Помню, когда-то, в самом начале девяностых, четверть века назад, а конкретно в 1992 году, я в газете "День", газете борьбы против ельцинского режима, открыл на последней восьмой полосе рубрику "Рок-русское сопротивление" — и к нам хлынула молодежь. В каждом выпуске мы давали фотографии, интервью, манифесты не просто звёзд русского рока, но яростных противников ельцинизма. Мы выстраивали линию русского сопротивления. В полосе выступали лидеры русского рока Сергей Жариков ("ДК"), Роман Неумоев ("Инструкция по выживанию"), Паук — Сергей Троицкий ("Коррозия металла"), Олег Манагер, рок-критик Владимир Марочкин и многие другие.
Встречались мы и с Константином Кинчевым. Не единожды мне довелось беседовать и с легендой русского рока Егором Летовым. Он говорил: "Мы и должны быть вместе. Мы изначально не были ельциноидами, не обольщались так называемыми демократами. Я — человек глубоко верующий, и мы все отстаиваем в своей музыке ценности не личностные эгоистические, а наши соборные, светлые, солнечные. В мире происходит борьба двух сил — дьявола и Бога, тьмы и света, ночи и дня. И мы рядовые той силы, солнечной, дневной, заставляет нас работать, писать наши песни, выступать у "Белого дома", если надо, защищать его с оружием в руках!…" Далее он продолжал, вспоминая октябрь 1993 года, когда мы с ним вместе были на баррикадах: "Когда я подошел к Дому Советов, первое, что меня поразило, все были вместе. И батюшка православный с иконами, и анархисты со знаменами, коммунисты, баркашовцы-молодцы, монархисты с имперскими стягами. Это были порядочные люди, не безразличные к судьбе нашей Отчизны. Когда дом горит, надо всем вместе его тушить, потом русские люди разберутся между собой…"
Егор даже спорил со мной, утверждая открытый бунтарский характер русского рока. Когда я говорил: "В нормальное время только из корыстных целей художники идут в политику или бездари так закрепляют свое шаткое положение в искусстве. Когда же по-настоящему припекло твою страну, твой народ, любой самый талантливый музыкант, ученый, писатель идет в политику…" — Егор мне резко возражал: "Не совсем согласен с тобой, Володя. Считаю, что творчество, доходящее до духовных вершин, самое чистое творчество— изначально политично. Политику от неполитики невозможно отделить. Всё — политика. Художник — это человек, воспринимающий всё через кровь, через сердце, через себя… Рок — это энергия русской победы. Наш рок первичен и, самое главное, содержателен, мистичен. У них царит поп-музыка, их рок — коммерческий, то, что пытаются у нас делать разные макаревичи, шевчуки и сукачевы. Нам это чуждо. Русский рок — это религиозная музыка. Это магия, чего никогда не понять "московским комсомольцам". Это утверждение высших сияющих ценностей через преодоление страха, насилия. Он изначально победоносен, триумфален. Это победа над смертью!"
И вот Захар Прилепин ровно в полночь на 2 ноября 2015 года по телеканалу "РенТВ" начал свою новую рок-программу "Соль". Я считаю ее прямым продолжением проекта "Рок-русское сопротивление ". Каждую неделю в полночь по воскресеньям писатель будет приглашать в студию различных музыкантов — классиков русского рока и молодых хип-хоп-артистов. Разговор будет сопровождаться живым концертом — до десяти песен за один выпуск. Гостей писатель выбирает сам. По словам самого Прилепина, всех героев шоу будут объединять такие качества, как "яркость, талант и взрывоопасность в интеллектуальном смысле слова".
В нынешнем всевластии поп-музыки и развлекательного шансона рок-программа неизбежно станет общественным детонатором. Русский рок не может быть простой развлекаловкой. Где русский рок — там всегда и политика, и бунтарский дух, и судьбы молодежи.
