27 февраля 2013 года в Независимом пресс-центре на Пречистенке прошёл «круглый стол» «К 60-летию со дня смерти: ЗНАЧЕНИЕ И.В.СТАЛИНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА». Мероприятие было организовано совместными усилиями членов интеллектуального клуба «Свободная мысль» и Института проблем глобализации.
Святослав Рыбас, писатель.
В моем представлении русская история — это не шахта, из которой мы добываем информацию. Это огромное поле, на котором умещаются все герои прошлого, и где происходит их метафизическое взаимодействие.
Почему Сталин так интересует наших современников, хотя прошло уже 60 лет с момента его смерти? Во-первых, в советские времена восторжествовала его идея касательно построения партии. Так же произошла смена курса от «разжигания огня революции» во всём мире к построению коммунизма в одной взятой стране.
Во-вторых, Сталину пришлось столкнуться с тем, что модернизация Российской империи, о которой говорят не только большевики, но и нынешние власти, была провалена. Реформа Столыпина подразумевала мягкое вхождение в рынок, мягкое привлечение избыточного сельского населения, а это около 30 миллионов скрытых безработных и около 10 миллионов так называемого «сердитого нищенства». Но эта реформа была провалена, потому что задевала интересы правящих и капиталистических кругов. Заговор против императора Николая Александровича готовили не большевики, а представители элит и это событие, по сути, пресекло плавное развитие Российской империи.
Об этом хорошо написал Макс Вебер: «Устранить сложившиеся трудности может только долгая социальная революционная диктатура. Под социал-революционным управлением я разумею не каких-то особых живодеров, а просто такого политического лидера, для которого „молодая“ в российских условиях частная земельная собственность не является безусловной святыней».
Мировой сельскохозяйственный кризис конца 1880-х годов, вызванный обрушением цен на зерно из-за вхождения на рынок Америки и Канады, напрямую задел благополучие семьи Сталина. Его отец, который был процветающим ремесленником, был разорен. Его дядья по матери, державшие придорожный ресторан, были убиты. И семья рухнула из нижнего среднего класса куда-то в бездну. Но, благодаря воле матери, которая была грамотной, и впоследствии выучилась на портниху-модистку, будущий генсек получил образование.
Главное событие в судьбе Сталина — это полный слом устоев России — экономических, культурных, ментальных, когда была проведена, выражаясь словами тех времён, Третья революция, то есть коллективизация. Это обратная сторона медали неудавшихся Столыпинских реформ. При желании привести политические аналогии тех событий, вспоминается Англия XVI века и так называемое Кровавое законодательство. Экономические условия европейского рынка потребовали в связи с ростом численности городов развития шерстяного производства — людям понадобилась одежда. Произошло так называемое огораживание — крестьян сгоняли с земель, а те, кто не подчинялся, были подвержены трем видам наказания: порка, урезание ушей наполовину, ссылка на каторгу или на галеры.
Когда Черчилль разговаривал со Сталиным в августе 42-го года, приехав в Москву (кстати, во время Сталинградской битвы), он задал вопрос: «Какой период истории был, по-вашему, самым страшным?» Сталин сказал, что именно коллективизация. И Черчилль, прекрасно зная историю Англии, не упомянул ни о кровавом законодательстве, ни о Генрихе VIII, ни об огораживании. Он просто ответил: «Наша нация не могла бы в такой короткий период пойти на такие большие жертвы». Здесь ключевое слово «короткий период». Но временные рамки определил не Сталин — их поставили экономические и политические условия развития.
И всё же, почему Сталин жив до сих пор? Обращение к Сталину — сегодня форма общественной критики. Почему мы столь остро воспринимаем эту фигуру? Да потому, что гигантские успехи, которые были достигнуты огромные жертвами (это никто не отрицает и не должен отрицать), были не напрасны. Мы до сих пор пользуемся результатами сталинской социалистической модернизации.
Проводя десталинизацию, часть российской элиты будто бы хочет показать, что есть более удачный путь. Но за двадцать лет, которые мы пережили после развала Советского Союза, стало очевидно, что мы идём куда-то не туда.
