Авторский блог Мария Карпова 00:00 19 декабря 2013

Севастополь — душа России

Севастополь для России — это исток всего: веры, культуры, исторического летоисчисления, беспрецедентного героизма. Великий флотоводец адмирал П. С. Нахимов называл Севастополь душой России. Воистину, этот город сконцентрировал в себе всю мощь и красоту русской духовности

Лёгкая, изящная, стремительная… Ольга Ковалик — великая труженица, человек дела: издатель, писатель, искусствовед, посвятивший целиком свою жизнь делу увековечивания памятников русской культуры и Православия. За заслуги Русская православная церковь наградила её в 2009 году орденом Святой праведной Анны.
Что помогает ей в нашей реальности успешно реализовывать свои проекты, исполненные духовным смыслом и содержанием? Конечно, глубокая вера и неколебимая уверенность в величии и будущем русской цивилизации, а еще — крепкие казачьи корни…
Не забыть потрясение, которое испытывала публика, приходившая на организованные ею в Москве в конце 90-х годов "Русские исторические концерты", посвященные возрождению храма Христа Спасителя. Они проходили в Большом зале Московской консерватории, Колонном зале Дома Союзов, Концертном зале имени Чайковского. Среди самых выдающихся — вечер памяти Павла Флоренского, мировая премьера полного авторского текста музыки Прокофьева к фильму "Иван Грозный", концерт грузинских духовных песнопений… Ряд этих концертов посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В Крыму большой резонанс имела ее авторская выставка "Образы православного Севастополя" (23 мая — 20 июня 2011 г., Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого).
Ольга Ковалик — автор концепции, редактор и составитель таких изданий, как Альбом в 2-х томах "Мало избранных. Библейские мотивы в творчестве русских художников: 1917—1993". М., 1995 (Гильдией московских издателей назван Лучшей книгой 1995 года); главный редактор издательского проекта "Священномученик Климент в истории христианства" при Свято-Климентовском храме в Замоскворечье (руководитель проекта — настоятель храма, протоиерей Леонид Калинин). В конце двухтысячных ее наградили почетным званием Автор издательства "Молодая гвардия" за книгу "Повседневная жизнь балерин русского Императорского театра". Готовится книга о выдающейся русской балерине Галине Улановой.

Людмила Лаврова

"ЗАВТРА". Ольга Григорьевна, недавно вы выпустили книгу, посвященную культурно-историческим памятникам на территории Севастополя, расскажите о ней.

Ольга КОВАЛИК. Так как приближалось 1025–летие Крещения Руси, и 28 июля ожидались большие торжества в Херсонесе, по благословению благочинного Севастопольского округа протоиерея Сергия Халюты я написала книгу, приуроченную к этой дате. Издание построено исключительно на архивных материалах и дает представление о том, что такое Херсонесский монастырь, основанный на месте крещения великого князя Владимира, откуда пошла вся русская цивилизация. Это место можно считать первозванным для истории Русской православной церкви, да и всего государства российского. И я рада, что книгу отец Сергий преподнес В. В. Путину и В. Ф. Януковичу во время их пребывания на Херсонесе.

История Херсонеса огромна, ведь он был основан как греческая колония еще в 5 веке до н.э., потом этот город принадлежал Римской империи, Византийской, Османской. А с 1784 года он перешел под юрисдикцию Российской империи по указу Екатерины II. В 1852 году там был основан монастырь во имя святого князя Владимира — Крестителя Руси. Первый храм этого монастыря был построен в честь Семи священномучеников Херсонесских — удивительных сподвижников вселенской христианской церкви. Один из них возвел первый христианский храм на Херсонесе, который вообще явился первым храмом на канонической территории Русской православной церкви.

Единственным, так сказать, наукообразным получилось в книге ее название. Оно несколько длинное и "старомодное": "Храм во имя Семи священномучеников Херсонесских в контексте истории Свято-Владимирского монастыря". В целом же я не отягощала книгу сложным научным текстом, потому что целью своей ставила заинтересовать широкий круг людей херсонесской историей. Для меня было важно так построить свое произведение, чтобы читатели поняли, в чем же феномен Херсонеса для русского сознания. Почему мысли многих выдающихся деятелей культуры обращались к этой земле? Почему все императоры приезжали молиться на это место? Почему Александр II со своей семьей лично присутствовал на закладке херсонесского Свято-Владимирского собора? Почему Александр I, адмиралы Грейг, Корнилов, Нахимов так трепетно относились к этому месту? В конце концов, почему такая сложная история строительства у Владимирского собора?

