В настоящее время в разных точках планеты: Сирия, Украина, Ирак, Ливия, — ведутся войны, маскируемые порой под отдельные вылазки террористов или стычки враждующих группировок. По мнению ряда политологов, конечной целью всех этих боевых операций является Россия. Широкомасштабная информационная война против нашей страны — своего рода артподготовка к войне горячей. В таких условиях общество должно быть всесторонне мобилизовано. О духовной мобилизации шла речь на "круглом столе", проведённом Изборским клубом в Орле при участии губернатора Орловской области В.В. Потомского, учёных и общественных деятелей.
Александр ПРОХАНОВ.
Уважаемый Вадим Владимирович, дорогие друзья! Мы, изборяне, рады побывать в вашем прекрасном крае.
Мы ощущаем потребность русских людей в возвышенном, в глубинном, в насущном. Эту потребность разделяет вместе с вами вся страна, в том числе и мы, представители Изборского клуба. В нашем ансамбле яркие, даже яростные государственники-патриоты самых разных направлений: журналисты, философы, писатели, священнослужители, академики. Которые по сей день ведут внутреннюю полемику. Но они объединяются государством, идеей государства, чтобы государство не пропало, чтобы государство развивалось.
Мы поставили себе целью создать идеологические постулаты для нового государства российского. У России во все эти годы "либеральных реформ" не было идеологии, но вся жизнь нашей страны развивалась по либеральным лекалам. Эти лекала исчерпали себя. И наша цель — выработать новые подходы народа к себе самому, к нашей истории, к государству.
Мы пишем статьи, доклады, ездим в регионы, выступаем с лекциями, проповедуем, одновременно учимся, слушаем голоса русских интеллектуалов, русских интеллигентов. И не просто ездим, а в каждом регионе свиваем своё изборское "гнездо". И мы приехали к вам, чтобы свить здесь своё орлиное гнездо. Мы удостоились очень тёплого приёма губернатора. Побывали на "Агрофирме Мценская". Посетили завод "Протон-Электротекс", который производит электронику. Познакомились с представлениями орловцев о себе самих и о русской истории. И у нас родилось поразительное ощущение, что такое Орловщина. Орёл — это символ евангелиста Иоанна. Как сказал Николай Гумилёв:
"Предо мной предстанет, мне неведом
странник, скрыв лицо, но я пойму,
видя льва, струящегося следом,
и орла, летящего к нему".
В Евангелии от Иоанна сказано: "Вначале было слово". Орловская земля родила потрясающей силы и красоты русское слово. Над ним работало несколько поколений русских художников, которых по значению, по вкладу в русское бытие можно приравнять к святым. Ведь благодаря русскому слову наш народ вычерпывает из мироздания такие ценности, смыслы, такой фаворский свет, которые позволяют нам быть русскими, позволяют выстоять в самые кромешные времена. Орёл — родина мистического русского слова. И Орёл — это место мистического русского оружия, сосредоточие русской доблести, жертвенности, русского военного мученичества. Воинские мемориалы несут ощущение битвы, нашей победы, что делает Орловщину святой землёй. И святость слова приравнивается к святости оружия.
Когда жители Орловщины ставили храмы на своих полях, долинах, на лугах, они хотели превратить земную жизнь, земное бытие в царствие небесное. У них было желание, как и у всех русских людей, свести небо на землю, построить рай на земле. Вся русская история говорит о том, что мы сводим Небо на землю, строим здесь Рай. У нас не получается, мы иногда грешим. Но желание увидеть в каждом камне, в каждом стебле божественную красоту, райскую гармонию, присутствует. И орловская земля соединяет в себе три божественные силы: силу русского слова, силу русского оружия, силу русской веры, русской религии, чаяние райских высот. Россия сильна духом. И сейчас, в непростые времена, мы должны обратиться к народу русскому со словами о необходимости духовной мобилизации. Эти проникновенные слова требуют огня в глазах, требуют особой лексики и замирания сердца.
