Авторский блог Илья Полонский 13:23 20 июня 2013

След миграции

Необходимо установить жесткий контроль за въезжающими на территорию российского государства иностранцами, подвергнуть проверке все крупные рынки, строительные объекты, районы проживания мигрантов с целью выявления нелегально находящихся на территории РФ иностранных граждан, а также лиц, которые представляют криминальную или санитарно-эпидемиологическую опасность. Только соблюдение жестких мер по контролю за миграционными потоками может рассматриваться в качестве адекватного ответа вызову миграции – одной из глобальных проблем современного общества

4 июня в Ростове-на-Дону случилась трагедия – умер четырехлетний ребенок. Причиной смерти стал менингит. Через несколько дней уже весь город знал о начале эпидемии. Первые зараженные дети поступили в учреждения здравоохранения из детского сада № 83 «Теремок», расположенного в Первомайском районе города. «Теремок» - не совсем обычный детский садик. Начнем с того, что в нем – 13 групп. Большое количество детей объясняется тем, что садик находится в жилом микрорайоне «Темерник» (назван в честь протекающей через весь город небольшой речки). Расположенный на северо-восточной окраине Ростова-на-Дону микрорайон получил громкую известность в городе и области благодаря нескольким вещевым рынкам, расположенным на его территории и некогда являвшихся основным местом покупки недорогой одежды (ныне пальму первенства у вещевых рынков постепенно отбивают супермаркеты).

Вещевые рынки – отдельная страница ростовской истории, связанная со спецификой функционирования отечественной экономики в первое постсоветское десятилетие (т.н. «челночный» период), насыщенная криминальными событиями – убийствами, покушениями, громкими уголовными делами. Еще в 1990-е годы предприимчивые ростовские бизнесмены, занявшиеся торговлей ширпотребом, привлекли к торговле на рынке вьетнамцев. Позже на рынке появились представители практически всех народов Восточной и Центральной Азии, Закавказья и Ближнего Востока, встречаются даже африканцы. Я люблю шутить по этому поводу, что поездка на Темерник может рассматриваться как практическое занятие по этнографии народов Азии.

Иностранные торговцы и рабочие, дабы минимизировать контакты с внешним миром и исключить риски проверки «чужими» милиционерами, предпочитали селиться в непосредственной близости от территории рынка. В результате, ближайшие к нему садоводческие товарищества «Виноградарь» и «Садовод-Любитель», земля в которых некогда выделялась работникам городских предприятий, прежде всего – завода «Ростсельмаш», стали постепенно заселяться среднеазиатскими мигрантами.

Юго-западные окраины садоводческих товариществ, примыкавшие к рынку и не пользовавшиеся популярностью у коренных жителей в силу отдаленности от конечной остановки автобуса, курсирующего от Сельмаша до «Виноградаря», пропитались восточным колоритом. На тропинках – то женщина в национальной одежде и хиджабе ведет толпу смуглых ребятишек, то группами возвращаются с рынка или с соседних строительных объектов молодые и не очень мужчины среднеазиатских национальностей. Более обеспеченная часть мигрантов, занятых на рынке, впрочем, предпочла снимать и даже покупать комнаты и квартиры в многоэтажках на улицах Думенко, Миронова, Лелюшенко и в соседнем Чкаловском микрорайоне. В результате в настоящее время микрорайон по составу населения резко отличается от остального славянско-армянского Ростова.

Безусловно, что многие мигранты действительно заняты делом, обслуживая потребительские запросы горожан или работая на строительстве новых жилых и нежилых зданий. Однако, далеко не все из них обладают легальным статусом. А это влечет за собой самые разные последствия. Район Темерник справедливо считается одним из наиболее криминальных в городе. Но если большая часть горожан все же бывает в микрорайоне редко и имеет все шансы так и не столкнуться с проявлениями криминала, то санитарно-эпидемиологическая обстановка на Темернике, как мы видим, привела к самым тяжелым последствиям.

К середине июня, вследствие многочисленных санитарных проверок детского сада «Теремок» и жилых домов микрорайона, стало очевидно, что распространившаяся по городу инфекция менингита имеет иностранное, восточноазиатское, происхождение и была завезена, скорее всего, из Китая. Между тем, ситуация вокруг эпидемии менингита стала настолько острой, что происходящим заинтересовалось Правительство РФ. По поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, в Ростов прибыла министр здравоохранения страны Вероника Скворцова. В своем выступлении по итогам рабочей поездки она заявила о том, что не склонна рассматривать вспышку заболевания как эпидемию. Однако не являются ли слова министра лишь попыткой успокоить общественность?

По мнению многих ростовчан, высказывающихся на форумах городских и областных средств массовой информации, одной из ключевых причин эпидемии менингита стала именно нелегальная миграция в область из стран ближнего и дальнего зарубежья. Не является секретом, что, во-первых, во многих государствах Центральной и Восточной Азии медицинское обслуживание населения, в том числе и медико-санитарный контроль, находятся на крайне низком уровне. В частности, в бывших советских республиках Центральной Азии широкое распространение имеют такие опасные болезни как различные формы туберкулеза и гепатита. Это неоднократно признавалось органами здравоохранения.

Во-вторых, значительную часть мигрантов составляют люди низкого социального статуса, которые не следят за своим здоровьем, не проходят медицинских обследований. Попадая в Россию, они устраиваются работать на рынки без официального оформления и, соответственно, без санитарных книжек. Дети мигрантов поступают в детские сады в обход официальной процедуры устройства, без медицинского осмотра. В результате мы имеем то, что имеем – эпидемию менингита в 21 веке в одном из крупнейших городов страны.

Массовая миграция иностранных граждан на территорию России, в то же время, неуклонно растет и очевидно, что государство не стремится всерьез заняться решением этой острой проблемы. Так, оп данным Федеральной миграционной службы, только в текущем году на территорию Российской Федерации въехало 16 миллионов иностранных граждан, из которых лишь 6 с половиной миллионов встали на миграционный учет. То есть, в России бесконтрольно находятся многие миллионы иностранцев, большая часть которых - выходцы из Центральной Азии и Китая. Не владея русским языком, не имея в большинстве своем профессии и квалификации, так называемые «гастарбайтеры» вряд ли могут рассматриваться как действительно эффективный трудовой ресурс, эксплуатация которого будет способствовать подъему отечественной экономики.

Власть придержащим давно пора понять, что нелегальная миграция представляет собой колоссальную угрозу национальной безопасности страны. Криминализация городского пространства, этнизация отдельных сфер бизнеса, изменение этнического баланса населения, распространение экстремизма и терроризма непосредственно связаны с нелегальной миграцией. Теперь, как мы видим, нелегальная миграция представляет и крайне серьезную опасность в санитарно-эпидемиологическом плане. Конечно, не стоит, как призывают некоторые отечественные политики, полностью закрывать «китайские рынки» или депортировать из страны всех нелегальных мигрантов, но заставить работать на нормальном уровне миграционные и правоохранительные службы государство просто обязано.

В первую очередь, необходимо установить жесткий контроль за въезжающими на территорию российского государства иностранцами, подвергнуть проверке все крупные рынки, строительные объекты, районы проживания мигрантов с целью выявления нелегально находящихся на территории РФ иностранных граждан, а также лиц, которые представляют криминальную или санитарно-эпидемиологическую опасность. Только соблюдение жестких мер по контролю за миграционными потоками может рассматриваться в качестве адекватного ответа вызову миграции – одной из глобальных проблем современного общества.

1.0x