Сталинизм не вернется, как не может вернуться ни Кровавое законодательство, ни Столыпин, ни Романовы — это все история. Но острота разгоревшихся схваток показывает, что идёт борьба за умы.
Юрий Болдырев, публицист, общественный деятель.
Фигура Сталина в условиях концентрации СМИ в руках власти олигархата, постоянно используется для жесткого раскола масс. Причем разлом пролегает не по линии «те, кто нас грабит, уничтожает и все остальное», а между равно неимущими, равно страдающими от ныне происходящего.
У меня был замечательный руководитель секретариата в Счетной палате. Он являлся когда-то директором крупного оборонного предприятия, был депутатом союзного Съезда, заместителем министра промышленности. Честнейший, замечательный, умнейший человек. Но в детстве его лишили матери, потому что на собрании в колхозе она что-то не то сказала. И все, исчезла на 10 лет без права переписки. Как бы он широко ни видел мир, как бы глубоко он ни понимал все то, что мы здесь говорим, когда речь заходит о Сталине, он не может перебороть физическое ощущение, что это — враг его семьи, враг всей его жизни. Я специально подчеркиваю, что именно в силу такого противоречия личность Сталина целенаправленно используется для раскола общества.
Я буду вновь и вновь напоминать согражданам о том, что наша задача — консолидировать общество, для того, чтобы мы могли возродить страну. И не допускать, чтобы манипуляторы, продавшиеся кукловодам извне, на потеху всем Чубайсам нас раскалывали по линии «против» Сталина/"за" Сталина.
Когда уважаемый мною генерал Ивашов поднимает тост за великого политического деятеля Иосифа Виссарионовича Сталина, мне важно, чтобы наши люди понимали: он не поднимает тост за то, чтобы простых, нормальных, честных людей репрессировали. Он поднимает тост за человека, который служил построению мощного, сильного, национально ориентированного государства.
Фигуру Сталина сегодня используют ещё и демагогически. Его, например, внезапно берут в соратники силы, казалось бы, совершенно ему противоположные. Недавно шла передача про Росфинагентство по Третьему каналу телевидения. Так вот, представитель финансово-спекулятивного сообщества, отстаивающий идею того, что акционерному обществу можно разрешить распоряжаться вашими ресурсами, завершает фразу словами: «А вот при Сталине же было такое, что через такую-то корпорацию Сталин реализовывал интересы Советского Союза за рубежом». То есть, фигура Сталина столь мощна, что даже наши идейные противники пытаются выискать какие-то примеры, чтобы доказать, что они действуют так же в интересах России, как действовал Сталин.
Нам не нравится безответственность сегодняшней власти. Но есть опасность, что сегодняшняя власть, не служа обществу, не принимая на вооружение цели и задачи становления самостоятельного, суверенного, самодостаточного государства, тем не менее, под прикрытием идеи возврата к лучшему из прошлого, возьмет на вооружение элементы варварской жестокости, никак не связанной с целями построения национального самостоятельного государства. Когда речь идёт о воровстве чрезвычайных масштабов, когда вопрос стоит о том, чтобы избежать ответственности за разрушение страны, нет такого преступления, в том числе и кровавого, на которое не пойдут ради того, чтобы замести следы и защититься, сохранить себя при власти.
Вот этого мы с вами вместе должны не допустить.
Анатолий Баранов, главный редактор интернет-портала Forum.msk
Иосиф Виссарионович Сталин был человеком идеи, представлял общественно-политическое течение. В этой парадигме он существовал, ей он следовал. В отличие от сегодняшней политики, где принято говорить одно, думать другое, делать третье. В этом особенность не столько Сталина, сколько всех политиков той генерации, начиная от Ленина и Троцкого. Безусловно, их действия были идеологическими, и они были направлены на построение коммунизма. Вот идея такая: создание нового бесклассового общества, в котором будет исключена эксплуатация человека человеком.