Вадим ПОТОМСКИЙ, губернатор Орловской области.
Уважаемые друзья и коллеги, Александр Андреевич. Хочу от себя лично поблагодарить за то, что приехали на великую орловскую землю. Каждый, кто побывает у нас, может убедиться, что Орловщина — великая земля победителей, житница Российской Федерации, которая способна выращивать хлеб, строить машины, способна полноценно жить.
То и дело после всевозможных экономических форумов пугают людей, что на нас сильно действует тот или иной кризис. Поверьте мне как губернатору, Орловская область не ощущает на себе сегодня стоимость нефти, газа, доллара. Мы живём нормальной автономной жизнью, потому что мы выращиваем хлеб. И потому способны прокормить себя и помочь другим. Мы это доказали и в прошедшем 2015 году, когда орловская земля приняла 40 000 беженцев с Украины. Мы каждого разместили, накормили, одели, обули. Многие из них остались на Орловщине. Сегодня они работают, учатся в школах, вузах, дети ходят в детские сады.
"Мценская агрофирма", о которой было сказано, лишь одно из хозяйств с государственной формой собственности. Есть и частные компании, которые успешно развиваются. Например, СГЦ "Знаменское" — огромный комплекс, лучший в Европе на сегодняшний день. Нам есть, чем гордиться.
Мы ставим перед собой серьёзные цели и задачи. И программа, которую мы сообща с орловцами составляли по развитию Орловщины на 2014‑2024 гг, делалась для того, чтобы регион развивался. Александр Андреевич, вы человек, который говорит правду. Сегодня правда особенно нужна. Нужно перестать обольщаться потёмкинскими деревнями и сказать: мы способны справиться с любой ситуацией. Когда наш президент Владимир Владимирович Путин говорит: Российская Федерация никогда не встанет на колени и не будет плясать под чью-то дудку, люди Орловщины готовы делом доказать эти слова. Мы выполним любую поставленную президентом задачу.
Конечно, в работе не бывает без ошибок и недостатков. Но когда злопыхатели пытаются их преувеличивать, это пользы не приносит. Если кто-то может подсказать, прийти со своим предложением — дверь открыта, придите, скажите как сделать лучше. Но не надо радоваться ошибкам и раздувать неудачи. Патриотизм и духовность — это работа на пользу родине.
Мы — верующие люди. Вера в Бога и правильная, честная работа всегда помогали коренной России найти правильный выход из любой сложной ситуации. И мы с вами его найдём.
Валерий КОРОВИН, член Общественной палаты.
Орловщина — один из центров сохранения и воспроизводства русского народа. В минуты, когда нас накрывает полное отчаяние, ощущение, что всё уже провалено и сдано, что Россия не выживет, в этот момент из глубин русского народа, из русской земли каким-то чудесным образом поднимаются новые люди. Эти новые силы совершают очередной подвиг, возрождая нашу империю в масштабах, превосходящих те, которые были до этого. Русская империя пульсирует. Она возрождается, разрастается, подвергается нападкам, терпит крах в момент очередного нашествия наших западных соседей, и в момент, когда кажется, что её уже ничего не спасёт, вновь обретает силы, вновь поднимается из центра русской земли, из русских регионов, одним из которых является орловская земля. Поэтому здесь самое время и самое место говорить о духовном возрождении.
Почему это важно для нас именно сейчас? Мы прошли период либеральных экспериментов, когда нам доказывали, что материальное и есть мера всех вещей, что человек, освобождённый от духа, очищенный от души и есть главная категория современного мира, и всё, что ему нужно, — это благосостояние и комфорт. В какой-то момент мы увлечённо погрузились в пучину бегства от духа, занялись стяжанием материального. Приняли западный алгоритм существования. Запад давно прошёл этот путь очищения человека от духа и, продав душу дьяволу, встал на путь непрерывной наживы. Этой идеей в какой-то момент увлеклась и Россия. И что мы получили?
