Авторский блог Галина Иванкина 10:16 16 июля 2015

Синдром Карандышева

Мы живём в информационную эпоху – сейчас уже не столь важно, кто ты и зачем ты. Главное – суметь красиво наврать в резюме. Информация – лучший товар. Слово само создаёт собственный смысл. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», - напевал мультяшный капитан Врунгель. Сейчас не нужна даже яхта, важнее – назвать, отметить, создать видимость. Виртуальность общения и прочие Инстаграм-креативы. В реальности – всё то же. Феерия имитаций – всё «как бы». Фальшивые сумочки Louis Vuitton, контрафактные айфоны, нервозное фотографирование близ чужой Maserati. Придумывание себе дворянских корней и побед на конкурсах красоты. Стиль Малой Арнаутской.

«В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал: уж диво бы охотник, а то и ружья-то никогда в руки не брал. Тащит к себе, показывает; надо хвалить, а то обидишь: человек самолюбивый, завистливый…»

Александр Островский «Бесприданница».

В русской литературе есть такой примечательный персонаж – Юлий Капитонович Карандышев. Его всегда было принято именовать ничтожеством, но мы как-то редко задумывались, почему. Всё очень просто – Карандышев хочет казаться крутым, всемогущим и побеждающим. Именно – казаться. Не быть. Поэтому Лариса – первая красавица города, за которой ухаживают пресыщенные господа, становится навязчивой идеей. Она – знаковая деталь, статусная игрушка, а вовсе не возлюбленная муза. Помните, как Юлий Капитонович готовился к своему триумфу, заказывая дешёвое пойло с престижными этикетками? «На бутылке-то «бургонское», а в бутылке-то «киндер-бальзам» какой-то».

В XIX столетии, когда всё было весомо-грубо-зримо, а век именовался «железным», такое поведение высмеивалось и порицалось, как, впрочем, и в последующие времена. Надо быть, а не казаться! Если ты – гений, покажи и докажи. Богачи Кнуров и Вожеватов естественны в своей хищнической силе. Фанфарон Сергей Сергеич прекрасен, будучи природным барином. Они - подонки, но они на своём месте. Ничего не доказывают. Карандышев – на обочине, потому и стреляет. От безысходности - пустышка не имеет шансов. Содержание главнее формы. С особенной ясностью это проявилось в советские времена, когда людей, пытавшихся подменять смысл – пышными речами или ещё какой-нибудь великолепной ширмой, всячески осуждали, а если речь шла об искусстве, то здесь бытовало ругательное словечко «формализм». (Именно поэтому в СССР обращали так мало внимания на обёртку – она не представлялась чем-то существенным. Главное – дела! Хотя, если вы знаете историю 1970-1980-х годов, то, наверняка, вспомните, чем всё это закончилось – когда красивые слова и пафосные лозунги перестали отражать реальность, не стало и самого СССР). Но сегодня мы говорим не об идеологических провалах и прочих гримасах матушки-истории, а о нас. О человеческой психологии. О желании казаться, но не быть.

Итак, мы живём в информационную эпоху – сейчас уже не столь важно, кто ты и зачем ты. Главное – суметь красиво наврать в резюме. Информация – лучший товар. Слово само создаёт собственный смысл. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», - напевал мультяшный капитан Врунгель. Сейчас не нужна даже яхта, важнее – назвать, отметить, создать видимость. Виртуальность общения и прочие Инстаграм-креативы. В реальности – всё то же. Феерия имитаций – всё «как бы». Фальшивые сумочки Louis Vuitton, контрафактные айфоны, нервозное фотографирование близ чужой Maserati. Придумывание себе дворянских корней и побед на конкурсах красоты. Стиль Малой Арнаутской. А лучше так – синдром Карандышева. Человек-подделка. «На бутылке-то «бургонское»!», а что в ней – никому нет дела.Хитроумные психологи ласково советуют любить себя, ценить своё раритетное «Я» и ежеминутно ощущать собственную уникальность. Необязательно быть крутым – можно самоназначиться и царствовать. С своём блоге, например. Народу нравится! Вот мне навстречу ковыляет жирная, низенькая дама в летней футболке с недвусмысленным принтом: «Все бабы как бабы и только я – совершенство». В эпицентре бытия – надпись. Всё прочее – семечки и мелочи быта. Юлий Капитонович ухмыляется в усы и свысока поплёвывает на Паратова. Зачем быть, если можно казаться?

