13:42 20 апреля 2013 Культура

Русские фантики – лучшие в мире!

«Красивая обертка, а внутри – пусто!», - часто слышишь недовольное восклицание в разговорной речи. А в Московском музее дизайна взяли и собрали все пустые обертки от 19 века и до наших дней. В Центральном Манеже открылась ретроспективная выставка «Дизайн упаковки. Сделано в России», доказывающая, что фантики, обертки и коробки – многогранное и широкое искусство
Фото: ссылка

«Красивая обертка, а внутри – пусто!», - часто слышишь недовольное восклицание в разговорной речи. А в Московском музее дизайна взяли и собрали  все пустые обертки от 19 века и до наших дней. В Центральном Манеже открылась ретроспективная выставка «Дизайн упаковки. Сделано в России», доказывающая, что фантики, обертки и коробки – многогранное и широкое искусство.

Основной экспозиции стали сменяющие друг друга стили и течения. Здесь представлен краткий экскурс в историю «упаковочного» дизайна, его поэтапного развития и трансформации.  

Сложно поверить, что истоками российской упаковки являются... плетеные корзины.

В эпоху Древней Руси появляются туески из бересты – верхнего слоя березовой коры коричневого цвета. Берестяные туески долго сохраняли свежесть продуктов – уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным.



Бондари и гончары стали первыми профессионально изготавливать упаковку. Гарантируя качество товара, они ставили на упаковках свои знаки отличия-  клейма. Методом гравировки наносилась информация о товаре и изготовители.

После отмены крепостного права Россия становится на путь активного экономического развития – в эпоху раннего капитализма оформление упаковки тяготеет к эклектике – смешению разнородных стилей, чаще всего – из прошлого. Образы викторианского сентиментализма – цветочный декор, миниатюрные зверюшки, дети, максимальная заполненность пространства объекта – одни из особенностей дизайна того времени.

Особое распространение получает изображение геральдических знаков на упаковке. То или иное звание поставщика императорского двора давало право изображать государственный герб. «Лучшая икра» в металлических банках, коробки курительных порошков с именем производителя, карамель с изображением династии Романовых – все это собрано в Манеже.



Параллельно с эклектикой в дизайн упаковки приходит русский стиль – сюжетами для изображений становятся эпизоды из былин и сказок. Богатая красочность, применение шрифтовых форм кириллицы, обилие и многослойность декора – особенно характерны для упаковки, которая нам сегодня больше напоминает винтажные расписные шкатулки. В таких выпускались различные сладости – печенье, халва, конфеты.

На сломе веков основным стилем для дизайна упаковки становится модерн. Происходит отказ от классических шрифтовых букв, кипит бурный поиск новых всевозможных форм – художники теперь полностью переосмысляют конструкцию упаковки. В дизайне парфюмерии и кондитерских изделий модерн проявляется особенно явно – формы флаконов для духов приобретают изящную и утонченную форму, а колпачки имеют самые разные размеры и модели.
Российские фантики становятся одними из лучших в мире. Их украшают сказочные мифологические и театральные сюжеты.



Лаконизм образов, четкость цветовой палитры, цельность и геометричность построений – все это характерно для упаковки первой четверти 20-го столетия. Используя конструктивистские методы, художники экспериментируют со шрифтами, тяготеют к простоте и гибкости букв. Повлиял на дизайнеров и супрематизм – на упаковках конфет и чая, например, все чаще можно увидеть различные фигуры, игру надломанных линий. Шрифты названий – бойкие и кричащие, короткие и взрывные – на папиросы «Волгодон», «Наша марка» или «Казбек» нельзя не обратить внимание.

Конечно, дизайн не обходит и такое культурное явление, как соцреализм. С 30 по 50-ые годы на упаковках изображают монументальную советскую символику, новые архитектурные памятники, появляются орнаменты лавровых и дубовых веток, лент и портретов. В моду входит каллиграфия – искусство красивого письма.

Самым популярным материалом для упаковки становится жесть. Из жести выпускаются консервы, коробки для кофе и чая, сладостей. Именно в этот период были созданы настоящие символы эпохи – знаменитая этикетка «сгущенка», разработанная И.Фоминой под влиянием этнической геометрии арт-деко и лаконичной резкости конструктивизма и духи «Красная Москва», А.Евсеева. Всем известные «Каменный цветок», «Черный ларец» и одеколон «Северное сияние», дизайн которого по одной из легенд принадлежал Малевичу, получают Грани При на Брюссельской выставке в 1958-ом году. 

Свобода формы, ассиметричность линий, цветовые контрасты бежевого, перламутрового и серебристого – такой упаковка становится в эпоху постмодерна. В 80-е были утверждены стандартные типы упаковок в виде картонной тары – например, алюминиевые, пластиковые или стеклянные банки.

Не обходит дизайн и Олимпийская тематика – знаменитым сувениром был одеколон «Мишка» в фигурном флаконе олимпийского символа. Настоящими знаменитостями становятся модели с упаковки духов «Саша» и «Наташа», которые стали своеобразной эмблемой 80-х. На имя девушки шли письма со всей страны. Многочисленные солдаты-срочники признавались таинственной незнакомке с упаковки духов в пылкой любви. «Саша» же такой популярностью у женского населения не пользовался – воспитанным советским девушкам и в голову не приходило писать письма незнакомцу. 

Екатерина Ненашева

1.0x