Ведь в 1999 году, в момент, когда Ельцин, уже практически остывающий и разлагающийся от страшных деяний, которые он сотворил над Россией, передал власть молодому президенту, политологи во всём мире строили прогнозы, когда Россия перестанет существовать — месяц ещё, или полгода всё-таки протянет? Год никто не давал. В состоянии полного упадка мы оказались именно в результате либерального эксперимента, когда поставили материальное превыше всего, забыв не только о духе, но даже и о душе.
В тот период, когда материальное стало единственной категорией, и мы сделали ставку только на материальное, на экономику, на благосостояние, отбросив всё остальное, Россия лишилась своего онтологического смысла существования: мы потеряли цель, потеряли смыслы. Новый президент Владимир Владимирович Путин сделал утверждение суверенитета и ценности государства главным тезисом на протяжении всего периода своего правления. Государство для нас — это ценность, ибо оно помогает нам отражать орды и бесконечные нашествия со стороны Запада, которые осуществляются каждое столетие — каждое столетие мы вынуждены военным образом доказывать право на существование и отстаивать свой суверенитет. Сегодня мы вновь осознали, что суверенитет государства — это ценность, что отрицали либералы 1990-х. Поняли, что государство — это то, что даёт нам возможность сохраниться и обезопасить себя от тех западных и либеральных экспериментов, которые чуть не разрушили нас, русский народ и русское государство. Тема прав такого, очищенного от духа и души, сугубо материального человека — это то, с помощью чего Запад убивает нас.
Но как только мы утвердили ценность государства как данность, возник следующий вопрос: а государство зачем? Какова его мессианская цель, его сверхматериальная миссия? И действительно, русское государство всегда имело такую цель. Государство романовское, дореволюционное имело своей целью сохранить Россию как ковчег спасения для всех народов, которые она в себе объединила. Российская империя была идеальной средой для спасения православного человека, для спасения представителей других традиционных религий — ислама и всех тех, кто объединился с русскими православными людьми, соучредив с нами российскую государственность.
Советское государство, советская империя также ставила эсхатологическую цель. Ведь коммунизм — это эсхатологическая идея, это постижение, построение идеального мира, идеального рассудочного общества всеобщего благосостояния и благоденствия. И эта идея лежала за пределами материального. Хотя коммунизм и облекался в марксистские материалистические догматы, в России он был осмыслен именно как мессианская идея.
Но какова идея нынешней России? Сверхматериальная идея? Утверждения о том, что нашими национальными проектами являются доступное жильё, образование, медицина и агропромышленный комплекс, могут восприниматься лишь в качестве промежуточного этапа. Они никак не могут вдохновить весь русский народ на новую сверхмобилизацию, ради которой каждый русский человек готов пожертвовать собой. Мы что, готовы пожертвовать собой ради доступного жилья или доступного образования? Ради этого складывали головы герои Великой Отечественной войны, герои предыдущих русских войн, которые героически отстаивали Россию как ценность, как некую онтологическую сущность? Идея русской государственности, выраженная исключительно в материальных категориях, есть тщета материального мира.
Именно о духовном, сверхматериальном возрождении нужно говорить сегодня, дабы выйти из сложной ситуации, из того тупика, в котором мы оказались, сделав ставку исключительно на материальное и экономическое. Дух человека принадлежит к сверхчеловеческому, к божественному, или ангелическому, началу. И только тогда, когда мы обнаружим эту сверхчеловеческую, ангелическую точку сборки для нашего народа, мы сможем действительно всерьёз, а не имитационно мобилизоваться для того, чтобы совершить новый сверхчеловеческий прорыв для отражения того жёсткого наката, который осуществляется сегодня со стороны Запада. И это не только военная агрессия, которой мы ожидаем и к отражению которой готовы. Это агрессия духовная, агрессия, разлагающая суть русского народа и суть русского человека — русский дух, требующая немедленного отражения.
