Апологеты Всеправославного Собора, который должен состояться на Крите во второй половине июня, любят говорить, что оппозиция Собору – это ничтожные маргиналы, якобы в России таковых всего-то десятка два мирян. Всё это, конечно, совершенно не так. После того, как были обнародованы документы, утвержденные совещанием в Шамбези для принятия на Всеправославном Соборе, сразу же пошла волна протестов, которая охватила практически все Поместные Православные церкви, весь православный мир. Выступали авторитетные иерархи в Греции, в Грузии, в Болгарии, на Кипре. Выступали афонские старцы, духовники; было немало аргументированных, глубоких и содержательных выступлений богословов. В Молдавии и на Украине началось движение «непоминающих», то есть тех, кто не возглашает имя Патриарха Кирилла в положенные моменты богослужения. То есть оппозиция шамбезийским документам существует крайне серьёзная. В их адрес раздавалась и раздаётся очень серьёзная богословская критика. Главное беспокойство православных вызывает то, что в документах, которые подготовлены к принятию на Всеправославном соборе, фактически легализуется экуменизм. В связи с чем приходится говорить о том, что эти документы решительно расходятся с православным вероучением, с духом и буквой апостольской и святоотеческой Традиции.
Что касается обращения афонитов. Совершенно ясно, что оно было подготовлено давно. Основные положения обращения повторяют то, что раньше говорили шесть авторитетных афонских старцев, то, что говорили авторитетные иерархи, в частности в Греции и на Кипре - митрополит Пирейский Серафим, митрополит Лимассольский Афанасий и др. Это обращение подписали практически все монастыри Афона в лице своих игуменов. И оно коренным образом может изменить соотношение сил, потому что носит системный характер. Его невозможно игнорировать, нельзя уже говорить, что антиэкуменическое движение – это дело каких-то отдельных людей, пусть и вполне уважаемых и духовно авторитетных.
Это обращение было выпущено сразу после визита Путина и патриарха Кирилла на Афон. На мой взгляд, это было сделано не случайно. Президент встречался со священным Кинотом, главным органом управления Афоном, практически один, без патриарха и других сопровождавших его лиц. Никто не знает, о чем конкретно они говорили, это не обнародуется и, я уверен, не будет обнародовано. Можно предположить, что афониты, причём, как понятно, не отдельно взятые монахи, пусть и весьма авторитетные, а игумены, наиболее почитаемые старцы обратили внимание нашего президента на то, что на нём, как главе государства ведущей православной державы мира, лежит особая ответственность за судьбу мирового православия. На то, что если шамбезийские документы будут приняты на Соборе в их нынешнем виде, это станет прямым попранием православной веры.
Помимо этих документов особое беспокойство (и об этом тоже говорится в обращении) вызывает идея создать некий наднациональный орган управления мировым православием по образцу Ватикана. Как мы знаем, в соответствии с исторической православной традицией, в Православной церкви действует поместный принцип. То есть, например, РПЦ не подчиняется Константинопольскому Патриарху Варфоломею. И это касается каждой Поместной Православной Церкви. Ни для кого не секрет, что Патриарх Варфоломей, так называемый Вселенский Патриарх, является главным инициатором всех этих процессов. С одной стороны, Варфоломей продолжает традицию, заложенную в «Константинопольском Патриархате» ещё в двадцатые годы прошлого века, с другой, он является стопроцентно управляемой фигурой; люди из американских спецслужб практически напрямую отдают ему указания. Еще бы: без американской финансовой поддержки это искусственное образование под названием «Вселенский Патриархат» не просуществовало бы и месяца! Естественно, что афониты, как и другие оппоненты нынешних глобалистско-экуменических тенденций, сильно обеспокоены тем, что те, кто, говоря мягко, не имеет никакого отношения к Православию, хочет захватить формальные рычаги управления Поместными Православными Церквями.