Другое дело, что в тот момент, когда Октябрьский переворот свершился, и большевики начали совершать реальные действия, происходящее стало резко корректировать идеалы, и опять-таки порядочность проявлялась в том, что эти люди страдали. Как страдал Ленин, который вынужден был пойти сначала на достаточно диковатую политику военного коммунизма, продолжить царскую линию и линию Временного правительства по продразверстке, а потом перейти к НЭПу.
Троцкий от высокого подъема Октябрьского переворота перешел к грязи гражданской войны, а потом к нудным вопросам народно-хозяйственного характера. Сталин, кстати, нудными и неприятными вопросами занимался дольше всех остальных. Проблема несоответствия идеала и практики не является сугубо сталинской или большевистской проблемой. Это, наверное, рок общечеловеческий.
Трагедия большевиков заключалась в том, что ими были созданы все предпосылки, но дальнейшего автоматического позитивного переустройства мира не последовало. Мы на собственном опыте знаем, что тезис о нарастания классовой борьбы по ходу строительства социализма по сути свой верен. Но мы до сих пор не можем понять, почему эта классовая борьба была такой зверской. Возможно, она предполагает и менее кровавые формы своей реализации.
В то же время из истории известно, что создание предпосылок к строительству капитализма вовсе не избавляло от пережитков феодализма и даже более ранних социально-экономических и политических формаций. Экономический либерализм, то есть свобода частной собственности, свобода предпринимательства, вовсе не влечет за собой либерализма общественно-политического.
Наиболее динамично развивавшаяся капиталистическая страна (во многом пример с которой, кстати говоря, брала и Россия, как до большевиков, так и тем более при большевиках, взять хотя бы ленинское определение социализма) — это Соединенные Штаты. Там рабство, не крепостное право — пережиток феодализма, а настоящее рабство — сохранялось до середины девятнадцатого века, и пережитки его отменял уже Кеннеди. Предпосылки-то всегда существовали, но реальные свободы, реальные права человека, реальные демократические начала, давались в упорной и тяжелой борьбе.
То же самое произошло в Советском Союзе. В основном при Сталине, просто потому что ему достался длительный период правления. Строительство новой общественно-экономической формации привело не к царству свободы, хотя дорогу пытались проложить именно туда. Я считаю так, потому что Сталин нигде, никогда не отказывался от постулатов марксизма, то есть он до конца оставался последовательным марксистом. В то же время не травмировать его это несоответствие теории и реальности его не могло. Точно также оно травмировало и ближайшее окружение Сталина, конечно, впоследствии также оно травмировало всё общество.
Почему эта травма не заживает? Почему сейчас мы интересуемся Сталиным, который умер 60 лет назад? Потому что Сталин является для нас живым примером того, что вполне может произойти с нами еще при нашей жизни. Мы же прекрасно понимаем, что все имеющее начало имеет и конец. И, скажем, капиталистические отношения, основанные на частной собственности, рано или поздно придут к какому-то фазовому переходу. Будет ли это коммунизм в классическом марксистском прочтении? Будет ли это какая-то иная формулировка и какая-то иная форма? Увидим. Есть мнение, что фазовый переход уже начался. Не обязательно в России.
Как и любой фазовый переход, он будет сопровождаться тяжелыми общественными последствиями. И нет никаких оснований считать, что люди за сто лет стали настолько гуманными, что нас не ждут издержки этого процесса. Не исключено, что эти издержки будут существенно выше, чем в сталинский период. Хотя бы потому, что современные политики, в отличие от политиков сталинской генерации не являются столь порядочными людьми, не являются столь последовательными сторонниками идеи.
Андрей Фурсов, историк.
Я бы хотел порассуждать на тему: кто и за что ненавидит Сталина. Прошло уже 60 лет после его смерти, 20 лет нет Советского Союза, а ненависть остается.
При жизни самого Сталина существовали две группы советского истеблишмента. Одну можно условно назвать левыми глобалистами — это те, кто стремился к мировой революции. Это гвардейцы Ленина и Троцкого, которые считали, что Сталин предал революционный порыв, когда начал демонтировать «Коминтерн».