На мой взгляд, духовная мобилизация — это естественное состояние для России и для русского человека как человека духовного, для которого дух всё ещё имеет значение и смысл, в отличие от человечества западного. Русский народ — последний оплот сохранения человека как такового. Россия может возродиться только как духовный, новый проект новой мобилизации, осуществляющей рывок к постижению сверхчеловеческого, подлинного русского мессианства. Либо духовная мобилизация совершится, либо России не станет.
Олег РОЗАНОВ, ответственный секретарь Изборского клуба.
Войны, что ведёт Россия — информационная и военные конфликты в Новороссии, Сирии, — носят в первую очередь цивилизационный характер. России брошен, может быть, последний вызов. Западные элиты считают, что наша страна ослаблена, не имеет союзников, и в данный момент можно достичь окончательного решения русского вопроса. Казалось бы, странно, почему крупнейшие компании, так называемые старые деньги, такие как "Шелл", "Эксон мобил", ВР идут на бешеные убытки, миллиарды и миллиарды долларов — от нынешних сверхнизких цен на нефть? Ответ прост: потому что ставка в игре огромна. Какой-то транснациональной корпорации обещана Западная Сибирь, кому-то Урал, кому-то Восточная Сибирь или Дальний Восток, и ради этого они пойдут до конца.
Это цивилизационная война по всем направлениям. Нет единой линии фронта. Нет чисто военных методов. Нет чисто экономических. Есть симбиоз методов для уничтожения Российской Федерации как единого государства.
Цивилизационно мы с Западом слишком разные. Даже юридическая практика об этом свидетельствует. В России юридическая практика называлась "русская правда", то есть судили по правде. Западный выбор — римское право, то есть право формальное. Слово "правда", "справедливость" у них отсутствует в парадигме формирования и жизнедеятельности государства. У них — формальный подход, утверждение индивидуальных человеческих ценностей.
А что мы можем предложить, чтобы сохранить и усилить Россию? Нынешний ключевой вопрос — это вопрос справедливости. Он возникает тогда, когда человек чувствует несправедливость. Несправедливо то, что одна часть населения — около 1% — владеет 80% национального богатства. В этой ситуации одним из основных вопросов становится вопрос формирования элит. Элиты должны быть патриотическими, ориентированными на державные ценности. А ныне мы имеем антигосударственные элиты, которые аффилированы с западными финансовыми институтами. И только смена элит, приход людей не равнодушных к судьбам отечества могут что-то изменить. Ведь быть руководителем — тяжкий крест. И главным девизом любого руководителя должно стать слово "служение". Если человек, находящийся на руководящей должности, ощущает свою работу как служение — у него совершенно другой подход к своему делу. Наши нынешние элиты, в первую очередь экономические, понимают своё властвование исключительно как возможность зарабатывания денег, извлечения выгоды из своей должности, из своего положения. Если мы не изменим внутреннюю политику в вопросе формирования элит, можем проиграть, потому что пятая колонна усиливается. И быть в пятой колонне выгодно — это западные гранты, это продвижение по службе, медийная раскрученность. А патриотическая общественность находится в загоне, она является контр элитой на сегодняшний день, и это большая проблема.
И поскольку нет общей идеи, произошла атомизация общества. Никто не готов умирать за миллионы Чубайса. Расслоение общества — большая проблема. Победить её можно, только проводя справедливую внутреннюю политику. Богатые должны платить больше, бедные должны иметь социальные гарантии от государства. Должны работать социальные лифты: дети из рабочих семей, из интеллигенции должны продвигаться как на государственной службе, так и в общественном процессе. Национальные элиты должны чувствовать свою ответственность.
Война, которая против нас развязана, рассчитана на то, что произойдёт социальный взрыв. Против нас работают профессионалы. Они понимают, что такое нумерология. В 2017 году — 100 лет революции, и к этой дате готовится очередная смена власти, а может быть и уже само разъединение России. И если мы не станем справедливым обществом, то лишимся будущего.