А вот история из жизни. Жаль, нет с нами Зощенко! Итак, Наташа всегда слыла тихой посредственностью – училась на слабые, тусклые троечки, не блистала и даже не хулиганила, в институте выскочила замуж - потому что «так надо», пришло время и пора бежать в ЗАГС. Положено. Не по любви и даже не по расчёту. Просто ей предложили, а «часики-то тикают», можно не успеть, не вписаться, не занять нишу. Она - менеджер по закупкам. Отдых – в Турции. Мужа не любит. Зато у неё имеются блоги во всех социальных сетях. О, сие сулит ей массу дивных возможностей! Там можно быть королевой клубных вечеринок, надменной богачкой, у которой свой бизнес, но главное - туда можно бесконечно вываливать пляжно-Турецкие снимки, тщательно обработанные фотошопом. За подписью: «Это я на Лазурном Берегу!» А того, кто из вредности скажет: «Нет, Наташка, сие Анталия!» следует просто заблокировать. Пусть кропает свою мерзкую правду где-то на другом конце Вселенной. И ещё – модно сочинять себе прекрасное прошлое: «Я была круглой отличницей и при этом – ужасным сорванцом! Единственная во всей школе носила мини-юбку и целовалась с самым красивым парнем района! И при этом – все призовые места олимпиад. Да-да. Весь год выбирала между Лит-ом и Бауманкой – по всем направлениям сияла, аки светило. Задавала училкам тупиковые вопросы – вот помню, в 10 классе вовсю цитировала Аполлинера, а наша тупая Марь-Иванна…» И так далее. Наверное, в эти минуты менеджер Наташа счастлива. Очень может быть, она давным-давно живёт только ради этих виртуальных смыслов. Её муж Витя тоже доволен – он играет в «Мир танков», где есть отвага, лихость и бесконечный драйв. Так они и существуют вместе, точнее параллельно друг другу – танкист Витя и богиня Наташа.

Да! Несколько лет назад я задалась вопросом: почему большинство современных людей, если речь заходит о школьном детстве, непременно сообщают, что были отличниками и хулиганами одновременно. Причём, совпадают даже детали – как будто всё это пишут биороботы, киборги или ещё какие-нибудь Терминаторы. Им заложили программу, вот они и молотят по клавишам одно и то же. Потом я поняла – униженному «маленькому человеку» искренне хочется феерии, помпы, красок. Я – был круглый отличник, несмотря на то, что ночевал в КПЗ! Я защитил диссертацию, не выходя из запоя! Гениальность на грани Моцарта. Вы-то свои золотые медали высиживали и зарабатывали. А я – шутя и поругиваясь матом. Словеса да обёртка – вот показатели. Реальность – малоинтересна. Сочини себе самого себя.

А вот ещё одна история из жизни. Одна нервическая леди, из тех, что убойно (причём, на протяжении восемнадцати лет) совмещают неинтересную работу с ненавистным домашним бытом, кинулась к психологу. От усталости, от бесконечной круговерти. От того, что жизнь утекает, а просвета всё не предвидится. Только одна лишь пенсия маячит на горизонте со своими верными соратниками – подагрой и тромбофлебитом. Умудрённая психологиня, ничтоже сумняшеся, объявила диагноз: «Вы не любите себя! Потому устаёте, не успеваете и …о, ужас! – не хотите жить!» Также выяснилось, что причины кроются в давнем и почти уже забытом детстве. Нашей героине были предложены следующие виды самосовершенствования. Первое: переписать историю своего безотрадного малолетства, где была злая, попивающая воспитательница в детском саду, а потом ещё – суровые пионерлагерные котлеты, дурковатые одноклассники, лупоглазые куклы за три рубля, и прочие «свинцовые мерзости жизни», как сказал бы писатель, если бы ему всё это порассказали. Женщине дали задание – взять ручку (почему-то это было существенно!) и …сочинить себе «новое детство», где были заграничные Барби в розовых нарядах, умные и тактичные соученики, элитная школа, солнечное лето на шикарной даче, а не дождливый морок в казённом лагере «Юный ленинец».

То есть следовало не переоценить, не обдумать реальность, не сказать себе: «Всё было не так уж погано!», а просто взять и придумать себя-прекрасную в прошлом, дабы расцвести шикарной хризантемой в настоящем. Вторым пунктом значилась не менее экзотическая операция – представлять себя… своим идеалом. Мыслить не как Оля Петрова из бухгалтерии, а как Марлен Дитрих. Слиться с образом. Ходить, как Марлен. Думать, как она. Тогда снулая Оля очень скоро заделается роскошной дивой и пантерой Голливуда. Муж свозит на модный курорт и подарит диадему от Cartier, а дети – перестанут носить двойки и клянчить новые гаджеты. Ты, родная, главное представь себе, что ты – красавица, у которой в детстве были полчища куколок Барби. И ходи с этим 24 часа в сутки, пока не засвербит радость жизни и невыносимая лёгкость бытия. По-моему, это шизофрения… Нет? Я – не я, а кто-то иной, с другим детством и папой-миллионером на яхте. Хотя, у реальной-то Марлен детство было не самое приятное. Прямо скажем, хуже, чем у Оли из бухгалтерии. Да и Барби родилась только в конце 1950-х… Но это же не важно!

