Эксперты оценивают последствия разгула стихии на Кубани
Первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан 1-го ранга Константин Сивков:
Первые выводы, которые можно сделать: инфраструктура гражданской обороны, которая существовала в советское время, в основном, разгромлена. И жертвы, которое понесло население Кубани, огромные разрушения стали следствием алчности и некомпетентности коммерческих структур, которые, используя свое влияние в органах власти, в 90-е и последующие годы вместо развития и обеспечения системы безопасности выкачивали из нее деньги, приводя ее в негодное состояние.
Все это происходит не только на Кубани, но и во всей экономике Российской Федерации последние 25 лет…
Директор центра геополитический экспертиз Валерий Коровин:
Реакция руководства страны – президента и первых лиц – показывает желание продолжать реализовывать политику социальной поддержки общества и в целом развития государства в социальном ключе. Те меры, те компенсации, которые были озвучены, вполне в духе социального государства, что прописано у нас в ст.7 Конституции РФ.
Если брать либеральное западное общество, то, исходя из либерального принципа, государство не несет ответственности за стихию и ее последствия. Соответственно, проблемы конкретных людей являются исключительно проблемами самих людей. Если у тебя стихия унесла дом, никто не виноват. Исходя из протестантской этики, это вообще значит, что ты плохо трудился, что ты – не очень хороший человек, и вот тебе кара Божья. Поэтому, если у тебя разрушило и ли затопило дом, то виноват ты сам, больше работай. Вот какой подход доминирует в западных странах.
А в России любое горе всегда воспринималось соборно. Это сопереживалось и сопереживается до сих пор. У нас еще сохранилось, несмотря на то, что много было сделано против этого, православное соборное сознание. И Россия все еще представляет собой пространство, населенное коллективными субъектами, общинами в первую очередь. И Кубань, где казачество всегда играло ведущую социальную роль, продемонстрировала наличие этих коллективных субъектов, которые поддерживают в трудную минуту и не бросают в беде своих собратьев, как это принято в либеральных странах, а пытаются всем миром выйти из сложившейся тяжелой ситуации.
И здесь руководство нашей страны не продемонстрировало безразличие, а наоборот, всячески включилось в ситуацию. Президент лично приехал на Кубань, эффектом личного присутствия не только поддержал морально пострадавшую часть населения, но и принял личное участие в материальном и техническом устранении последствий наводнения.
Другое дело, что подобные бедствия никогда не приходят случайно. Это всегда знак к тому, чтобы задуматься, что происходит не так. И населению Кубани и России в целом, и нашему политическому руководству следует больше думать о молитве, о личном спасении, о бренности существования. Думать о том, что на Страшном Суде у них спросят не о том, какой у них дом был – кирпичный или деревянный, а о том, сколько они молились, постились и делали богоугодных дел.
И подобные стихийные бедствия, да и любые бытовые невзгоды у каждого человека всегда надо понимать, как знак свыше о том, что же главное, а что побочное. За что человека спросят на Страшном Суде, а на что не обратят внимания.
Поэтому надо сделать из этого события вывод, что вся мирская бренная жизнь ничтожна. Человек мог всю жизнь строить дом, делать там ремонт, снабжать его техникой, огораживать забором огород, возводить какие-то постройки и сараи, положить на это всю жизнь. А потом в один день, в один миг все это будет сметено стихией, и он остается ни с чем. Этот момент как раз является для него моментом истины, когда человек определяет, что все-таки является первичным в его жизни, а что наносное и бессмысленное, и за что ему не придется отвечать, а за что – придется. То, сколько он молился и постился, сделал добрых дел, будет ему зачтено, а бытовая сторона – дом или снесенный дом – не имеет смысла.
Поэтому подобные стихийные бедствия стоит воспринимать не только в бытовом, но и в метафизическом ключе.
Доктор исторических наук профессор Сергей Небренчин:
Ситуация в Краснодарском крае еще раз показала, что мы живем в очень уязвимом мире. Природные и техногенные катастрофы сегодня идут в ногу, и мир подходит к своему угрожающему периоду развития. В этой ситуации страна должна переходить на рельсы мобилизационной, самодостаточной экономики, то есть находиться в состоянии постоянной готовности к каким-то чрезвычайным ситуациям. Мы, к сожалению, думаю, не готовы к этому.
Поэтому нужно принимать незамедлительные меры, чтобы быть готовыми к подобным ситуациям.
Блоггер Максим Калашников:
Трагедия на Кубани показала, во-первых, что государственный аппарат Российской Федерации разбит и недееспособен. Все, что было предпринято в связи с трагедией, было принято слишком поздно и было неэффективно.
Во-вторых, трагедия показала совершенный идиотизм государственного аппарата с точки зрения, конечно, национальных интересов, а не личного обогащения.
Один из самых удобных и благодатнейших для жизни регионов России регулярно заливается наводнениями. И вместо того, чтобы создать новые гидротехнические защитные сооружения, создать единую государственную администрацию бассейна реки Кубань (по аналогии с созданной в 1933 г. в Америке администрацией горной реки Теннеси), деньги бухают в бесполезную, никому не нужную, совершенно разорительную и непроизводительную зимнюю Олимпиаду в Сочи.
Это воплощенный Кафка на государственном уровне. Никогда бессмысленность государства Российская Федерация не была столь очевидна.
Кубанский край – это, по сути, горы. Посмотрите на карту, там горная цепь тянется – один склон к морю, другой – к Крымску. Когда-то эти горы были густо покрыты лесом. Леса задерживали воду, вызывали постепенный сход воды. В советские годы следили за сохранностью этих заповедных лесов. А сейчас там произошло то же самое, что и в Карпатах – местные жители «объели», порубили леса. Люди выживали, хотелось выжить, строили бизнес на лесе. И поэтому в Карпатах на Западной Украине сейчас наводнения. И то же самое на Кубани.
Мы увидели, что страну просто обглодали за последние четверть века, когда был брошен девиз «Обогащайтесь!». Вот и обогащались таким способом. В результате все сошлось в одну точку, и случилась страшная трагедия. Такой Новый Орлеан на российский лад, ну конечно чуть менее масштабный, но не менее страшный…