Вторая группа, которая не могла любить Сталина, — это часть номенклатуры, ориентированная на потребление. Когда Сталин узнал, что эвакуированные в Самару номенклатурные работники хотят устроить спецшколу для своих детей, он назвал их «проклятой кастой». Кроме того, Сталин говорил о том, что по мере строительства социализма классовая борьба и сопротивление новым процессам будут возрастать. Но он имел в виду не традиционные слои, как у нас некоторые считают — кулачество и так далее, он имел в виду номенклатуру, и перестройка это показала, как сказал бы Набоков, «со стеклянной ясностью».
Нужно сказать, что Сталин трижды ломал планы глобалистов. Святослав Юрьевич Рыбас только что говорил о кризисе конца 1880-х годов. Он абсолютно точно зафиксировал ту дату, с которой все «покатилось». Но помимо сельскохозяйственного кризиса, в 80-е годы произошли еще два события. Мир был практически поделен и исчерпан. Поэтому в 84-м году на Берлинской конференции было принято решение, что те страны, которые не могут сами осваивать свои природные ресурсы, должны позволить делать это другим. А если они этого не сделают, их границы нужно открыть силой. При этом было сказано, что имеется в виду в первую очередь Африка. Но очевидно, что на самом деле речь шла о России. У Александра III оказались крепкие нервы и из этого ничего не вышло.
Со своей стороны Сталин срывал глобалистические планы трижды: в 1927-29-х годах, когда развернул страну от мировой революции к построению социализма в одной отдельно взятой стране; в 1943-44-х годах, когда разгромил Вермахт; в 1952 году, когда страна была восстановлена. Причем, не за двадцать лет, как прогнозировали некоторые западные экономисты, а всего лишь за семь.
Сталин явил миру реальную альтернативу глобализму — это неоимперское образование, которое является антикапиталистическим по своей сути. Скажем, гитлеровский режим не был альтернативой новому мировому порядку. Наоборот, это был брутальный эксперимент западных элит.
Безусловно, Сталин — одна из ключевых фигур российской истории. Когда Яковлев говорил: «мы ломаем не Советский Союз, мы ломаем тысячелетнюю парадигму русской истории», главной фигурой, на которую шло давление, был Сталин, потому что это был не просто человек, это была целая мифология. Кстати, сам он это прекрасно понимал. Однажды сын Василий жаловался ему, что к нему плохо относятся в школе. Сталин ответил: «Ты думаешь, ты — Сталин? Нет, ты не Сталин. Ты думаешь, я — Сталин? Нет, я не Сталин». Тут он показал на свой портрет и сказал: «Вот он — Сталин».
Даже на Западе есть люди, осознающие значимость Сталина. Такой враг коммунизма, как Мельник-Боткин — внук врача Боткина, начальник французских спецслужб при де Голле недавно дал очень интересное интервью, в котором сказал, что «с семнадцатого года в России было много кошмаров. Но самое позитивное, что случилось после, это Иосиф Сталин, который построил страну».
Последнее, о чем я хочу сказать. Сталин сделал совершенно фантастический подарок нам — он подарил нам 90-е и нулевые годы. Вот что я имею в виду. С того момента, когда Россия в XVI веке оформилась как держава, задача европейской политики — её уничтожить. Ничего личного. Просто уничтожался геоэкономический и геополитический конкурент.
Каждый раз Западу не хватало чуть-чуть. Например, после первой Смуты нас можно было брать голыми руками, но на Западе шла 30-летная война. После петровских реформ опять идеальное время для захвата, но в Европе шли войны за испанское наследство. После гражданской войны мы вновь беззащитны, но Сталин сыграл на противоречиях англосаксов и немцев, Ротшильдов и Рокфеллеров. А вот после 91-го года такой передышки могло и не быть, потому что Запад был един, но у нас к этому моменту оставалось еще ядерное оружие — сталинский фундамент. Двадцать лет, которые заканчиваются, — это подарок сталинской эпохи.
Шарль де Голль сказал следующее: «Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем».
Михаил Веллер, писатель.