Важно, не то, что ты есть, а то, чем хочешь быть. Впрочем, психологи дают подобные советы и в журналах: главное не быть красивым, а ощущать себя таковым. Рассказывают и страшные истории о том, как одна симпатичная девочка считала себя дурнушкой и поэтому все её воспринимали чучелком. А другая – косоглазая кубышка с ногами разной длины – с детства полагала себя принцессой Грёзой. Её и считали …грёзой. Так и надо, принцессы мои бриллиантовые! Ходи по жизни с гордо поднятым мурлом – считай себя Юрием Гагариным. Это не существенно, что ты боишься высоты и тебя тошнит даже на каруселях. Главное – назваться. Самоназначиться. Само_оцениться.

Самооценка, оказывается, творит чудеса! Не то было в старинные времена. Самооценка-то была ого-го какая, а люди – смеялись. Не верили, стало быть. Вот и купчики иронизируют: «Лошадь из деревни выписал, клячу какую-то разношерстную, кучер маленький, а кафтан на нем с большого. И возит на этом верблюде-то Ларису Дмитриевну; сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет. С бульвара выходит, так кричит городовому: «Прикажи подавать мой экипаж!» Ну, и подъезжает этот экипаж с музыкой: все винты, все гайки дребезжат на разные голоса, а рессоры-то трепещутся, как живые». Эх, родился Капитоныч раньше срока! С его-то самооценкой да в топовые блогеры. Сидел бы себе в Интернетиках – себя бы нахваливал. А ему приходилось корячиться: «А то вот потеха-то: был у них как-то, еще при Паратове, костюмированный вечер; так Карандышев оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сергеича».

…В этой связи припоминается другая история - уже фантастическая и страшноватая. Помните? «Слег дарит тебе восприятие отдалённейших потомков и отдалённейших предков, какого ты никогда не достигнешь в реальной жизни». А ещё вот это: Realityisathingofthepastиз культовой кинокартины «Матрица». Для тех, кто забыл, напомню, что у братьев Стругацких «В хищных вещах века» есть такой прибор под названием «слег». Однажды попробовав этот «препарат», человек оказывается просто не в силах отрешиться от удовольствия, теряет контакт с реальностью и использует слег, пока нервное истощение не убивает его. Это вовсе не наркотик - просто он «дарует» исполнение всех желаний. На время пользования. Причём, никаких побочных эффектов и «ломки» после сеанса не бывает. Ты можешь отказаться от всё новых и новых обращений к слегу. Ещё чего! После этого человеку уже кажется невыносимым пребывание в обыденщине. Со слегом возможно всё – сочинять себе детство с хорошими игрушками, придумывать подвиги, погружаться в идеальные миры. Господа, мы к этому идём семимильными шагами. Точнее – уже притопали. Казаться, а не быть! Матрица любит тебя. Играй в «танчики», пиши детство с чистого листа, ощущай себя звездой экрана. Покупай себе иллюзию! Зачем идти в горы, если можно «сочинить» себе любой поход. Даже богатство – не нужно. Назовись Вандербильдом и сиди-медитируй. Бедная Эллочка! Она тщилась и разоряла безропотного Щукина. А ведь как просто – ходи по Варсонофьевскому переулку, но представляй себя на Ривьере. Но весь ужас в том, что адекватных людей, без «самооценки» становится всё меньше. Шиза атакует. Куда податься?

О, да! Общество потребления с его повышенным вниманием к упаковке и маркетинговым тонкостям, диктует свои законы. Главное – сказать и назваться. Поставить клеймо и ценник. Как в той рекламе – что ни конфета, то - райское наслаждение, и даже пилюли от запора рекламируются так, будто это – волшебное снадобье феи Милюзины. Надо продать и впарить, а всё остальное – вопрос двадцать пятый. Современный человек – глуп и тщеславен. Он хватает то, что ярко предлагается и громко популяризируется. Он и сам таков – постоянно кричит о Себе в ожидании аплодисментов. Но их не будет, ибо ныне каждый сам себе – герой и гений. Юлий. Но не Цезарь, а – Карандышев. Вам смешно? А зря!

1.0x