Егор КОТИХИН, доктор исторических наук.
50 лет я занимался нравственно-патриотическим воспитанием школьников. Но ныне в современной школе выбили идеологическую составляющую. Это существенный изъян!
Например, 11 ребят, которые занимались у меня в кружках, в своё время были в Афганистане. И потом делились, что подготовка, идеологическая в том числе, помогала им выжить. Да вы просто к стенке прижмите нашего министра образования, спросите: почему изъяли "Молодую гвардию" из школьной программы?! Вот какие произведения стимулируют духовную мобилизацию!
Сергей УШКАЛОВ, историк, руководитель брянского отделения Изборского клуба.
При мобилизации общества огромную роль играют элиты, их смена. В нашей истории смена элит происходила не раз. И при Владимире Крестителе, когда он отверг старую языческую элиту. И при Андрее Боголюбском, который ушёл из Киева. Вспомним опричнину Ивана Грозного. Пётр Первый тоже боролся со старой боярской элитой. Репрессии Сталина — это, по сути, смена курса от мировой революции к строительству социалистического государства, смена элит.
Время от времени нам правительство предлагает документы — "Стратегия 2010", "Стратегия 2030". Сейчас там красной линией проходит отказ от социального государства. Это ведёт к развалу высшего и среднего образования, к потере научных кадров и так далее. Но меня очень обнадёжила фраза в интервью Путина немецким журналистам, что "есть 146 миллионов российских граждан, интересы которых я защищаю". Когда на совете по культуре заговорили о единой культурной политике в стране, президент чуть-чуть дистанцировался от идеологизации этого процесса, но, тем не менее, с этим согласился. И я думаю, что мы стоим на пороге великих перемен.
Владимир РЫБАКОВ, заместитель ответственного секретаря Изборского клуба.
В нашей стране разворачивается социально-политический и экономический кризис, и опять поднимается дискуссия о цивилизационном выборе России и его последствиях. По откровенным заявлениям либералов видно, что эпоха 90-х годов начинает возвращаться. Опять попытка заклеймить, развенчать собственную историю, традиции, культуру с целью внушить народу чувство вины, ответственности за те грехи, преступления, которые он не совершал. В конечном итоге стремление перекодировать, переформатировать его сознание и глубинные коды.
Напрасно думать, что после окончания "холодной войны", после краха многополярного мира Запад потерял интерес к России. Збигнев Бжезинский, например, в одной из своих работ открыто заявлял, что Европа останется незавершённой (под Европой он понимает Запад прежде всего) — пока не интегрирует в себя Россию. Мы интересны и с точки зрения наших материальных ресурсов, и выгодного географического положения как санитарный кордон от исламского мира и от Китая. Но на пути этой мягкой колонизации стоит такое понятие как имперскость, потому что это родовая черта нашей страны, историческая форма.
Московское царство, Российская империя, Советский Союз — всё это продолжение одной линии, в основе которой лежит византийское православие и ордынские традиции власти. Для русских либералов империя страшна даже не её экспансией, может быть, географической или экспансией идеологической, как русского мира, а тем, что в России понятие империя и суверенитет — они тождественны. Пожалуй, наибольшего могущества наша страна достигала именно как империя: при Александре I, когда заключался так называемый Священный союз. И при генералиссимусе Иосифе Сталине, когда проходила Ялтинская конференция. Наша страна стояла у истоков формирования нового миропорядка, который в течение десятилетий не подвергался никаким сомнениям. Кроме того, отказ от империи — это автоматическое превращение страны в национальное государство, возможно, в границах времён Ивана Грозного.
Одной из составляющих духовной мобилизации является борьба за собственную историю, культуру
Евгений ПРОЗУКИН, предприниматель.