Многое говорилось за последние 25 лет об имперском синдроме. Как правило, в негативном контексте. Но что такое имперский синдром? Он показывает, что человек хотел бы жить в могучем государстве и, более того, в государстве, которое кого-то завоевало, всосало, подтянуло, аннексировало и стало огромным. Нам же сегодня говорят, что это плохо.
Вопрос. Плохо ли это? Сущность социального прогресса в том, что веками и тысячелетиями совершаются всё большие, всё более, да простят мне неправильную речевую конструкцию, максимальные действия. Остальное может колебаться, а вот наращивание энергооборота — совершенно жесткая и единственная система координат.
Большие государства, начиная с Древнего Египта, отличались тем, что они заставляли людей работать сверх возможностей. Они отбирали у большинства значительную часть продуктов их труда. Из этих излишков, грубо говоря, образовывались наука, культура, техника и так далее. Хотя ребятам, которые строили пирамиды, вместо того, чтобы отдыхать, их ситуация вряд ли сильно нравилась.
Когда мы говорим о великой личности, мы говорим не о том, насколько она гуманна. «Брат мой, если подданные говорят, что король добр — царствование не удалось», — справедливо сказал Наполеон, это вошло во все хрестоматии. Мы рассуждаем о масштабе деяний.
Таким образом, проливались моря крови, а затем наступали гораздо более спокойные периоды. Но для того, чтобы эти периоды наступили, предшествующая тряска была, к сожалению, исторически необходима. Можно смотреть на историю Греции, историю Рима, историю Персии — историю абсолютно чего угодно.
Что касается «социализма в одной отдельно взятой стране», — совершенно очевидно, что это тактический лозунг, не более того. Потому что вся советская власть, вся идея коммунистического интернационализма была заточена на мировую революцию. Задача «Коминтерна» — это Советский Союз, в который вошли бы республики всего земного шара. Так было записано в Уставе, и Советский Союз рассматривался как плацдарм для свершения мировой революции. Реальную же историю все себе более или менее представляют.
Так вот вопрос. Для чего итальянцам нужен Цезарь? Его нет две тысячи лет, тем не менее, рейтинг личности высок. Потому что задача человека не в том, чтобы целью партии было благо народа. Первая установочная речь Путина, когда он был кандидатом, в точности повторяла все эти доклады, которые писались компартией: чтобы вам было хорошо, чтобы вам было сытно, чтобы вам было спокойно. Это вполне устроит полевую мышь, но человек устроен немного иначе.
Человек думает, что он хочет жить счастливо, а на самом деле делает черт знает что, иногда самому себе во вред, ибо человеку потребно в максимальной степени переустраивать все вокруг себя. Когда человек ищет смысл жизни, то в переводе с русского на русский смысл жизни означает его причастность к какому-то большому общему делу, надличностному, которое больше, выше значительно его самого, за которое, в сущности, не жалко может быть отдать и жизнь. Это означает, что жизнь человеческая не сама по себе, а к чему-то подстегивается.
И вот Сталин — великий лидер — это персонификация подстегивания личности каждого к чему-то единому.
Человек устроен таким образом, что ему нужно персонифицировать свои главные стремления. Флаг — это персонификация. Ритуальная штука. Лидер, король, царь, генсек — это персонификация. Это означает «наш народ», «наше величие», «наша история», «наша правда».
Кроме того, всем понятно, что говорят не о реальном Иосифе Джугашвили — маленьком, сухоруком, рябом и узкогрудом. Говорят о мифическом великом Сталине — усатом вожде с трубкой из Кремля, который никогда не спит, у которого всегда горит окно в Кремле, который ходит в два раза чиненных сапогах и который думает только о величии народа.
Ибо мы устроены таким образом, что когда мы думаем о Петербурге, каждый знает, что да, погибли десятки тысяч, лиственничные сваи били нещадно в землю, но идентифицируем мы себя с теми, которые остались жить. Хотя большинство произошли от крестьян, а не от дворян. Все равно нам это нравится и где-то в глубине души мы категорически приветствуем и одобряем строительство Петербурга, несмотря на жертвы. Потому что мы-то выжили и мы — победители!