По словам продюсера программы Ольги Клюевой, проект предназначен для широкой аудитории — "для поколений 70-х, 80-х и 90-х годов, кто сейчас является самой активной частью населения нашей страны и хорошо понимает разницу между настоящей и искусственно спродюсированной музыкой". В течение десяти лет отечественные рок-музыканты были практически лишены возможности представить своё творчество в телеэфире. Теперь пришло время изменить сложившееся положение. Тем более, что рок-музыка, вопреки расхожему мнению, не стала менее актуальна.
Уж не знаю, надолго ли наши власти разрешат в телеэфире живые концерты русского рока? Как признает Ольга Клюева: "У нас довольно амбициозные планы — мы хотим вернуть в федеральный эфир настоящую, яркую музыку, живой рок. Гости нашей программы — это музыканты, для которых мелодия и текст — это средство самовыражения, образ жизни, а не просто способ "срубить" денег…" Но ведь, русский рок — это всегда рок сопротивления. Вспомним ту же программную песню Захара Прилепина "Пора валить…" Кому-то, как они сами говорят, пора "валить из Рашки", а кого-то пора валить и всерьёз, чтобы не мешали России подниматься с колен. Захар уже выпустил три альбома своей рок-группы "Элефанк" при участии тех же Кинчева, Скляра и Ревякина.
Формат программы "Соль" условно делится на музыкальную часть и общение. В начале передачи ведущий будет задавать тему, а гости в студии высказывать своё к ней отношение. Политика будет совмещаться с музыкой, посмотрим, какую взрывоопасную смесь нам приготовил Захар. Надеюсь, "Соль" будет крепкого настоя, и не ограничится лишь отодвиганием всесилия попсы и шансона с телеэкрана. Потому они и царили лет десять на экране, что все это было выгодно потребительскому буржуазному государству — никаких размышлений о жизни народа и общества, о жгучих проблемах общества.
"Произносятся миллионы слов, в которых соли нет никакой, смысла — минимум", — рассказал писатель. "В целом у нас никаких табу нет — мы не шепчем там на ухо "вот это, пожалуйста, не надо". Мы как раз готовы выслушивать всё и на любую тему говорить", — добавил Прилепин. — "Ответить без цензуры и спеть без фальши смогут только те, кто знает, в чем же соль".
Ну что ж, когда-то за нашу соль на рок-фестивале "Руководство к действию" нас разгоняли дюжие омоновцы. Может быть, и пришло уже другое время? Наше время?
А пока — включаю телевизор. Полночь.
В правом углу сцены сидит Захар Прилепин , в центре и слева вся группа "25\17", на переднем плане два бессменных лидера группы, сибиряки— Андрей Позднухов и Антон Завьялов. Сразу же появились и возражения оппонентов Захара Прилепина: мол "солью" нынче называют наркотики. Но нет, для Захара — это соль жизни в нашем бездонном музыкальном мире попсы и шансона. Это соль жизни в русской борьбе, это — соль русской культуры. В часовой телепередаче живое исполнение песен коллектива перемежалось с беседой с участниками коллектива. В эфире "Рен ТВ" группа "25/17" исполнила десять песен, среди которых "Подорожник", "Волчонок", "Череп и кости", "Девятибалльно", "Сети" и др.
Даже по текстам песен я слышу, что это не рядовые сюжетики. Впрочем, послушайте сами обрывки из этих песен-призывов, песен-манифестов:
Это не война, это ПЕРЕЗАГРУЗКА.
Яркое знание сменяет неведение тусклое.
Там, где к переменам по-настоящему готовы
ФОРМУ ОБРЕТАЕТ СЛОВО… ОБРЕТАЕТ СЛОВО!
И впрямь, не пора ли нашей мертвой нынешней литературе скинуть с себя мертвяков, и пусть "Форму обретает слово…" Кстати, так уж сложилось, что первый ночной выпуск "Соли" вышел сразу же после смерти великого русского писателя Юрия Мамлеева, и так сошлось, что многие песни из группы "25/17" были очень созвучны глубинной прозе Мамлеева, с их довольно жестким, мистическим сюжетом.