Западная экономика, основанная на безумном потреблении и господстве доллара, сегодня заканчивает своё существование. И в своей последней агонии набрасывается на очаг стабильности — на Россию, на православие как основу стабильности русского мира. Ненавидит нас Запад потому, что он растерял свои духовные ценности, променял свою духовность на чисто материальное. Иосиф Виссарионович Сталин в 1941 году обратился к народу "братья и сёстры". Это не что иное, как ставка на духовность и понимание духовности как залога победы.
Виктор ЛИВЦОВ, доктор исторических наук.
Можно предложить новый термин — консервативная модернизация. Нужно опираться на опыт ситуаций, которые уже были в российской истории и успешно решались.
Надо опамятоваться, опомниться, то есть снова приобрести свою историческую память. Россия сама добровольно определила свой путь — духовных ценностей, путь совести. На пути совести, развиваясь не завоеванием, а присоединением и освобождением, Россия создала огромную империю — империю добра.
Роль интеллигенции важна потому, что интеллигенция вносит в мир послания вечности, духа. Важна роль государства, и она должна быть увеличена. Владимир Святой, будучи представителем российской элиты и интеллигенции, и, одновременно, правителем России, внёс в духовное сознание православие. Послы на его вопрос о вере ответили, что они были на земле, как на Небе. Именно это было критерием того, чтобы принять православную веру, а значит, веру истинную.
Происходит, как правильно сказал покойный патриарх Алексий II, второе крещение Руси. Но и, как правильно говорит патриарх Кирилл, второе воцерковление Руси.
Россия — это хранительница европейской самоидентичности. И спасение всего мира — только в той истине, которую несёт сегодня живая, реальная Россия. Ведь церкви, которые в Европе превращены в музеи или в пивные залы, не могут быть критерием истинности, а только то, что осталось живым. А живым осталась Россия с её православным сердцем, с её трепетной душой.
Сергей МИНАКОВ, доктор исторических наук.
Василий Ключевский сказал, что мы обратились к Западу, чтобы он научил нас пользоваться своим умом, а получилось так, что стали пользоваться чужим. Надо пользоваться своим умом. Маяковский писал: "Смотрите на мир без очков и шор, глазами жадными хапайте, что в нашей стране хорошо и что хорошо на Западе". Мы связаны с Западом драматично. Берём что-то на Западе и не можем отказаться от него. И мы же воюем с Западом. Причём не мы инициируем это. "Не вся Европа ль здесь была? А чья звезда её вела!" Александр Сергеевич Пушкин обращался в своём стихотворении к клеветникам России. Но то же самое мы можем сказать и о Великой Отечественной войне. Не только немцы, но вся Европа здесь была.
Главная задача, чтобы жить вместе, — найти способы соприкосновения, взаимодействия и ни в коем случае не дать возможности на нас нажиться. России земли хватает и всегда хватало. Может быть, в этом её отчасти и беда. Малая численность населения и огромное пространство, которое надо обеспечить и оборонить. Говорят, что русский человек, этот Иванушка-дурачок, отхватил шестую часть света Но для этого нужно и ум иметь, и волю, и смекалистость.
Посмотрите, почему бегут в ИГИЛ из Европы? И не только те, кто хотят нажиться, но и молодые сердца, которые ищут идею, смысл собственного существования. Не дай Господь нам утратить запрос молодого поколения и вообще людей России на поиск смысла: зачем я живу на свете? Без государственной, основополагающей идеи мы государства не создадим, оно спонтанно не возникнет.
Дмитрий АРОНОВ, доктор исторических наук.
А как осуществить духовную мобилизацию? Вспоминаются строки великого русского поэта: "Вы мудрецы, поэты, хранители тайны и веры, унесите заветные светы в катакомбы, пустыни, пещеры". Но на этом пути донесения света веры, знания стоит вопрос единения интеллектуала и власти. Как сделать, чтобы не потерялось высокое звучание, когда это пойдёт к людям?