Когда речь идет о мифологических личностях, то все ассоциируются себя с победителями, потому что жертвы — они осаживаются, как все осаживается в почву, а остается только то, что на вершине.
Михаил ДЕЛЯГИН, экономист
Вся инфраструктура, вся социальная система, основа промышленности — мы живем в том, что было или сделано при Сталине, или спланировано при Сталине. Даже Байкало-Амурская магистраль, апофеоз брежневской эпохи, — ее начали строить как раз перед войной. Потом разобрали — рельсы были нужны. Ту систему, в которой мы живем, сделал Сталин, это факт. Как его оценивать, как относиться — это уже дело вкуса и политических пристрастий. Но люди, которые были у нас во власти после Сталина, ничего принципиально нового не сделали.
Когда мне было 22 года, была демократия, как раз первые разоблачения пошли, я написал такую гневную филиппику в адрес Сталина. Попала эта филиппика к очень-очень пожилому дедушке, которого советская система жевала-жевала, но не прожевала и выплюнула. Он попал в ГУЛАГ заключенным, а вышел оттуда офицером ГПУ, который внедрял хозрасчет. И он сказал: знаете, молодой человек, все, что вы говорите, понятно. Но это ерунда. И начал просто по пунктам разбивать все мои обвинения, нахватанные из публицистики Солженицына. И я в полной невесомости, в полной утрате всех жизненных ориентиров и координат, говорю ему уже совсем детсадовскими словами: «Подождите, так вы хотите сказать, что Сталин был хорош?» Он на меня посмотрел глазами такого мудрого человека, который смотрит на шестимесячного щенка, который свой хвост ловит еще. И ответил: «Нет, молодой человек, Сталин был плох, но совершенно не потому, о чем вы говорите. Это ерунда». Дальше была чеканная формула: «Сталин был плох, потому что созданная им система породила Горбачева».
Он создал высокоэффективную управленческую систему, некоторые результаты которой не превзойдены до сих пор во всем мире. Спецкомитет Берии — это упрощенное название, спецкомитетов на самом деле было четыре, но все курировал Берия. И они создали межконтинентальную ракету, атомное, а потом водородное оружие. Они создали противоракетную оборону и необходимую для этого электронную базу. Административное руководство творческими людьми — это проблема, которая не решена до сих пор. Ни в каких условиях. Каждый год выходят килотонны литературы, которые просто лишний раз подтверждают: никто не умеет и не знает, как управлять этими людьми. И такого уровня задача была решена сходу, на коленке. Но эта система оказалась нежизнеспособной. Потому что Сталин опирался на класс партхозноменклатуры, он его создал. Этот класс устроил первое восстание против него в 1937 году. Сталин попытался создать механизм ротации, механизм хотя бы ограниченных выборов снизу, у него не получилось. А дальше эта система съела и его, и его наследие. Но огромное количество социальных технологий, которые тогда были отработаны, просто ждут своего часа. Они должны быть реализованы.
1937-38 годы — пик «сталинского террора». А малый бизнес Советского Союза, который тогда назывался промкооперацией, дает 6% промышленного производства страны. Это как бы не меньше, чем сейчас. И льготы он имел отчетливо более высокие, чем сегодняшние льготы. Даже были конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, первые телевизионные приемники, первые радиолы выпускались малым бизнесом. Это не только замки, которые во многих семьях еще остались, с печатью «артель такая-то». Это самое высокотехнологичное, что на тот момент было. Это производилось малым бизнесом.
Другая история. Стимулирование труда. Хозрасчет был введен в лагерях в начале 30-х годов. Первое решение о внедрении хозрасчета во всю экономику — февраль 1941 года. Пленум ЦК ВКП(б). Очень хорошо показал себя в лесной промышленности, понятно, где это. Значит, должен быть применено по всей стране. По всей стране применить не удалось, потому что война — не до хозрасчета. Но с конца 30-х годов, еще до этого пленума, он применялся в высокотехнологичных отраслях. Система стимулирования, повышения эффективности труда, снижения себестоимости — это всё было разрушено Хрущевым.
