом сто первой проверки?

И вот г-н Капков, руководитель департамента культуры Москвы, креатура г-на Абрамовича, на голубом экране. Снова поёт старую песню о главном. Рассказывает о фасадах галереи с лампочками от Чубайса и о засадах, о финансировании строительства музейного городка, что оказалось: хотели как лучше - получилось как всегда. К тому же, сколько Ирина Лебедева не клялась на библии актуального искусства, сколько ни обещала превратить Третьяковскую галерею в «место коммуникаций», в «институцию открытого типа», а всё галерея остается «институцией» закрытого типа. Лапотной…. Г-н Капков в интервью телеканалу «Вести 24» заверил даже: «саду цвесть»! «Комфортная среда для посетителей» будет создана, как бонус, москвичи приобретут возможность новой ходынки. В 2018 году будет так: «хотите - гуляйте по территории Крымской набережной, по Третьяковке, хотите - гуляйте по противоположной стороне - от Музея Москвы в Пушкинский музей. Я думаю, - добавил г-н Капков, - в 2018 году появится такой большой музейный квартал».

Судьба коллекции Третьяковской галереи, шедевров русского искусства, в чьих руках оказалась или окажется часть из них? продолжает оставаться за семью печатями. Как бы в тумане. Однако, надеемся в подлинниках ещё предстают в Третьяковской галерее полотна Левицкого, Васнецова, Сурикова, Кустодиева, Малявина, Репина, Крамского… Классика. Русская классика:

«Докатится ли колесо до Москвы или до Казани?» - вот в чём вопрос.

1.0x