Проблема перевода высокой теории на язык не просто понятный, а эффективный в практических, полевых политтехнологиях — одна из серьёзных задач. И здесь мы сталкиваемся ещё с одним моментом разночтения. Мы по-разному понимаем место Запада, по-разному понимаем появление национальной идеологии. И в этом разнообразии важно не попытаться сделать мнение своё единственным, ибо опыт одной единственно‑правильной идеологемы уже был. В итоге она убила и самоё себя, и то великое государство.
Я выразил бы слова благодарности членам Изборского клуба за то, что предоставили возможность испытать счастье духовного поиска, творчества на орловской земле. И выразить надежду, что вскоре отсюда пойдёт и практический посыл, связанный с переходом от теоретического поиска к практическому. Известно выражение, что революцию, в нашем случае мобилизацию, задумывают романтики, реализуют прагматики. И наша задача с вами сделать так, чтобы не оправдалась третья часть этого высказывания, чтобы плодами её не воспользовались мерзавцы.
Александр ЕФРЕМОВ, ученик 10 "А" класса лицея №1, г. Орёл.
Общаясь с представителями своего поколения, я вижу, что попытки переписать историю сейчас, к сожалению, могут увенчаться успехом. Ныне внедряется точка зрения, что Советский Союз и не вносил большого вклада в разгром гитлеровских полчищ. Прозападная пресса уверяет, что США понесли гораздо большие потери, чем Советский Союз. И это находит понимание. Надо, чтобы о наших героических предках помнили. Я понимаю духовную мобилизацию как память, память о своём великом прошлом.
Татьяна ЧЕЛОВЕНКО, зав. кафедрой религиоведения и теологии ОГУ.
Духовная мобилизация — это такое состояние души, которое не может быть навязано сверху. Тем более, молодёжи — тем, кто нас будет защищать, кто будет стоять на первых рубежах. Это молодые люди, которые сейчас находятся в состоянии неопределённости. Им-то что делать? Они будут действительно принимать решения и действительно стоять за Родину, за Отечество там, где это нужно будет. Духовная безопасность, духовная мобилизация — это должно быть внутреннее состояние души.
Сейчас время, когда надо объединяться и мобилизовываться. В России богатейший исторический опыт, ценностный опыт отношения к жизни, который надо сейчас соединять и в один кулак собирать.
В Стратегии национальной безопасности, которую Путин подписал 31 декабря, преподавание религиозной культуры — одна из поставленных задач. Сейчас необходимо работать с молодёжью относительно религиозной культуры, чтобы они сердцем понимали, что такое Русь и что такое святыни как таковые. Они своё чувствование святыни будут прилагать там, где им придётся жить, работать, а может быть, и родину защищать.
Александр ПРОХАНОВ.
Сегодняшние выступления несли в себе открытия: интеллектуальные, духовные. Мне кажется, что создание здесь Изборского филиала будет обогащать всю национальную копилку — представлений об истории, народе, жизни, смерти, жизни вечной, о нашей родине, о стране. Очень важно, чтобы патриотическая интеллигенция получила возможность высказываться, сверять друг с другом представления, чтобы сложился примерно единый пласт идеологического и духовного состояния. Задача Изборского клуба — создание идеологических концептов, интерпретация и высказывание их на понятном, прозрачном языке, чтобы эти концепты были поняты нашей национальной российской властью. Наш опыт говорит о том, что они усваиваются, и на высоком уровне политического руководства и наши формулы превращаются в практику.
Вадим ПОТОМСКИЙ.
Александр Андреевич, надеюсь, что Изборский клуб совьёт на Орловщине своё гнездо.
Александр ПРОХАНОВ.
Мы совьём гнездо, отложим яйцо, а высиживать его — орловцам.
Вадим ПОТОМСКИЙ.
Договорились.
Материал подготовила Екатерина ГЛУШИК
Илл. Орёл — символ апостола‑евангелиста Иоанна Богослова. Барельеф Яна Нойера