У Сталина была идея, что Советский Союз должен выжить. Не мир завоевать или полмира завоевать — а выжить в абсолютно враждебном окружении. Он должен быть умнее всех, круче всех и сильнее всех. И на пути к этому было сделано невероятно много. Да, ценой неимоверной. Но когда мы говорим о Сталине, давайте не будем забывать, что он родом из революции и гражданской войны. Которая была жесточайшей войной на уничтожение, непредставимой даже для тех, кто прошел Великую Отечественную от начала до Победы. А потом была еще жесточайшая война за власть. Когда плеяда интернационалистов считала Россию хворостом для костра мировой революции. И если хворост сгорит, а революции не получится, — то и черт с ним, туда ему и дорога, этому хворосту. И война между ними, при всей интриганской изощренности и гибкости альянсов, была абсолютно жестокая, на уничтожение. Люди, которые прошли гражданскую войну в любой стране мира, они другого не понимают. Это война с другой страной — можно взять людей в плен, держать их в лагере, а потом выпустить и отправить обратно. А гражданская война означает уничтожение. Только так.
И на фоне остальных деятелей, которые просто не получили возможность реализовать свои представления о прекрасном, Сталин зверем совсем не выглядел. На самом деле история Советского Союза не написана. Мы знаем какие-то куски, обрывки. У Сталина был проект. Если вы хотели вписываться в этот проект, у вас был хороший шанс. Сталин пытался построить цивилизованное общество, пытался построить гуманное общество. Да, его представления о гуманизме были очень специфическими. И знаменитая фраза о том, что с укреплением социализма классовая борьба только нарастает, она очень интересно сконструирована. Эта фраза сказана так, что все эти представители бывших угнетенных классов затаили злобу, и теперь их нужно добивать окончательно. А смысл у фразы другой. Что сложилась опять новая бюрократия, которую нужно уничтожать, перемалывать и ставить на службу обществу.
Уже во время войны помощник Рузвельта спросил Сталина о коллективизации. Сталин посмотрел и сказал: «Это длилось четыре года, и это было ужасно». Так сказал человек, который свои слова отмерял вообще крайне скупо. Я не хочу сказать, что Сталин был хорош. Но это был человек, который в той ситуации избежал уничтожения российской цивилизации. Неимоверной ценой, большой кровью, чудовищными ошибками. Но его ненавидят люто не за то, что он пролил реки крови. Его ненавидят не за насилие, не за террор, не за разрушения как таковые. Либералы ненавидят Сталина за то, что он Советский Союз противопоставил Западу. И позволил Советскому Союзу выжить. И что его насилие, его террор, его разрушения были направлены против представителей либерального, западного проекта. Спросите их про октябрь 1993 года — и вы увидите, что кровь крови рознь, что террор террору рознь, что во имя «демократии» допустимо и лгать, и убивать, и грабить.
Квинтэссенция претензий к Сталину — то, что говорили в очередях за пивом конца 80-х годов ветеранам войны: «Если бы не ты, дед, мы бы сейчас баварское пили». Мы сейчас пьем баварское. И не только. Лучшие вина и виски пьем устами лучших представителей своей страны. Только их что-то очень мало — менее 3% от общего населения. А все остальные живут в большой неопределенности и в большом страхе за свою судьбу и судьбу своих детей. Вина Сталина перед нашими либералами сродни вине Достоевского. Чубайс, сдержанный человек, корректный, с очень холодной головой. Единственный раз, когда он впал в неистовство, не касаясь собственно политической борьбы, это когда его спросили про Достоевского. Он сказал: «Он, безусловно, гений, но я готов разорвать его на куски». Не только потому, что Достоевский задолго до появления Чубайсов, Гайдаров и прочих Подрабинеков, раскрыл сущность либерализма, его ненависть к России. Но еще и потому, что Достоевский — это воплощенное стремление к справедливости в искусстве. И Сталин — воплощенное стремление к справедливости в политике. Ничего более жестокого, чем стремление к справедливости, в природе не существует. Но это то, что абсолютно необходимо.
Материал подготовил Алексей КАСМЫНИН