Вот одна интересная тема, которую мне удалось прояснить во время работы над рукописью. До сих пор никто не ответил на вопрос: почему Херсонесский монастырь был так возвышен в 1861 году? Мое мнение таково: в год отмены крепостного права, в тот момент, когда рушились все, казалось бы, нерушимые основы русской жизни, проходили многочисленные реформы, император нуждался в той точке опоры, которая была бы неоспоримой ценностью для всего русского мира. И ею оказался Херсонес, где был крещен князь Владимир, где он, после женитьбы на византийской принцессе Анне, обрел кесарево достоинство, то есть стал императором. И пусть на Руси еще долгое время властвовали великие князья, Российская империя уже тогда, в 988-м году, обрела свое право на существование. Когда начинаешь прозревать такие вехи, тогда очень многое становится понятно. Возможно, именно так — творчески, надо понимать историю, а не талдычить с утра до вечера просто одно и то же: "здесь крестился князь Владимир" или "здесь были такие-то святые". Ну и что?! Это ведь пустые фразы.

Херсонесская земля имеет неоспоримую историческую ценность еще и потому, что там пролилась первая мученическая кровь за Христа на канонической территории Московского Патриархата. В севастопольской Казачьей бухте в 101-м году был утоплен священномученик Климент, папа Римский, а ведь над его мощами крестился князь Владимир. Потом он забрал часть мощей с собой в Киев, и его самого похоронили в Десятинной церкви рядом с этими мощами. Более того, равноапостольные Кирилл и Мефодий, которым мы обязаны нашей письменностью, после своего пребывания на Херсонесе, обретенные ими мощи святого Климента оттуда в 867-м году вывезли в Рим, где они были встречены папой Адрианом. В благодарность за это впервые в Риме прошла Божественная литургия на славянском языке. После чего церковно-славянский язык был признан сакральным. Вот чем мы обязаны Херсонесу! И забывать об этом нельзя!

"ЗАВТРА". Херсонес Таврический находится на территории Севастополя, города, который тоже имеет огромную историю и значение. Что такое для России Севастополь сегодня?

Ольга КОВАЛИК. Как это ни парадоксально, но на территории бывшего СССР Севастополь является самым патриотическим русским городом. Вы нигде не встретите таких патриотов России, как в Севастополе. Трудно себе представить, что значит слово "Россия" для жителей этого города. Русский и Россия — понятия, которые стоят очень высоко. Может быть, это более понятно, если представить, что такое Черноморский флот для Севастополя. Это не только градообразующее звено — это доминанта жизни Севастополя, город не мыслит себя без российского флота, без его инфраструктуры.

В Севастополе есть пророссийские организации, которые, в большинстве своем, спекулируют на патриотических чувствах горожан, набирают политические очки за "русскость", но толку от них мало. Я считаю, что именно сама Россия должна наращивать присутствие в этом городе. Ведь что такое Севастополь?! Это не город — это огромный регион, часть Крыма. С геополитической точки зрения, по ресурсам земельным и экономическим, это наиболее выгодная часть Крыма, поэтому ни в коем случае нельзя отдавать понятия "русский и Россия" неким общественным украинским движениям, которые эксплуатируют русскую идею.

Приведу яркий пример положительной деятельности России в Севастополе. Министерство обороны России выделило порядка 4-х миллионов долларов на комплексную реставрацию Свято-Владимирского собора — усыпальницы адмиралов Истомина, Нахимова, Лазарева, Корнилова. В Севастополе два Владимирских собора: один на Херсонесе, о котором мы говорили, а второй в центре Севастополя на Центральном городском холме, рядом со штабом Черноморского флота РФ. Реставрацию сделали великолепную. Ею занимались специалисты Студии имени М. Б. Грекова. Вот такими делами Россия должна заявлять свое законное право на эту землю. А лозунги — это пустое. В Севастополе и так все русские, говорят, мыслят на русском языке, любят русскую культуру.