Двойников полно, избранником станет тот,
Кто СЕБЯ НАЙДЕТ, кто себя найдет!
Ты найдешь себя, ты найдешь себя!
Группа "25 /17" — это одно из интереснейших явлений в нашей музыке. Мрачные мамлеевские мотивы вполне соответствуют нынешней русской действительности, но ребята не мирятся с ними, а ищут преодоления. Ищут выход к любви и вере. Ищут дороги к Христу. Андрей Позднухов так и сказал: "Я думаю, что то, о чем мы с Антоном говорим, актуально всегда, независимо от того, на каком этапе исторического пути наша страна находится. Христос же всегда Христос, и Христос есть Путь". Они осознанно отворачиваются от пути голого отрицания, пути макаревичей и шевчуков, отворачиваются и от пафосных восхвалителей нынешней власти, их путь — путь правды, Русской Правды. Мне близки слова лидера группы: "Я не считаю, что у нас все хорошо, но и не так все плохо. Мы с Антоном не из тех людей, для которых все, что в стране ни происходит, вызывает негатив. И опять же мы трезво смотрим на вещи. Все замечаем. Говорить о том, что мы куда-то не туда идем, я бы не стал. Весь мир куда-то не туда свернул, куда-то не туда идет. Поэтому мы бы хотели донести главную мысль, что верный путь есть Христос. А это всегда актуально. Может быть, для русского человека сейчас это наиболее актуально. Мы за "нулевые" чуть-чуть расслабились. Вот сейчас будет шанс вернуться…"
Золотые слова, золотые песни. Группа осознанно опирается на лучшее в русском роке, но идёт дальше. "Какие-то музыкальные приемы из наследия русского рока — можно говорить, уже золотой эпохи русского рока (это то, что сейчас является классикой), — мы использовали сознательно. Но продолжать эту историю не будем. Не хотим на этом паразитировать…" Хотя так и чешутся руки использовать весь золотой арсенал своих предшественников: от Егора Летова до СашБаша. Но важнее не вышивать гладью по готовой канве, а, говоря словами СашБаша, "штопать дырявые носки нашего времени". Неслучайно в свое время Андрей Позднухов категорически отказался сотрудничать с Филиппом Киркоровым, это для него — коллаборационизм. Его кредо лишь одно: "Я понял, что Бог есть… Это не мои желания и амбиции". Думаю, Захар Прилепин был прав, выбрав для начала своей телевизионной программы эту группу. Это и есть настоящая русская соль. Группа "25/17" стала одной из самых популярных в России групп без участия и журналистов, и телевизионных станций. Они — независимы и никому ничего не должны. К Захару Прилепину они относятся как к своему коллеге, Андрей высказался по поводу его музыкального творчества: "Еще один эксперимент — диск "Охотник" Захара Прилепина и группы "Элефанк". Я воспринимаю этот альбом не как работу Прилепина, а как коллективное творчество: уж очень там всех много и все очень яркие и самобытные. Есть что-то большее, чем музыка, что-то более важное, что объединяет людей, работавших над пластинкой, есть общий стержень. Этим этот альбом и интересен".
Этим интересна была и телепередача "Соль". О музыке, и одновременно о том, чем живет Россия, о простых березках и простых людях.
Вот потому и сказал Захар Прилепин, что эта группа — любимая группа донецких ополченцев. Думаю, ребятам в окопах весело распевать: "У всякого Ивана топор в гараже, и каждый здесь готов колоть вам яйца Фаберже". Закончить свои заметки о телепередаче, которая, надеюсь, станет популярной и ее сразу же не запретят, финалом из одной песенки группы, посвященной майдану: "Здесь в прологе — боль и в эпилоге — боль. А в некрологе — соль".
Земная крупная соль…