Если мы обратимся к истории, то, например, что значит для города имя Льва Николаевича Толстого? Что значит этот город для него, написавшего "Севастопольские рассказы", с которых и начался раскрываться гений Толстого?! Когда писатель, будучи уже в пожилом возрасте, приехал в Севастополь и посетил четвертый бастион, где сражался во время Крымской войны, он, встав на колени, целовал эту землю и рыдал. Что значит этот город для Чехова?! В гениальной повести "Черный монах" описал воды Севастопольской бухты так, как это никому более не удалось. Что значит этот город для Веры Федоровны Комиссаржевской?! В этом городе она с ума сходила от любви к Чехову, металась по Приморскому бульвару, ожидая, что Антон Павлович приедет к ней из Ялты. Что значит этот город для Станиславского и Немировича-Данченко?! Из их переписки известно, что, находясь в сложных отношениях в своем родном Художественном театре и вообще не общаясь в Москве, они, когда дела требовали их совместного решения, приезжали в Севастополь, и только здесь, в гостинице Киста, вели конструктивные переговоры. А Куприн с его балаклавскими рассказами?! А Бунин, писавший, что испытывал абсолютное счастье только на севастопольском Приморском бульваре. А выдающийся богослов Сергий Булгаков, который создал великое эссе под названием "Херсонес Таврический", в котором утверждал, что начало и конец русской истории именно здесь — на Херсонесе?!

"ЗАВТРА". Почему ваше внимание привлекла именно эта территория? Ведь культурное поле Крыма достаточно обширно и разнообразно. Что двигало вами, когда вы решили посвятить работу именно Севастополю, Херсонесу?

Ольга КОВАЛИК. Мой отец — коренной севастополец. И я люблю этот город с самого детства. Это мой родной, любимый город, в котором я нашла уникальные темы для своего творчества.

Кроме того, Севастополь — подлинно героический город, которому нельзя не поклониться. В нем слово "патриот" — не пустой звук. А для меня "патриотизм" не абстрактное понятие, а стимул для работы, ведь если я родилась в стихии великого русского языка, в пространстве великой русской культуры, то я должна работать во славу русского мира, отдавая ему свои дарования. Для меня патриотизм — это не словесная риторика и не вербальный образ.

Сейчас у меня появился ещё один севастопольский проект. В городе находится Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя, или Панорама, как его чаще называют. Знаменитая севастопольская панорама входит в тройку лучших панорам мира. Во время Отечественной войны в ее здание попала бомба, однако матросы, рискуя жизнью, спасли фрагменты панорамного полотна Франца Рубо. Сейчас этот музей очень нуждается в новом корпусе, где необходимо выставить, во-первых, огромные подлинные фрагменты панорамы Рубо и, во-вторых, работы великого военного инженера генерала Эдуарда Тотлебена, создавшего всю оборонную систему Севастополя в период Крымской войны. Все его чертежи, планы находятся в фондах Музея. Там же хранится уникальная, в единственном экземпляре созданная в Царском селе, в 1858 году, гипсовая карта фортификаций Севастополя, размером 8 на 8 метров. Вы можете себе представить? Аналогов в мире нет. Однако и ее до сих пор негде демонстрировать.

Узнав о планах создания экспозиционно-выставочного корпуса Рубо и Тотлебена, внучка Франца Рубо госпожа Сильвия Рубо, проживающая в Германии, выразила желание передать в дар Севастополю семейные реликвии, связанные с ее великим дедом: вещи, фотографии, картины. Я только начинаю работать над этим проектом. И хочу через ваше уважаемое издание обратиться к меценатам, потому что такой корпус на территории Панорамы, на Историческом бульваре, в самом прекрасном месте города, рядом с четвертым бастионом, надо обязательно построить. Там должны быть два зала — большой и малый, где можно делать интересные выставки, и три зала: один — Тотлебена, а два других — Рубо.

Воплощение данного проекта будет иметь резонанс во всем мире. Это станет событием европейского масштаба. И именно через такие дела, как я уже говорила, России надо о себе заявлять.

Севастополь для России — это исток всего: веры, культуры, исторического летоисчисления, беспрецедентного героизма.

Когда фашистская Германия еще официально не объявила о войне, ее самолеты уже бомбили Севастополь. Этот город пережил Крымскую войну. Этот город пережил страшную Гражданскую войну в 1920-е годы. Как этот город выжил?! Очевидно, хранимый тем сонмом святых, который просиял в этой земле-страдалице.

Великий флотоводец адмирал П. С. Нахимов называл Севастополь душой России. Воистину, этот город сконцентрировал в себе всю мощь и красоту русской духовности.

1.0x